Финансовые платформы» местных правительств Китая: спасение в кризис или бомба замедленного действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание

Среди причин глобального кризиса конца 2000-х годов находится множество фундаментальных экономических и социальных перемен в ведущих странах. Все они заняты поиском новых факторов устойчивого роста. Для этого необходимо решить проблемы, вызвавшие кризис, и тем самым определить динамику мирового хозяйства на ближайшие десятилетия. Главная задача — обеспечить оптимальное обновление производства, экономики и общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 54.48 Кб (Скачать документ)

Решение проблемы.Как можно видеть, сформировавшаяся в последние годы ссудная задолженность «финансовых платформ» — это бомба замедленного действия, которая, если ее своевременно не обезвредить, может серьезно подорвать устойчивость китайской банковской системы и экономику отдельных регионов страны. Осознавая опасность такого развития событий и необходимость исправить сложившуюся ситуацию, Госсовет КНР 10 июня 2010 г. издал циркуляр No 19 «Об усилении управления финансовыми платформами местных правительств», во многом определивший дальнейшую судьбу этих компаний. Циркуляр предписывает провести еще одну всестороннюю проверку деятельности созданных инвестиционных компаний, но теперь это должны делать правительства всех уровней, которые обязаны принять оперативные меры по устранению выявленных нарушений. По итогам ревизии долговое бремя компаний должно быть разделено на три вида:

— задолженность, от реализации проектов общественного назначения и подлежащая погашению в основном за счет бюджетных средств;

— задолженность, от реализации приносящих операционный доход проектов общественного назначения и подлежащая погашению в основном за счет собственной прибыли;

— задолженность, от  финансированиия коммерческих проектов.

Компании, которые занимаются преимущественно проектами общественного  назначения, не приносящими коммерческий доход, отстраняются от инвестирования в такие проекты. Их дальнейшее финансирование должно осуществляться непосредственно из бюджета. Сами же компании, если в их функции, помимо финансирования, не входило строительство и управление созданными объектами, после урегулирования накопленной задолженности подлежат ликвидации.

Таким образом, Госсовет предпринял попытку дисциплинировать местные  власти, фактически лишив их «волшебного  кошелька» в виде «платформ», активно  использовавшихся для финансирования затратных и низкоприбыльных проектов общественного назначения. Впредь «финансовые платформы» местных правительств имеют право инвестировать только в создание объектов общественного назначения, приносящих стабильный доход, а также в чисто коммерческие проекты. При этом кредиты, которые объективно можно полностью погасить за счет собственных средств заемщика, по результатам проверки должны быть переведены в категорию «обычных корпоративных кредитов».

С учетом изложенных нововведений банковским структурам предписано провести тщательный анализ всех действующих кредитных соглашений, заключенных с «финансовыми платформами», на предмет оценки финансового состояния заемщика, источников погашения займа, достаточности и достоверности собственного капитала, качества залогового обеспечения и поручительства. Особое внимание должно быть уделено целевому использованию кредитных средств: впредь ссуда может выдаваться лишь под конкретный инвестиционный проект, а заемщиком может выступать только официально уполномоченное юридическое лицо. При этом в качестве обеспечения по кредиту могут приниматься исключительно активы, связанные с проектом, или права на будущую прибыль от него. Названные ограничения призваны противодействовать распространенному нарушению в деятельности «платформ». Циркуляром No 19 предусмотрены и другие меры, направленные на минимизацию банковских рисков при финансировании правительственных инвестиционных компаний. В частности, подчеркивается обязательность внесения местными правительствами при создании финансовых компаний взносов в их капитал в установленном законодательством объеме, при этом запрещается передавать государственные активы общественного пользования (школы, больницы, парки), которые в случае необходимости нельзя реализовать для погашения кредита.

Вместе с тем рассматриваемый  правительственный документ содержит ряд положений, способных существенно  осложнить жизнь китайских банкиров. Фактически теперь кредитор лишается негласно существовавших гарантий безусловного погашения кредита даже в случае неплатежеспособности заемщика.

Кроме того, в очередной раз установлен прямой запрет правительствам всех уровней, правительственным структурам и дотируемым учреждениям, финансируемым за счет бюджетных средств, прямо или косвенно выступать поручителями по кредитам инвестиционных компаний (если иное не предусмотрено отдельными решениями Госсовета КНР). Это фактически делает ранее выданные банкам гарантии юридически несостоятельными и дает местным чиновникам полную свободу в принятии решения относительно исполнения своих обязательств в качестве поручителя по кредиту.

