Достижения и недостатки Российского законодательства в области внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:12, сочинение

Описание

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Работа состоит из  1 файл

Эссе 1.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

«Санкт-Петербургский  Государственный Политехнический  Университет» 

Факультет Экономики и Менеджмента 

Кафедра «Финансы и Денежное Обращение» 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе 

по дисциплине «Валютно-финансовые отношения»

на тему

«Достижения и недостатки Российского законодательства в области внешнеэкономической деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила

                    студентка группы № 4076/3

     Туровская Н.В. 

                       Проверила: Волкова  Н.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

2011 г.

 

     Достижения  и недостатки Российского  законодательства в  области внешнеэкономической  деятельности. 

     Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных  и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

     В соответствии с законодательством  РФ под определением внешнеэкономическая  деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

     ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

     В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

     К работе над проектом Внешнеэкономической  стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном  этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

     Необходимость разработки этого документа обусловлена  тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

     Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического  воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

     Внутренние  причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к  инновационной модели социально-экономического развития. 

     Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.

     Государственное воздействие на субъекты внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.

     Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как публичных, так и частных интересов.

     Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:

     а) Обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития.

     Все государственное регулирование  направлено на эти цели, и, в частности, государство планирует экспортно-импортные операции, осуществляет таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить оттока капитала из страны и, следовательно, защитить свои экономические интересы.

     Таможенный  кодекс РФ (ТК РФ) является основным документом Таможенного законодательства РФ.

     Новая редакция ТК РФ отличается от ранее действующей редакции тем, что государство снижает административные барьеры для участников ВЭД.

     Новая редакция кодекса является шагом к международной интеграции РФ и будет способствовать присоединению России к ВТО.

     Вместе с тем, многие эксперты и специалисты выражают опасение в связи с тем, что до настоящего времени многие положения нового Таможенного кодекса РФ, имеющие отсылочные варианты, не подкреплены механизмами их реализации и подзаконными нормативными актами Правительства РФ и ГТК России

     Федеральный закон "О  Таможенном тарифе" и другие федеральные  законы требуют доработки и приведения его положения в соответствие с требованиями Соглашения ВТО в  части определения таможенной стоимости  товара для таможенных целей и порядка взимания таможенных пошлин. 

     б) Обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды.

     Государство устанавливает специальные требования к ввозу определенных товаров, предусматривая наличие у импортера сертификата  качества, ветеринарных, санитарных свидетельств. Обязательное наличие сертификата и знака соответствия продукции установленным требованиям предусмотрено в Законе РФ “О сертификации продукции и услуг” от 10 июня 1993 г.

     в) Обеспечение возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки.

     Повсеместно в практике мировой торговли применяются  ограничения по импорту ряда товаров. Эти ограничения могут быть как  временными, так и постоянными. Обладание  информацией по вопросам условий  осуществления экспорта является необходимой предпосылкой для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, для достижения должного уровня конкурентоспособности российских предпринимателей.

     г) Обеспечение государственных нужд.

     При поставке продукции для государственных  нужд предусмотрено также льготное кредитование, освобождение предприятий, поставляющих такую продукцию на экспорт, от обязательной продажи части валютной выручки. 

     д.) Обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей.

     Основными действиями по обеспечению конкурентоспособности отечественных предпринимателей являются предоставление и привлечение кредитов, финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций, и страхование рисков, связанных с этими операциями.

     е.) Обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу.

     В этих целях государство может  проводить льготное кредитование покупок  нового оборудования, осуществлять страхование  экспортных кредитов, предусматривать  ряд льгот по экспортно-импортным операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность как с целью обеспечения нужд отечественной промышленности, так и с целью продвижения российских товаров на зарубежные рынки.

     Действующая законодательная база нуждается  в развитии и совершенствовании, как в силу необходимости законодательного обеспечения ряда сфер этой деятельности, которые пока не регламентированы соответствующими законодательными актами, так и в  целях определенной корректировки ранее принятых в этой области законов.

     Первым  из важных направлений совершенствования  российского внешнеэкономического законодательства является приведение его в соответствие с нормами  ВТО.

     В Федеральном законе "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" ряд положений не соответствуют принципам этой организации. Так, экспорт услуг трактуется как вывоз с таможенной территории Российской Федерации, т.е. признается только трансграничная поставка услуги, тогда как ВТО различает несколько способов поставки услуг, в том числе через коммерческое присутствие иностранного поставщика на территории другой страны.

     Различаются принципы регулирования торговли услугами. При трансграничной торговле используются количественные ограничения, тарифы и т.п., при коммерческом присутствии - специальные меры, ограничивающие деятельность иностранных поставщиков на внутреннем рынке.

     Различается и регулирование торговли товарами. Особенно большие расхождения наблюдаются  по таким понятиям, как количественные ограничения, меры защиты внутреннего рынка, а также по процедурам разрешения споров.

     В российском законодательстве количественные ограничения как экспорта, так  и импорта согласно закону "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" могут вводиться в целях: обеспечения национальной безопасности; выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния внутреннего товарного рынка; защиты внутреннего рынка Российской Федерации. ВТО же более конкретно в определении условий введения количественных ограничений.

     Существенно отличаются подходы ВТО и действующего российского законодательства к  запретам экспорта и импорта. В ВТО  список условий, разрешающих их введение, более конкретен.

     Меры  защиты внутреннего рынка - еще одна сфера, где действующее российское внешнеэкономическое законодательство серьезно отличается от норм ВТО.

     В российском законе, например, возможность  применения защитных мер предусмотрена  лишь в общей форме (статья 18), антидемпинговые  и компенсационные меры в нем вообще не упомянуты, как и сами понятия демпинга и субсидии. Упущен ряд важных положений, придерживаться которых необходимо при применении защитных мер. Все это, безусловно, снижает возможности государства по защите внутреннего рынка.

     Что касается ВТО, то она предполагает использование трех групп мер защиты:

  • чрезвычайные защитные меры;
  • антидемпинговые меры;
  • компенсационные меры.

     Отмеченные  выше недостатки закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" призван был устранить закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Однако разработанный Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, этот закон был отклонен Президентом Российской Федерации, в том числе и по основанию несоответствия отдельных его положений нормам ВТО. В частности, существенным пробелом рассматриваемого закона названо то, что предусмотренные в нем защитные меры касаются лишь отечественной промышленности и не распространяются на сельское хозяйство.

Информация о работе Достижения и недостатки Российского законодательства в области внешнеэкономической деятельности