Фермерство украины. Угрозы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Описание

В первые годы, когда на повестку дня встал вопрос о переходе к рыночной экономике, основное внимание уделялось необходимости преобразования неэффективной колхозно-совхозной аграрной экономики в индивидуально-фермерскую. Причем развитие фермерства экономисты и социологи рассматривали как основной фактор подъема сельскохозяйственного производства.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ УКРАИНЫ.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

В первые годы, когда  на повестку дня встал вопрос о переходе к рыночной экономике, основное внимание уделялось необходимости преобразования неэффективной колхозно-совхозной аграрной экономики в индивидуально-фермерскую. Причем развитие фермерства экономисты и социологи рассматривали как основной фактор подъема сельскохозяйственного производства.

Сейчас в Украине, где на трех городских жителей приходится один сельский, а из последних половина пенсионеров, возможности индивидуальных фермерских хозяйств, основанных на ручном труде, крайне ограничены. Без необходимой технической базы и соответствующей инфраструктуры они не способны обеспечить даже минимальные потребности городов в продовольствии и эффективную обработку всех сельхозугодий. Нынче уже нет и большой семьи как кадровой основы для массового примитивного фермерства, но еще нет малой техники для механизации небольших фермерских хозяйств. Вся техника, которая есть и выпускается у нас, является не только низкоэффективной, но и приспособленной для больших колхозов и совхозов-латифундий; ее крайне мало для миллионов (а не тысяч) фермерских хозяйств. Нет и необходимой инфраструктуры снабжения села запчастями, ремонта техники, обеспечения удобрениями, гербицидами, горючим и т.д.

Значит, в ближайшие годы даже если будет создана необходимая правовая база, фермерство Украины имеет достаточно ограниченные перспективы и не сможет стать доминирующей формой ведения сельского хозяйства. Хотя, конечно, отдельные фермеры во главе с «крепкими мужиками» и могут показывать примеры эффективности вопреки всем условиям.

Но к реформированию собственности проблема аграрной реформы не сводится. Необходимы изменения во всей системе регулирования аграрных отношений, наиболее болезненными из которых являются проблемы кредитования сельского хозяйства, госзакупок сельхозпродукции, а также налогообложения, занятости и безработицы, права свободной (или несвободной) продажи и покупки земельных участков.

Ежегодные эмиссионные  кредиты для проведения весенней посевной кампании и закупок сельхозпродукции в августе-октябре и прежде всего зерновых, семян подсолнечника, сахарной свеклы — головная боль украинской экономики. Ведь вследствие того, что в бюджете нет реальных денег на кредитование сельского хозяйства и государственных закупок сельхозпродукции, а государство вынуждено каждый год прибегать для этих целей к очередной кредитной эмиссии, и происходил в 1992 — 1994 годах взрыв инфляции в сентябре-декабре каждого года и обвальное (в 3 — 5 раз) падение курса национальной валюты. 

Не имея же государственных льготных кредитов, предприятия сельского хозяйства смогут провести весенние полевые работы или получив под реальные проценты кредит в коммерческом банке, или заключив фьючерсные контракты на продажу продукции с торговыми, заготовительными и посредническими организациями. Но возникает вопрос, где взять многотриллионные капитальные вложения для создания этих рабочих мест и их эксплуатации, тем более, что значительная часть социальной сферы — это бюджетные организации. У государства этих средств не было и во времена Госплана и всеобщей распределительной системы, а сейчас оно вообще банкрот. А рассчитывать на частные капитальные вложения в ближайшие годы тоже не приходится, ибо предприятия эти вряд ли будут рентабельными ввиду всеобщего обнищания сельского населения, резкого снижения платежеспособного спроса на услуги, натурализации хозяйства. Да и для превращения малоквалифицированных колхозных и совхозных рабочих в работников образования, культуры, здравоохранения, бытового и торгового обслуживания нужно время и большие средства. Поэтому трудоустраивать сельских безработных придется на сезонных работах в коллективных и фермерских хозяйствах и, вопреки нынешним законам, все же наделять небольшими участками земли (без права продажи на ближайшие 5-10 лет), чтобы они смогли прокормить себя и свои семьи. 

По мнению А.Лобача, мораторий на продажу сельскохозяйственных земель является блокиратором, который  препятствует привлечению финансирования в аграрный сектор, поскольку земля  не может использоваться в качестве залога для привлечения банковского кредитования. 
 
Он также отметил, что компании, обрабатывающие землю на правах краткосрочной аренды, не заинтересованы вкладывать средства в обеспечение плодородия земли.

Информация о работе Фермерство украины. Угрозы и перспективы