Комиссия по надзору за банковской деятельностью 17 декабря 2010 г. издала собственную директиву — «Об усилении контроля и управления кредитными рисками местных финансовых платформ». Документ обязывает банки разделять привлекаемые «платформами» кредиты на пять категорий в зависимости от финансового состояния заемщика, характера проекта, под который выдаются средства, и качества обслуживания кредита. Для каждой категории вводятся соответствующие коэффициенты риска, которые рассчитывают на основе уровня покрытия кредита. Для полностью покрытых займов коэффициент риска составляет 100%, в основном покрытых — 140, покрытых наполовину — 250, непокрытых — 300%. Эта мера направлена на более объективное отражение степени рискованности предоставления займов «финансовым платформам» местных правительств.

Раньше коммерческие банки  не выделяли кредиты местным «финансовым  платформам» в отдельную категорию, относя их к стандартным корпоративным  кредитам с коэффициентом риска 100%. Установление новых, повышенных коэффициентов  вынудит банки увеличить отчисления на создание резервов под возможные  потери. Это, в свою очередь, приведет к снижению показателя достаточности  капитала, следовательно, ограничит  возможности банковского сектора  по наращиванию объемов кредитования. По некоторым оценкам, за счет более  высоких требований к резервам и пересмотра рисковых коэффициентов уровень достаточности капитала четырех госбанков может снизиться на 1,4 п.п.

Таким образом, на банки возлагается  серьезная задача по всестороннему  анализу финансового состояния  заемщиков - «платформ», источников погашения, достаточности и достоверности собственного капитала, платежеспособности контролирующих их местных правительств, а также по оценке проекта на предмет его соответствия государственной политике макрорегулирования, национальным и отраслевым планам развития, земельному законодательству и многим другим требованиям. Смогут ли банковские учреждения эффективно осуществлять такую проверку в условиях активного противодействия местных властей, заинтересованных в сохранении прежних комфортных условий существования? Что в итоге возобладает: осторожность и чувство самосохранения или естественное для любой коммерческой структуры желание извлекать максимальную прибыль, не всегда считаясь с сопутствующими рисками?

Что же будет?По оценкам экспертов, пик выплат по кредитам, выданным «платформам» в 2009 г., придется на 2012—2013 гг. Удастся ли банкам, действуя в соответствии с новыми требованиями надзорных органов, обеспечить своевременный возврат выданных средств? Определенную тревогу вызывает то, что до сих пор не опубликованы данные о заемной деятельности «платформ» за второе полугодие 2010 г. и за весь 2010 г. Сама тема «платформ» на несколько месяцев практически исчезла с первых полос китайских газет.

Аудиторское управление Китая 1 марта 2011 г. неожиданно объявило о начале ревизии «финансовых платформ» и правительственной задолженности в масштабах всей страны. А это означает глобальные изменения в экономической политике Китай в преддверии новой волны кризиса.

Долги местных правительств Китая  могут оказаться на 540 млрд долларов выше оценки аудиторов. Это угрожает банковской системе страны, предупреждает рейтинговое агентство Moody's. Высокое долговое бремя может привести к тому, что страна столкнется с «отложенным» банковским кризисом.

Долговое бремя местных правительств Китая может быть на 3,5 трлн юаней (540 млрд долларов) выше, чем оценили аудиторы. Это грозит банкам серьезными убытками, сообщает во вторник рейтинговое агентство Moody's.

«Возможный размер проблемных кредитов в китайских банках ближе к «стрессовому варианту», чем к базовому сценарию»

Подобный масштаб долгов угрожает банковской системе Китая. Рейтинговое агентство не исключает, что может изменить свой прогноз  для банковской системы на негативный, если Пекин не разработает четкого  плана по избавлению от долгового  бремени, сообщает Reuters.

По оценке государственного китайского аудитора, на местных правительствах висят долги размером до 10,7 трлн юаней – почти 15% ВВП страны, причем 8,5 трлн юаней из этой суммы приходится на банки. Однако Moody's проверило расхождения в данных, предоставленных различными органами власти Китая, и решило, что объем долгов больше.

