Факторный анализ себестоимости и прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсовой работы является освоение теоретических основ курса "Экономика предприятия", а также приобретение практических навыков расчета экономических показателей, понимания их сущности и взаимосвязи. Выполнение работы позволит оценить влияние различных методов начисления амортизации и оценки запасов на себестоимость и прибыль предприятия, а также оценить влияние снижения цены на прибыль предприятия, его финансовую устойчивость, и показатели эффективности использования ресурсов.
Задачами выполнения курсовой работы является:
• освоение методики расчета ряда показателей, а также показателей, характеризующих их взаимосвязь;
• получение практических навыков выполнения аналитических исследований;
• понимание сущности и важности этих показателей в работе предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………….3 – 4
1. Расчет и анализ себестоимости и прибыли……….5 – 11
2. Оценка варианта снижения цены………………...12 – 16
3. Анализ взаимосвязи себестоимости, объема,
прибыли…………………………………………....17 – 23
4. Расчет и оценка показателей эффективности
использования производственных ресурсов……….24
Заключение…………………………………………...25
Список используемой литературы……………………26

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Варианты расчетов

FIFO и рав-

номерная

амортизация

FIFO и уско

ренная

амортизация

LIFO и рав

номерная

амортизация

LIFO и ускоренная

амортизация

Показатели

Выручка

       20200

      20200

      20200

      20200

Переменные расходы  всего,

вт.ч.прямые материальные затраты

•  заработная плата  рабочих

• переменная часть накладных  расходов

 

 

 

 

         3080

 

 

 

 

      3080

 

 

 

 

       3800

 

 

 

 

       3800

 

         5760

 

       5760

 

       5760

 

       5760

 

890

 

        890

 

         890

 

        890

Переменные затраты

9730

      9730

      10450

     10450

Маржинальный  доход

         10470

      10470

        9750

       9750

         

Постоянные расходы  всего,  в

т.ч.:

•амортизация      основных средств, в т.ч.

 

 

 

 

 

      1880

 

 

 

 

 

     3055

 

 

 

 

 

      1880

 

 

 

 

 

      3055

•амортизация    технологического оборудования

 

•постоянные      накладные расходы

 

 

      1680

 

 

      2464

 

 

       1680

 

 

        2464

 

 

       5960

 

 

       5960

 

 

       5960

 

 

         5960

Всего затрат

       9520

       11479

       9520

        11479

Чистая прибыль

        950

      -1009

       230

     -1729


 

 

 

 

 

                    

                        2. Оценка варианта снижения цены

В рыночных условиях производители  товара стремятся максимизировать получаемую ими прибыль, т.е. разницу между выручкой произведенной ими продукции и затратами па её производство. Принимая решение об объёме производства, менеджер стремится выбрать такой объём производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. Выбор во многом зависит от степени эластичности спроса, уровня затрат на производство продукции, а также соотношения переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.

Если снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка падает, спрос  не эластичен. Отсюда, если эластичность меньше единицы, то фирма может повышать цены и тем самым наращивать выручку и прибыль.

Если снижение цены компенсируется соответствующим ростом объёма продаж, так что общая выручка остаётся неизменной, то эластичность спроса равна  единице.

Если снижение цены вызывает такое снижение продаж, что общая  выручка возрастает, то спрос эластичен. В этом случае фирма может снижать цены и тогда выручка будет расти за счёт увеличения спроса. Однако увеличение объёма продаж не всегда приводит к увеличению прибыли предприятия.

Поэтому, принимая решение  о снижении цены для стимулирования спроса, менеджер должен оценить его  влияние на размер прибыли.

Используя исходные данные для определения влияния снижения цены па изменение прибыли необходимо выполнить следующие расчёты:

1. Прежде всего необходимо рассчитать увеличение объема продаж по формуле:

 

 

 

                                             ∆Q = ε • ∆ P

де    ∆ Q - прирост объёма продаж,  %;

           ε  - коэффициент эластичности  спроса;

          ∆ Р - процент снижения цены.

                                       

                                           ∆Q = 1,24 • 13.8 = 17.1%.

 

Цена единицы продукции  до снижения цены составляла:

                                             20200 : 8150 = 2.48

 

Выручка после снижения цены может быть рассчитана по формуле:

                   Q • (1 + ∆Q / 100) • Р • (1 - ∆Р / 110)

 ВН = 8150 • (1 + 17.1 / 100) • 2,48 • (1 – 13.8 / 110) = 20710 тыс. руб.

 

Общая сумма переменных издержек после увеличения объёма производства рассчитывается следующим образом:

                                 СперН  = Спер • (1 + ∆Q / 100),

где Спер - общие переменные издержки до снижения цены и увеличения объёма производства.

                     СперН  = 15690 • ( 1 + 17.1 / 100) = 18373 тыс. руб.

 

При снижении цены общие затраты составят:

                                     18373 + 1616 = 19989 тыс. руб.

 

Несмотря на увеличение объёма продаж на 17.1 % и реализации продукции, предприятие имеет небольшую прибыль:

                                    20710 – 19989 = 721 тыс. руб.

 

 

Изменение объёма продаж при условии сохранения прибыли  на прежнем уровне можно рассчитать по формуле:

                                                     ∆Р

                       ∆Q´ = ПС - ∆Р´ + (1 – Yпер) • Спе  ,


где ПС - прибыль на единицу продукции до изменения цены, руб.;

Yпер - удельный вес переменных издержек в себестоимости продукции до изменения цены;

Спе - полная себестоимость единицы продукции до снижения цены, руб.;

∆Р' - снижение цены, руб.

