Факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:04, контрольная работа

Описание

В настоящей работе рассмотрены следующие вопросы:
Понятие постоянных и переменных факторов производства.
Закон убывающей производительности переменного
фактора производства.
Монополия и монопсония на рынке ресурсов
Антимонопольное законодательство
Общий, средний и предельный доход фирмы: понятие,
измерение, взаимосвязь, тенденции изменения
Рынок ценных бумаг
Эластичность спроса по доходу. Нормальные товары и
товары Гиффена
Задача №24
Задача №20

Содержание

Введение
1. 25. Вопрос. Понятие постоянных и переменных факторов производства. Закон убывающей производительности переменного фактора производства. Стр. 4
2. 52. Вопрос. Монополия и монопсония на рынке ресурсов. Стр.6
3. 79. Вопрос. Антимонопольное законодательство. Стр.9
4. 32. Вопрос. Общий, средний и предельный доход фирмы: понятие, измерение, взаимосвязь, тенденции изменения. Стр.12
5. 59. Вопрос. Рынок ценных бумаг. Стр.14
6. 6. Вопрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные товары и товары Гиффена. Стр.16
Задача №24
Задача №14
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА 3.docx

— 110.42 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

       Введение

  1. 25. Вопрос. Понятие постоянных и переменных факторов производства. Закон убывающей производительности переменного фактора производства. Стр. 4
  2. 52. Вопрос. Монополия и монопсония на рынке ресурсов.  Стр.6
  3. 79. Вопрос. Антимонопольное законодательство. Стр.9
  4. 32. Вопрос. Общий, средний и предельный доход фирмы: понятие, измерение, взаимосвязь, тенденции изменения. Стр.12
  5. 59. Вопрос. Рынок ценных бумаг. Стр.14
  6. 6. Вопрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные товары и товары Гиффена. Стр.16

    Задача  №24

    Задача  №14

    Заключение

    Список  использованной литературы   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

               В современных условиях понятием экономика определяют совокупность производственных отношений и отраслей народного хозяйства, связанных с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ и услуг. Экономика включает такие разделы экономической теории, как макроэкономика, экономика отрасли, микроэкономика.

                 Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучаются маломасштабные экономические процессы на уровне предприятий, организаций, учреждений, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также закономерности формирования и функционирования отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов, поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства.

                В настоящей работе рассмотрены следующие вопросы:

              Понятие постоянных и переменных факторов производства.    

              Закон убывающей производительности переменного  

              фактора производства.

              Монополия и монопсония на рынке ресурсов

              Антимонопольное законодательство

              Общий, средний и предельный доход фирмы: понятие,           

              измерение, взаимосвязь, тенденции изменения

              Рынок ценных бумаг

              Эластичность спроса по доходу. Нормальные товары и         

              товары Гиффена 

              Задача №24

              Задача №20 
     
     
     

         25. Вопрос. Понятие постоянных и переменных факторов         производства. Закон убывающей производительности переменного фактора производства.

        Понятие постоянных и переменных факторов производства.  

    Чтобы производить товары, осуществлять производственную деятельность, предприятию (фирме) необходимо иметь факторы производства – те ресурсы, которые реально вовлекаются в производственный процесс и используются для создания продукта. Ими являются труд, земля и капитал. Взаимодействие факторов производства, в результате которого создается продукт, и есть производство.

    Используемые  факторы производства разделяются  на постоянные и переменные. Постоянными факторами производства называют такие, количество которых остается неизменным при производстве данного товара (например, станочное оборудование при производстве данной партии обуви).

    Переменные  факторы производства – те факторы, количество которых изменяется при производстве данного продукта (например, электроэнергия, сырье).

    Производство  каждого продукта требует наличия  конкретных факторов производства, при  том в определенных сочетаниях.  
     

    Закон убывающей производительности переменного  фактора производства. 

    Чтобы увеличить производство пользующегося  спросом продукта, производители  нередко привлекают дополнительное число работников. Оказывается, эта  мера имеет определенные границы  применения. Предположим, в ответ  на осенний рост спроса на теплые сорочки, владелец швейной мастерской сначала  перевел мастерскую на двухсменную  работу, затем поставил в нее дополнительное количество швейных машин, таких  же, как те, которыми была оснащена мастерская, и нанял необходимое дополнительное количество работниц. Сначала, вследствие использования эффекта углубления общественного разделения труда, его  более глубокой специализации, выпуск продукции резко увеличивается, предельная производительность труда  растет. Но когда работниц в помещении  становится слишком много, условия  их труда и его эффективность  снижаются. Это и есть проявление названного закона.  

