Естественные монополии в России: необходимость и варианты реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, реферат

Описание

Целью данной работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
• определить роль естественной монополии в экономике

Содержание

1.Введение 3
2. Естественные монополии: причины возникновения и генезис. 4
2.1.Естественная монополия 4
2.2 Причины возникновения естественных монополии и их генезис. 4
3.Инстуциональные основы существования и деятельности естественных монополий. 6
4.Необходимость, положительные и отрицательные эффекты деятельности естественных монополий. 7
4. Естественные монополии в России: варианты реформирования 12
5.Заключение. 14
6.Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

реферат гос рег.docx

— 131.60 Кб (Скачать документ)

Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти 2 монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем все вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше чем все?. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ.

В настоящее время часть ренты  перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего  в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению, через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников  и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам.

Роль «Газпрома» в современной  российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении  относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.

Далее мы хотим рассмотреть необходимость  существование естественных монополий  на примерах ОАО «Газпром» и  ОАО «РЖД».

Газовая промышленность. РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

Показатели чистой выручки от продажи газа за 2009 и 2010 года представлены на рисунке 3

 

Рис.3 Показатели чистой выручки от продажи газа в РФ

 

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная  валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром»  принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом  он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и  газораспределительными системами. «Газпром»  включает 8 газодобывающих объединений  и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое  предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки  газа.

 

28 апреля  2011 г. ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2010 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Таблица 1 - Аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2010 и 2009 гг. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей

 

Наименование показателей

За год, закончившийся

2010г.

2009 г.

Выручка от продаж

3 597 054

2 991 001

Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки

6 256

4 171

Резерв под обесценение активов и прочие резервы

(48 711)

(45 428)

Прибыль от продаж

1 113 822

856 912

Прибыль до налогообложения

1 273 703

979 435

Прибыль за год

997 993

793 793

Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога

13 597

50 906

Совокупный доход за год

1 011 590

844 699

Совокупный доход за год, относящийся к:

   

акционерам ОАО «Газпром»

981 280

835 182

доле меньшинства

30 310

9 517




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке представлена на рисунке 4:

Рисунок 4 - Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и  наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения  Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром»  имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно  на потребителя и тем самым  существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными  корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; его активы продемонстрированы на рисунке 5

 

Рис.5 Активы « Газэкспорта» на российском рынке в 2010г.

Жесткая вертикальная организационная  структура «Газпрома» позволяет  ему разрабатывать и реализовывать  перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные  инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних  рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления  взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром»  способен в обозримом будущем  стать мощным «локомотивом» экономики  России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных  условий для внешних конкурентов  с самыми негативными последствиями  не только для него, но и для страны в целом.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения  из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский  период, когда производство, транспортировка  и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной  структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко  укрепились.

Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%. Удельный вес ж/д транспорта в пассажирских перевозках достигает 45%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция – перевозки – создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Показатели производительности российских железных дорог за 2010г. продемонстрированы на рисунке 6:

Рис.6 Производительность РЖД за 2010.г

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2.5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

Таблица 2 - Показатели производительности российских железных дорог за 2009 г.

Вид деятельности

показатель

2005

2007

2008

2009

Грузовые перевозки

грузооборот (трлн т.км).

1,85

2,31

2,4

2,27

к пред. году

+3,1 %

-

+5 %

 

грузов (млрд т.).

1,40

1,34

1,30

1,11

к пред. году

+4 %

-

-

-

Пассажирские перевозки

пассажирооборот (млрд пасс.км.)

118,9

174,1

176

153,6

к пред. году

+3,8 %

-

+1 %

-

пассажиров(млн пасс.)

 

1352,8

1296

~1100

к пред. году

-

+2,5 %

-

-

 

численность персонала (тыс. чел.)

1127

1099

-

1075


 

В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ж/д транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии  и должна подвергаться государственному регулированию.

Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии  завышают цены, пользуясь своим монопольным  положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены  их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в  энергетике до 1995 года.

Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов  других компаний, заинтересованных в  низких ценах на газ, энергию, железнодорожные  перевозки. Это означает существование  значительного нерыночного сектора  в российской экономике, искажение  относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически  ничего не выигрывают на этом, поскольку  дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в  свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать – больше тратить энергии или  лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.

Выводы:

ОАО «Газпром»

  • «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики
  • «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа
  • Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития отечественной перерабатывающей промышленности , т.к существует необходимость в независимости от поставок оборудования по импорту.
  • Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация означала бы создание благоприятной конкурентной среды для зарубежных компаний, что навредит не только компаниям России, но и в стране в целом.

ОАО «Российские Железные дороги»

  • Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.
  • Перевозки – создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов.
  • Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. Будучи государственной корпорацией, «РЖД» обязано работать также и в убыточных сегментов транспортного рынка.

Информация о работе Естественные монополии в России: необходимость и варианты реформирования