Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа
Налоги – один из древних экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, возможно регулирование потребления, стимулирования развития определенных отраслей, а также доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику и иные социальные явления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. Единый Социальный Налог: краткая справка……………………………4
2. Позиция ФНПР в отношении ЕСН…………………………………………11
3. Органы управления социальным страхованием…………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………..22
Единый
социальный налог
и отношение к
нему ФНПР (Федерация
независимых профсоюзов
России)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Единый
Социальный Налог: краткая
2. Позиция ФНПР в отношении ЕСН…………………………………………11
3. Органы управления социальным страхованием…………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРЫ………..22
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются одним из главных источников формирования доходов государства. Основной принцип государственной политики России в области налогообложения – создание стабильной налоговой системы. Поэтому вопросы правого регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в социальной и экономической жизни российского государства.
Налоги – один из древних экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, возможно регулирование потребления, стимулирования развития определенных отраслей, а также доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику и иные социальные явления.
Только всесторонний учет всех функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику страны.
На современном этапе в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, распределения и потребления, процессов производства. В Российской Федерации проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налоговой системы. В основных своих положениях она была построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость рыночных отношений. Но механизм системы налогообложения в Российской Федерации требует еще существенной обработки, учета особенностей перехода к рыночным отношениям периода своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обусловило разработку дальнейших мер по регулированию налогообложения и совершенствованию регулирующего законодательства.
Борьба
профсоюзов за улучшение трудового
законодательства – была и остается
одним из коренных направлений работы.
Восстановление социальной справедливости
в нашей стране – главный вызов, который
стоит перед российскими профсоюзами
сегодня.
1.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ:
краткая справка
Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом целевое назначение ЕСН сохранилось: он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь. Поступления от ЕСН зачисляются по установленным нормативам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.
ЕСН регулируется главой 24, которая вступила в силу 1 января 2001 (Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой.
ЕСН является прямым федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Единый социальный налог (ЕСН) — отменённый федеральный налог в Российской Федерации, зачислявшийся в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации) и предназначавшийся для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.1
С 1 января 2010 года вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.
Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).
Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).
Объект налогообложения.
Для налогоплательщиков первой группы объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые (выплачиваемые) в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (за исключением гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также связанных с передачей имущества в пользование).
Не
относятся к объекту
Объектом
налогообложения для
В
некоторых случаях
Налоговая база
Для
налогоплательщиков первой группы она
представляет собой сумму выплат
и иных вознаграждений, начисленных
налогоплательщиками за налоговый
период в пользу физических лиц. При
этом учитываются любые
Для налогоплательщиков второй группы налоговой базой является сумма доходов, полученных ими за налоговый период и в денежной, и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
- у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем налоговом периоде.
Суммы, не подлежащие налогообложению, включают различного рода государственные пособия, компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, и др.
Налогоплательщики первой группы определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налогоплательщики второй группы определяют налоговую базу как сумму доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговые льготы.
От уплаты налога освобождались:
- большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;
- компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
- страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;
выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;
другие доходы.
Также
не облагались налогом любые выплаты,
которые фирма не относила к расходам,
уменьшавшим налоговую базу по налогу
на прибыль. Единым социальным налогом
не облагались доходы сотрудников, которые
являлись инвалидами I, II и III группы. Чтобы
не платить налог с доходов инвалидов,
в налоговую инспекцию необходимо было
представить список инвалидов с номерами
и датами выдачи справок, подтверждавших
факт инвалидности.
Налоговый (отчетный) период.
Налоговым
периодом является календарный год.
Отчетными периодами для
Налоговые ставки.
Ставки налога указаны в статье 241 НК.
Порядок исчисления и уплаты налога
Сумма ЕСН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый внебюджетный фонд.
Налогоплательщики первой группы:
В течение отчетного периода
по итогам каждого