Естественные монополии в России: необходимость и варианты реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, реферат

Описание

Целью данной работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть варианты реформ на примере крупнейших монополистов России. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
• определить роль естественной монополии в экономике

Содержание

1.Введение 3
2. Естественные монополии: причины возникновения и генезис. 4
2.1.Естественная монополия 4
2.2 Причины возникновения естественных монополии и их генезис. 4
3.Инстуциональные основы существования и деятельности естественных монополий. 6
4.Необходимость, положительные и отрицательные эффекты деятельности естественных монополий. 7
4. Естественные монополии в России: варианты реформирования 12
5.Заключение. 14
6.Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

реферат гос рег.docx

— 131.60 Кб (Скачать документ)

4. Естественные монополии в России: варианты реформирования

Лауреат Нобелевской  премии по экономике 1976 г. М. Фридмен отмечал, что не существует приемлемого решения проблемы технологической монополии. Возможен лишь выбор из трех зол – частной нерегулируемой монополии, регулируемой государством, и непосредственной хозяйственной деятельности государства.

Стратегия реформирования естественных монополий может реализовываться  по двум направлениям. идентифицируется сфера естественной монополии в рассматриваемой отрасли, выделяется структура-носитель наиболее существенных, специфических для естественной монополии свойств. Для выделенного естественно-монопольного ядра разрабатываются меры по регулированию и дерегулированию, обеспечивающие эффективность работы и максимизацию общественной полезности.

Первое направление  – меры прямого государственного вмешательства и создание барьеров входа в отрасль с целью  сохранения естественно-монопольной  структуры: установление цен (тарифов  на услуги) на уровне, выгодном обществу; целенаправленное выделение средств  на новые технологии и т.п.

Второе направление–меры опосредованного государственного вмешательства (через систему ряда законодательных и других институциональных актов) для создания и поддержки конкурентных сред, совместимых естественной монополией и вынуждающих ее работать в режимах, эффективных с позиции общественной полезности.

В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники одного считают  наличие конкуренции не только главным  условием, но и критерием эффективности  функционирования всей экономики. Предлагается отделение транспортных сетей, сохраняющих  монопольное положение, от производителей газа, электро- и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны поставляться в условиях конкуренции.

Вторая альтернатива заключается в расположении конкуренции  только после учета трансформационных  издержек, поскольку разукрупнения  крупнейших компаний. может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту трансакционных издержек в экономике, повышению тарифов при снижении инвестиций. Критерием здесь может стать оцененная стоимость реформируемой компании до и после трансформации: если капитализация возрастет (при расчете капитализации следует делать поправку на внешние эффекты, экстерналии, связанные с изменением воздействия на занятость и экологию), то намеченная реструктуризация оправдана. Соответственно реформа, вероятно, приведет к ускорению экономического роста.

В качестве главных задач реформирования естественных монополий выделены:

  • совершенствование системы регулирования естественных монополий, а также дерегулированию видов деятельности, не относящихся к сфере естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
  • повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков субъектов естественных монополий;
  • поэтапное прекращение практики перекрёстного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержки социально незащищенных групп населения;
  • углубление правовой регламентации взаимоотношение между участниками естественно-монопольных рынков, публичности цен (тарифов), введения единых правил доступа к сети на недискриминационной основе.

 

Вывод: Развитие отраслей естественных монополий во многом определяет экономическое развитие регионов и страны в целом. Для  эффективного функционирования экономики  необходима стабильная правовая база, поддерживающее промышленное развитие, формирование здоровой конкуренции  и прозрачных правил игры так, чтобы  деятельность более влиятельных  и крупных хозяйствующих субъектов  – от монополии до различных государственных  контролирующих органов – не подавляла  средний бизнес, а взаимодействовала  с ним и поддерживалась гражданско-правовыми  отношениями и законодательством. Следует продолжить совершенствование нормативной базы регулирования деятельности монополий, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.

5.Заключение.

Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой  экономики и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций, т.к. именно они выступают  основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть  образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных  корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном  уровне. Национальная экономика без  таких компаний обречена на пассивную  роль в общемировых экономических  отношениях. На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром».

По своим экономическим, техническим  и организационным характеристикам  российские естественные монополии (РАО  «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС) находятся  на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».

Функционирование естественных монополий  должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую  надо строить на основе перспективных  прогнозных оценок потребностей в услугах  и продукции естественных монополий  на отечественном и мировом рынках.

Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Кроме регулирования цен, определенную пользу — особенно в  нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективнее изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

В долгосрочной перспективе все  пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Однако огромные трудности  продвижения по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство  нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование  деятельности и реформирование монополий.

 

 

6.Список литературы

  1. Астапов К. –О государственном регулировании естественных монополий.- М. 2003,- №4/5. С. 287
  2. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. – Макроэкономика.-9 изд. Дополненное.- М.: Маркет ДС. 2009.- 426 с.
  3. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика Теория и Российская практика. – М. : Кнорус,2008.- 624 с.
  4. Нуреев Р.М. – Курс микроэкономики.-.2 –е изд., - М. : Норма: Инфра-М, 2010 .- 576с.
  5. Курс экономической теории : учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров : «АСА», 2006 г. – 832 с.
  6. О естественных монополиях : Федер. Закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147 – ФЗ Собрание законадательства РФ .- 1995.-№34, ст. 3426.- С.6400- 6412

 



Информация о работе Естественные монополии в России: необходимость и варианты реформирования