                                       2,48


        ∆Q´ =  355 – 2,18 + (1 – 0,9) • 1.92       = 0,075 или 7.5%

 

Коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падения прибыли, рассчитывается как:

                                        ∆Q´ • (Спе + Пс)

                           ε´ =          ∆Р'     


                                      0,075 • (1.92 + 35)

                         ε´ =            2,18                = 1.27


 

Увеличение объема продаж:

                                     ∆Q = 0.075 • 1.27 =  0.095 или 9.5  %

 

Выручка после снижения цены:

            Вн = 8924 х ( 1+ 7.5/100) х 2,18 х (1- 9/110) = 19240 тыс. руб.

Общая сумма переменных издержек после увеличения объема производства:

                       Сперн = 15690 х ( 1 + 9.5/100) = 17180 тыс. руб.

Всего издержек:

                                   17180 + 1616 = 18796 тыс. руб.

 

Чистая прибыль составит:

                                     19240 – 18796 = 444 тыс. руб.

 

Если мы последние  данные применим к методам оценки запасов LIFO и FIFO, это будет выглядеть так.

Для варианта, имеющего наибольшую прибыль, мы применим колонку 1 табл. 3.

Увеличение объёма продаж составит:

                                     ∆Q = 0.075 • 1.27 =  0.095 или 9.5  %

 

Выручка после снижения цены составит:

    ВН = 8150 • (1 + 7.5/ 100) • 2.18 • (1 – 9/ 110) = 17571 тыс. руб.

 

Общая сумма переменных издержек после увеличения объёма производства составит:

                          Спер = 9520 • (1 – 9.5 / 100) = 10424 тыс. руб.

 

Общая сумма издержек составит: 10424 + 1616 = 12040 тыс. руб.

 

Отсюда, в данном варианте при снижении цены на 7.5 % прибыль составит:

                    17571 тыс. руб. – 12040 тыс. руб. = 5531 тыс. руб.

 

   Для варианта, имеющего наименьшую прибыль,  мы применим колонку 3 табл. 3.

Увеличение объёма продаж составит:

                                     ∆Q = 0.075 • 1.27 =  0.095 или 9.5  %

Выручка после снижения цены составит:

    ВН = 8150 • (1 + 7.5/ 100) • 2.18 • (1 – 9/ 110) = 17571 тыс. руб.

 

Общая сумма переменных издержек после увеличения объёма производства составит:

                          Спер = 11479 • (1 – 9.5 / 100) = 12569 тыс. руб.

 

Общая сумма издержек составит: 12569 + 1616 = 14185 тыс. руб.

 

Отсюда, в данном варианте при снижении цены на 7.5 % прибыль составит:

                    17571 тыс. руб. – 14185 тыс. руб. = 3386 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

       3. Анализ взаимосвязи себестоимости,  объема, прибыли

Объектом маржинального  анализа является оценка различных, возможных решений, принимаемых в условиях конкуренции, позволяющая выбрать наиболее эффективные из них. Решения, которые принимает менеджер, могут быть эффективными, если они основаны на анализе взаимосвязей себестоимости, объёма и прибыли.

О наличии взаимосвязи  между прибылью, объёмом и себестоимостью проданного товара исчерпывающее представление даёт график 1, 2, 3.

График позволяет сразу  ответить на вопросы при каком  объёме продаж предприятие получит  прибыль и при каком объёме продаж её не будет.

Он также определяет точку, в которой затраты на производство и сбыт продукции будут равны выручке от продаж. Эта точка носит название критического объёма продаж.

Технология маржинального  анализа базируется на следующих  концепциях и зависимостях:

1. Маржинальный доход:  превышение выручки с продаж (В) над совокупными переменными затратами (Спер), относящимися к определенному уровню продаж:

                              МД = B – Cпep = Q(P - C¹пep) ,

где  Q - уровень продаж, нат. ед.;

        Р - цена единицы продукции,  ден.ед.;

 С¹пер - переменные издержки на единицу продукции, ден. ед.

                           МД = 8150  (2.48 – 1.92) = 4564 тыс. ед.

 

2. Коэффициент покрытия (kп) есть доля валовой маржи в выручке:

                                                kп =МД / В¹.

                                    kп = 4564 / 20200 = 0,22

 

 

3. Сила операционного  рычага:

                                    ОР = МД / П = I / I - а,

где П - прибыль предприятия  до налогов и процентов, ден.ед.

       а  - коэффициент структуры валовой  маржи:

                                           а = Спост / МД

                                      а = 1616 / 4564 = 0,35

                                   ОР = 4564 / 2894 = 1.57

Таким образом:

•    чем больше для постоянных затрат в валовой  марже, тем сила операционного рычага больше;

•    чем меньше доля прибыли в валовой марже, тем больше сила операционного рычага и риск деятельности предприятия.

4.  Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные  и постоянные затраты, отнесенные на данный товар.

Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю:

                                            ПR = Спост/ kп.

                              ПR = 1616 / 0,22 = 7345 тыс. руб.

 

5. Запас финансовой  прочности (кроме безопасности) - это величина допустимого снижения выручки в денежных единицах, при котором предприятие теряет прибыль и не имеет убытков:

                                          ЗФП = В - ПR

                       ЗФП = 20200 – 7345 = 12855 тыс. руб.

 

6.  Запас надежности (ЗН) - это запас финансовой прочности  в относительных единицах:

                                           ЗН = 1 – а

                                   ЗН = 1 – 0,35 = 0,65

 

7. Существует аналитическая  взаимосвязь между силой операционного рычага и запасом финансовой прочности.

Эту взаимосвязь характеризует  универсальное уравнение, показывающее, что произведение запаса надежности и силы операционного рычага в результате всегда будет давать единицу, а именно:

Информация о работе Факторный анализ себестоимости и прибыли предприятия