Moody's выявило дополнительные долги, сравнив оценку государственного аудитора с оценкой банковского регулятора. Агентство отметило, что государственный аудитор, судя по всему, исключил эту задолженность из своей оценки, посчитав, что она не связана с местными правительствами. По словам аналитика Moody's Ивонна Чжана, это говорит о том, что кредиты неправильно оформлены и вряд ли будут погашены.

«Возможный размер проблемных кредитов в китайских банках ближе к  «стрессовому варианту», чем к базовому сценарию», – отмечают в Moody's.

Волна региональных дефолтов в Китае  может увеличить долю безнадежных  долгов в кредитном портфеле китайских  банков до 12% от общего числа кредитов, что выше базового сценария, предполагающего 5–8%. Стрессовый сценарий предполагает плохие долги в 10–18%.

Moody's ожидает, что Пекин постепенно наведет порядок в области государственных долгов, а китайское правительство позволит банкам разобраться с частью проблемных кредитов самостоятельно. В противном случае долги местных правительств могут ввергнуть Китай в долговой кризис.

Аналитики давно называют долги  региональных правительств слабым местом китайской экономики, причем некоторые займы считаются дефолтными. В начале июня Китай объявил, что спишет 2–3 трлн юаней (300–470 млрд долларов) региональных долгов, чтобы снизить риск возможной волны дефолтов.

Вывод. В отличие от западных экономик, которые вошли в кризис, перегруженные огромными социальными расходами, госдолгами и бюджетными дефицитами, Китай вступил в него, так сказать, налегке. Поэтому стандартная "антикризисная терапия", клонящаяся к росту госрасходов, социальных трат и дефицитов, Китаю помогла, а западные экономики только еще дальше загнала в тупик. Различие было похоже на разницу в действии антибиотика на того, кто никогда им не злоупотреблял, и на того, кто сдуру глушил себя этим лекарством при каждом насморке. Западные экономики вместо выздоровления увязли в стагнации и долгах, а Китай продолжает стремительно расти, отделавшись пока только ростом инфляции и "пузырями" на рынке недвижимости. Китайская модель выжила, чего не скажешь о многих прочих.

Но все экономические  модели имеют свой ресурс — отнюдь не безграничный. Сейчас весь мир следит за тем, как Китай справится с раздутым долгом, в котором он может смело винить «финансовые платформы» местных правительств. Несмотря на принятые меры для усиления контроля над ними, думаю, результат заимствования местными правительствами в лице финансовых платформ больших сумм кредита негативно скажется на нынешней экономике государства, но послужит бесценным опытом для экономических управленцев страны. Сегодня, когда многие опасаются второй волны кризиса, и подводя итоги первой волны, разрабатывают новую политику защиты государства, Китаю будет полезно пересмотреть и проанализировать свои действия для того, чтобы впредь не допускать былых ошибок и сразу жестко контролировать такое спасительное, на первый взгляд, мероприятие как создание финансовых платформ.

Нужно четко определить, стоит ли «игра свеч», т.е. сможет ли Китай использовать такую политику в последующем БЕЗ риска впасть в яму государственных долгов, объективно оценить свои возможности  по контролю данной сферы социальной экономики и, при возможности  заранее разработать комплекс мер  по ограничению негативного влияния  такой политика на последующее финансвовой состояние страны, ведь по сути, из кризиса Китай выбрался очень достойно. Конечно ,это произошло не только благодаря использованию «финансвовых платформ» , но и других социальных ( как, например, ограничесние рождаемости), финансовых и других программ, но не стоит занижать влияние финансовых платформ.Все что нужно сделать Китаю, это научиться пользоваться политикой финансовых платформ местных правительств без причинения отложенного вреда государству. А возможно это или нет, покажет время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Интернет  источники:

  1. http://www.kabmir.org/-Хроника Глобального Мира. Образовательный сайт.

Журналы, статьи, публикации:

  1. Груздев А.«Финансовые платформы» местных правительств и их роль в кредитном буме в Китае (2009—2010 гг.)»-статья. «Вопросы экономики», No 11, 2011
  2.      Зуев И. «Китай: на пороге перемен»-статья. Информационное издание «Око Планеты», 8 октсбря 2011
  3. Козубова В. «Китай утопает в долгах»-статья.Деловая газета «Взгляд», 5 июля 2011
  4. Шелин С. «Двойной китайский парадокс»-статья. «Росбалт», 29января 2011

Другие  источники:

  1. Экономический словарь.

 

 

 


Информация о работе Финансовые платформы» местных правительств Китая: спасение в кризис или бомба замедленного действия