Европейская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС) — форма организации отношений стран — членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом.

Содержание

Введение 3

1. Становление и особенности 5

1.1 История становления европейской валютной системы 5

1.2 Особенности европейской валютной системы 13

2. Настоящее и будущее 18

2.1. Современное состояние европейской валютной системы 18

2.2.Перспективы развития европейской валютной системы 23

Заключение 35

Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

САНКТ.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

 

Прекращение бума в строительстве и кредитовании, сопровождавшееся проблемами в банковском секторе, как отмечается, спровоцировало производственный коллапс в некоторых странах Еврозоны. Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению кризиса и еще ряд одномоментных факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных фискальных дефицитов в таких странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также в Великобритании.

 

Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.

 

Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень различаются по странам. Например, в Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., был не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.

 

Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.

 

Согласно последним оценкам Еврокомиссии, бюджетный дефицит государств Еврозоны в 2009 г. возрос до 6,4% ВВП с 2% в предыдущем году В 2010 г. не исключается дальнейшее ухудшение этого показателя. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в г. уже в 78,2%. Авторы доклада считают вполне вероятным его дальнейший рост в текущем году.

 

Денежная политика стран ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные банки региона, также прибегал к значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти до нуля.

 

Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных с восстановлением общехозяйственной конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное ухудшение ситуации на рынке труда и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют по отношению к доллару может помешать расширению регионального экспорта и привести к новой рецессии.

 

По данным последнего доклад ООН, экономика 12 "новых" стран – членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии

 

Несмотря на то, что в конце прошлого года квартальные показатели свидетельствовали о некоторой экономической стабилизации в большинстве стран ЦВЕ, перспективы на 2011 остаются неопределенными. В государствах Балтии, по-видимому, продолжится рецессия, а в остальных ожидается небольшой рост. Таким образом, средний показатель теми роста общехозяйственной конъюнктуры, вероятно, не превысит 1,2% Возвращение к росту экономики воздействием внешних кредитов в текущем году считается маловероятным. Для дальнейшего развития этим странам следует в большей степени полагаться на внутренние сбережения расширения экспорта.

 

В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.

 

Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран Евросоюза мирового финансового кризиса лишились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.

 

В условиях кризиса правительства и центральные банки стран региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

2.2. Перспективы развития европейской валютной сиситемы

В 2011 г., как полагают, частное потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая слабое потребительское доверие, высокий уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную стоимость, предпринятое с целью увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.

 

Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.

 

Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.

 

В 2009 г. инфляция в "новых" странах Евросоюза была низкой в результате удешевления продовольственных товаров и энергоносителей и сокращения внутреннего спроса. Застойный рынок труда способствовал ослаблению давления в отношении заработной платы, в результате чего базовая инфляция в ряде стран была негативной величиной. Снижение уровня инфляции носило наиболее выраженный характер в странах с фиксированными валютными курсами. В то же время периоды обесценения валют в странах с гибкими валютными курсами внесли свой вклад в импорт инфляции. В 2011 г. инфляция в этой группе стран, как ожидается, останется низкой и может приблизиться к нулевой отметке в государствах Балтии.

 

Снижение экспорта и внутреннего спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом году к росту безработицы в регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В других странах этой группы безработица увеличилась на 2-3 процентных пункта – в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого показателя, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению структурной безработицы в указанном регионе.

 

В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста в отдельных странах Европы (%):

Таблица № 1. Экономический рост в странах ЕС

 

             

I             

II             

III             

IV             

V

 

Государства Евросоюза             

2,2             

2,9             

0,8             

-4,1             

0,5

 

ЕС-15             

2,1             

2,6             

0,6             

-4,2             

0,5

 

Австрия             

2,3             

3,5             

2,0             

-3,8             

1,0

 

Бельгия             

2,0             

2,9             

1,0             

-3,5             

0,4

 

Великобритания             

2,5             

2,6             

0,6             

-4,5             

0,6

 

Германия             

1,5             

2,5             

1,3             

-4,8             

1,2

 

Греция             

4,1             

4,0             

2,9             

-0,6             

-0,4

 

Дания             

1,5             

1,6             

-1,2             

-3,0             

1,1

 

Ирландия              

2,1             

3,6             

2,0             

-4,7             

0,0

 

Испания             

3,3             

3,6             

0,9             

-3,8             

-0,9

 

Италия             

1,2             

1,6             

-1,0             

-5,3             

0,1

 

Люксембург             

4,2             

6,5             

0,0             

-4,5             

0,4

 

Нидерланды             

2,1             

3,6             

2,0             

-4,7             

0,0

 

Португалия             

1,3             

1,9             

0,0             

-3,5             

0,1

 

Финляндия             

3,1             

4,2             

1,0             

-7,0             

0,0

 

Франция             

1,9             

2,3             

0,4             

-2,2             

0,7

 

Швеция             

2,6             

2,6             

-0,2             

-5,0             

1,5

 

Новые страны ЕС             

4,6             

6,2             

3,9             

-3,7             

1,2

 

Болгария             

5,6             

6,2             

6,0             

-5,7             

2,0

 

Венгрия             

3,6             

1,2             

0,6             

-6,0             

0,5

 

Кипр             

4,2             

6,1             

2,5             

-4,0             

1,0

 

Латвия             

7,2             

10,0             

-4,6             

-17,5             

-4,0

 

Литва             

6,9             

9,8             

2,8             

-15,9             

-3,8

 

Мальта             

2,2             

3,7             

2,1             

-3,8             

-0,6

 

Польша             

4,2             

6,8             

5,0             

1,1             

2,5

 

Румыния             

5,8             

6,3             

7,1             

-7,6             

0,1

 

Словакия             

5,7             

10,4             

6,4             

-4,5             

1,2

 

Словения             

4,3             

6,8             

3,5             

-5,5             

1,5

 

Чехия             

4,2             

6,1             

Информация о работе Европейская валютная система