    Согласно  закону убывающей предельной производительности, при увеличении использования одного фактора производства и неизменности остальных, его предельная  отдача, начиная с какого-то момента, снижается. Чаще всего, как в приведенном ниже примере, речь идет о дополнительном применении труда. Тогда говорят об убывающей предельной производительности переменного фактора производства при фиксированных затратах постоянных факторов. Другим примером проявления закона  убывающей предельной производительности труда служит максимизация  производства одного из товаров при определении объема производства в простейшей модели выбора – кривой производственных возможностей.

    Закон этот не носит абсолютного характера, он действует до тех пор, пока остальные  факторы  производства неизменны. В  долгосрочном периоде все факторы  производства переменны. Технический  прогресс, новые технологии, рост квалификации работников позволяют вновь увеличить  предельную производительность труда. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    52. Вопрос. Монополия  и монопсония на  рынке ресурсов.

        Закон ограниченности ресурсов: экономические ресурсы недостаточны по своему объему производительности для полного удовлетворения всех потребностей при данном уровне развития. Их применение в одной сфере исключает возможность одновременного их использования в другой. Все ресурсы являются небесплатными, ограниченными и редкими. Достаточно распространено понятие ограниченности ресурсов. Только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, не ограничены. Но рациональное их использование может повысить конкурентоспособность производителя, заинтересованного в эффективном использовании ресурсов и максимизации прибыли, а также удовлетворить часть человеческих потребностей. Объективные основы конкурентоспособности производителей на рынке определяются их способностью выдерживать конкуренцию с другими производителями, действующими в этом же сегменте рынка и производящими аналогичную продукцию, а также достижением и удержанием в течение продолжительного периода времени сильной конкурент- ной позиции. Это является главным условием успешного функционирования, выражаемого в конечном итоге в показателях прибыльности. Для этого, с одной стороны, нужно знать основные характеристики той конкурентной позиции, которую нужно занять в перспективе, а с другой – иметь четкое представление о том, какими ресурсами и возможностями, дающими конкурентное преимущество, для этого надо обладать и какие из них ей действительно доступны или будут доступны. Для достижения высокой конкурентоспособности производители используют: — стратегический менеджмент; — стратегический маркетинг. Стратегический менеджмент является основным инструментом обеспечения конкурентоспособности производителей. Он включает в себя построение и реализацию модели конкурентоспособности. Стратегический маркетинг – один из методов обеспечения конкурентоспособности производителей. Он занимает подчиненное положение по отношению к стратегическому менеджменту и может быть эффективно использован при наличии определенных внешних условий. Основной целью маркетинга является максимально полное удовлетворение потребностей целевых потребителей. Поэтому управление конкурентоспособностью производителей , которое осуществляет свою деятельность в конкурентной среде и ставит перед собой долгосрочные цели развития, должно иметь стратегическую направленность. 7 типология монополий Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида. Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т.е. имеются единственный продавец и много покупателей). Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеются единственный покупатель и множество продавцов). В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций. Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспро- изводимые элементы производства. Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства. Технологические – сознательно поддерживаемые монополии. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Появление избыточного капитала в одной отрасли, не способного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX в., когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами. В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                  79. Вопрос. Антимонопольное законодательство.

          Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

        Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

       Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине XIX века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

       Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

          Основным документом, регламентирующим конкурентные отношения в Республике Беларусь, является закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 01.03.1993г. этот закон определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности.

        Основным государственным органом, реализующим антимонопольное законодательство РБ, стал образованный в 1992 г. государственный комитет РБ по антимонопольной политике. Позднее он был преобразован в Министерство по антимонопольной политике. Затем эти функции стало выполнять Министерство предпринимательства и инвестиций. В настоящее время методологическим и информационно-аналитическим центром в области антимонопольного законодательства является департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства Экономики РБ. В этом департаменте сосредоточена вся информация о реальном состоянии республиканских и местных торговых рынков, на основе которой разрабатываются подходы и осуществляется антимонопольное регулирование экономики.

         С целью реализации антимонопольного законодательства в 2000 г. было утверждено положение «О государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ». Это реестр имеет двухуровневую структуру: республиканский и местный уровни.

        Реестр включает 3 раздела: 1) перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии; 2) перечень хозяйствующих субъектов, неотносящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности; 3) перечень хозяйствующих субъектов, неотносящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования.                                 

       За деятельностью субъектов хозяйствования, включенных в реестр, осуществляется наблюдение со стороны государственных органов путем анализа государственной статистической отчетности. Основанием для включения предприятия в реестр является установление факта его доминирования на соответствующем товарном рынке. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Факторы производства