Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:40, реферат
В первые годы, когда на повестку дня встал вопрос о переходе к рыночной экономике, основное внимание уделялось необходимости преобразования неэффективной колхозно-совхозной аграрной экономики в индивидуально-фермерскую. Причем развитие фермерства экономисты и социологи рассматривали как основной фактор подъема сельскохозяйственного производства.
В первые годы, когда на повестку дня встал вопрос о переходе к рыночной экономике, основное внимание уделялось необходимости преобразования неэффективной колхозно-совхозной аграрной экономики в индивидуально-фермерскую. Причем развитие фермерства экономисты и социологи рассматривали как основной фактор подъема сельскохозяйственного производства.
Сейчас в Украине, где на трех городских жителей приходится один сельский, а из последних половина пенсионеров, возможности индивидуальных фермерских хозяйств, основанных на ручном труде, крайне ограничены. Без необходимой технической базы и соответствующей инфраструктуры они не способны обеспечить даже минимальные потребности городов в продовольствии и эффективную обработку всех сельхозугодий. Нынче уже нет и большой семьи как кадровой основы для массового примитивного фермерства, но еще нет малой техники для механизации небольших фермерских хозяйств. Вся техника, которая есть и выпускается у нас, является не только низкоэффективной, но и приспособленной для больших колхозов и совхозов-латифундий; ее крайне мало для миллионов (а не тысяч) фермерских хозяйств. Нет и необходимой инфраструктуры снабжения села запчастями, ремонта техники, обеспечения удобрениями, гербицидами, горючим и т.д.
Значит, в ближайшие годы даже если будет создана необходимая правовая база, фермерство Украины имеет достаточно ограниченные перспективы и не сможет стать доминирующей формой ведения сельского хозяйства. Хотя, конечно, отдельные фермеры во главе с «крепкими мужиками» и могут показывать примеры эффективности вопреки всем условиям.
Но к реформированию собственности проблема аграрной реформы не сводится. Необходимы изменения во всей системе регулирования аграрных отношений, наиболее болезненными из которых являются проблемы кредитования сельского хозяйства, госзакупок сельхозпродукции, а также налогообложения, занятости и безработицы, права свободной (или несвободной) продажи и покупки земельных участков.
Ежегодные эмиссионные
кредиты для проведения весенней
посевной кампании и закупок сельхозпродукции
в августе-октябре и прежде всего зерновых,
семян подсолнечника, сахарной свеклы —
головная боль украинской экономики. Ведь
вследствие того, что в бюджете нет реальных
денег на кредитование сельского хозяйства
и государственных закупок сельхозпродукции,
а государство вынуждено каждый год прибегать
для этих целей к очередной кредитной эмиссии,
и происходил в 1992 — 1994 годах взрыв инфляции
в сентябре-декабре каждого года и обвальное
(в 3 — 5 раз) падение курса национальной
валюты.
Не имея же государственных
льготных кредитов, предприятия сельского
хозяйства смогут провести весенние полевые
работы или получив под реальные проценты
кредит в коммерческом банке, или заключив
фьючерсные контракты на продажу продукции
с торговыми, заготовительными и посредническими
организациями. Но возникает вопрос, где
взять многотриллионные капитальные вложения
для создания этих рабочих мест и их эксплуатации,
тем более, что значительная часть социальной
сферы — это бюджетные организации. У государства
этих средств не было и во времена Госплана
и всеобщей распределительной системы,
а сейчас оно вообще банкрот. А рассчитывать
на частные капитальные вложения в ближайшие
годы тоже не приходится, ибо предприятия
эти вряд ли будут рентабельными ввиду
всеобщего обнищания сельского населения,
резкого снижения платежеспособного спроса
на услуги, натурализации хозяйства. Да и для
превращения малоквалифицированных колхозных
и совхозных рабочих в работников образования,
культуры, здравоохранения, бытового и торгового
обслуживания нужно время и большие средства.
Поэтому трудоустраивать сельских безработных
придется на сезонных работах в коллективных
и фермерских хозяйствах и, вопреки нынешним
законам, все же наделять небольшими участками
земли (без права продажи на ближайшие 5-10 лет),
чтобы они смогли прокормить себя и свои
семьи.
По мнению А.Лобача,
мораторий на продажу сельскохозяйственных
земель является блокиратором, который
препятствует привлечению финансирования
в аграрный сектор, поскольку земля
не может использоваться в качестве
залога для привлечения банковского кредитования.
Он также отметил, что компании, обрабатывающие
землю на правах краткосрочной аренды,
не заинтересованы вкладывать средства
в обеспечение плодородия земли.
Информация о работе Фермерство украины. Угрозы и перспективы