Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:58, курсовая работа
Финансовый менеджмент -- вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функ-ционированием фирмы на основе использования современных ме-тодов. Финансовый менеджмент яв-ляется одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняш-них условий экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
2. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
3. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 11
4. ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 12
5. СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 13
6. ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 17
7. КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ 21
8. ПРИЁМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 23
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. ПРОДУКТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке -- процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке -- разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке -- определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3
Заданные параметры | Режим деятельности | |
Максимизация прибыли банка | Минимально допустимая нормативная ликвидность | |
Максимизация ликвидности банка | Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка | |
Сбалансированность прибыльности и ликвидности банка | Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе её дифференциации по срокам, объёмам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка | |
5. СИСТЕМА
УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
-- управляемой, или объекта управления;
-- управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке -- денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления -- денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления -- коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.
Процесс трансформации
денежных средств в системе финансового
менеджмента коммерческого
ТАБЛИЦА 4
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА | |
1. Программирование
банка на основе финансово- |
|
2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений | |
3. Текущая
оценка экономических выгод, |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА | |
4. Планирование
деятельности банка: |
|
5. Организационное
построение банка (линейная, дивизионная,
матричная структура; |
|
6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала | |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА | |
7. Специализация банка | |
8. Универсализация банка | |
КОММЕРЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА | |
9. Продуктовая
политика банка и |
|
10. Финансовый
менеджмент клиентуры банка и
его развитие в инновационное
направление деятельности |
|
КАПИТАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА | |
11. Кредитно-инвестиционная политика банка | |
12. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка | |
Трехмерный классификатор
финансового менеджмента в
1. Фронтальный блок
представляет собой систему
2. Верхний блок
представляет собой набор
3. Правый блок
представляет собой разработку
технологических аспектов
6. ФУНКЦИИ
ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Для реализации целей
финансового менеджмента
1. Стратегическое планирование -- определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача -- данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
2. Моделирование -- использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель -- материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
3. Оперативное планирование -- определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
4. Мониторинг -- сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
5. Диагностика -- оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
6. Цель управления -- обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке -- создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".
Банковский продукт -- способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.
Банковская операция -- система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.
Банковская услуга -- форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
Продуктовый ряд банка -- банковская продукция.
Простой продукт -- продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт -- продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:
а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
в) разработка регламента оказания требуемой услуги;
г) разработка методики
информационного обеспечения
д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
ж) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
з) разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
По целевому назначению можно различать следующие классы операций:
-- пассивные операции -- аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
-- активные операции -- использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
-- посреднические операции -- обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.
Банковская триада -- сочетание трех понятий "продукт -- операция -- услуга".
Продукт -- регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.
Операция -- упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.
Услуга -- результат обслуживания клиента (выполнения операции).
По степени сложности можно выделить три класса триад -- элементарные, комбинированные, интегрированные.
7. КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:
Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке