Финансовый рынок России и механизмы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 03:13, курсовая работа

Описание

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, его функций, структуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3
Глава 1.Сущность и структура финансовых рынков………………..……….4
1.1 Понятие и функции финансового рынка………………….……......……..4
1.2 Виды финансовых рынков…………………….…………………..……….6
1.3 Регулирование финансовых рынков в РФ……………………….……….7
Глава 2.Анализ состояния финансового рынка РФ за 2011 год…….………9
2.1 Общая характеристика финансового рынка РФ в 2011 г………….….…9
2.2 Состояние денежного рынка……………………………………………..10
2.3 Состояние рынка капитала……………………………………………….14
Глава 3 Финансовый рынок России: проблемы и перспективы развития...19
Заключение………………………………………….…………………………24
Список литературы……………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Финансовый рынок России и механизмы его регулирования.docx

— 599.47 Кб (Скачать документ)

В этих условиях спрос кредитных  организаций на рефинансирование, предоставляемое  Банком России, оставался низким. В структуре банковских портфелей ОБР, выводимые из обращения, замещались на корпоративные и государственные облигации (прежде всего последние). При этом тенденция к росту объемов вложений участников российского денежного рынка в облигации, наблюдавшаяся в 2009 - 2010 гг., в целом сохранялась и в 2011 г. .


 

Рисунок 2

На 1.07.11 суммарная доля государственных  и корпоративных облигаций в  банковских активах составила 8,4% (на начало 2011 г. - 7,2%), при этом доля ОБР  составила 0,1% (на начало 2011 г. - 1,7%). Растущие объемы вложений в облигации расширяли  возможности участников денежного  рынка по управлению своей ликвидностью посредством операций РЕПО и продажи  облигаций в периоды нехватки ликвидных средств. Благодаря этому  в такие периоды ростспроса на рынке межбанковских кредитов (МБК) и, соответственно, повышение межбанковских кредитных ставок были ограниченными.

В первом полугодии 2011 г. внутримесячная цикличность ставок была выражена слабо. Хотя в отдельные месяцы отмечались локальные пики ставок, связанные  с осуществлением банками и их клиентами обязательных платежей, пиковые  значения ставок отклонялись от среднемесячного  уровня ставок, как правило, не более  чем на 1 процентный пункт .

Рисунок 3

В течение большей части  первого полугодия 2011 г. российские банки проводили относительно сбалансированную политику привлечения и размещения денежных средств в иностранных  банках. Средний показатель чистого  привлечения средств российскими  банками на мировом денежном рынке (превышение объема МБК, привлеченных от иностранных банков, над объемом  МБК, размещенных в иностранных  банках) в январе-июне 2011 г. составил 60 млрд. руб. (июль-декабрь 2010 г. - 140 млрд. руб.)


Рисунок 4

Таким образом, в первом полугодии 2011 г. сохранялась структура российского  денежного рынка по срокам, валютам  и регионам, сложившаяся в 2010 году.

 

2.3 Рынок капитала

финансовый рынок  облигация займ

Рынок облигаций федеральных займов

В первом полугодии 2011 г. рынок  облигаций федеральных займов (ОФЗ) динамично развивался. Продолжился рост интереса участников рынка к ОФЗ в условиях укрепления рубля, стремления кредитных организаций наращивать свои портфели ценных бумаг за счет надежных инструментов. В связи с этим на первичном и вторичном рынках стоимостный объем спроса на гособлигации превышал объем предложения.

– Первичный рынок

В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на 2011 г., утвержденной Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в 2011 г. предусмотрены  государственные внутренние заимствования  посредством государственных ценных бумаг (ОФЗ и государственные сберегательные облигации) нетто-объемом 1340,6 млрд. руб. (в 2011 г. - 838,6 млрд. руб.). В условиях утвержденного дефицита государственного бюджета Правительство Российской Федерации установило в 2011 г. максимальный объем эмиссии государственных ценных бумаг, номинированных в рублях, на сумму 1744,8 млрд. рублей.


Рисунок 5

Вторичный рынок

В первом полугодии 2011 г. активность участников вторичного рынка государственного внутреннего облигационного рынка  была самой высокой за всю историю  его функционирования. Объемы биржевых сделок как в основном, так и  во внесистемном режимах торгов ОФЗ  существенно увеличились относительно соответствующих показателей второго  полугодия 2010 г. .

Таким образом, в первом полугодии 2011 г. наблюдалось рекордное увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций и оборота вторич ных торгов ОФЗ  при некотором сокращении дюрации  портфеля гособлигаций. Улучшая структуру  своих обязательств, эмитент осуществлял  размещение крупных объемов средне- и долгосрочных выпусков ОФЗ, предлагая  инвесторам на большинстве аукционов  привлекательный уровень доходности, в то же время удерживая достаточно низкую стоимость заимствований. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и умеренная  волатильность доходности на вторичном  рынке свидетельствуют о продолжающемся росте ликвидности рынка государственного внутреннего облигационного долга.

 

Рынок корпоративных  облигаций

В первом полугодии 2011 г. внутренний рынок корпоративных облигаций  продемонстрировал устойчивость к  воздействию негативных внешних  шоков. Непростая ситуация на зарубежных рынках капитала, обусловленная сохранением  долговых проблем в ряде стран  зоны евро, и увеличение в отдельные  периоды волатильности цен на сырьевые товары оказывали понижательное  давление на котировки корпоративных  облигаций. Однако такие факторы, как  значительный объем ликвидных рублевых ресурсов кредитных организаций, укрепление рубля и высокий уровень мировых  цен на нефть, оказывали весомую  поддержку российскому рынку  корпоративных облигаций, препятствуя  существенной понижательной ценовой  коррекции.

Первичный рынок

В январе-июне 2011 г. на внутреннем рынке корпоративных облигаций  сохранялась высокая эмиссионная активность компаний. Основной объем первичных размещений корпоративныхоблигаций по-прежнему совершался на фондовой бирже ММВБ.


Рисунок 6


 

Рисунок 7

Высокий объем предложения  ценных бумаг на первичном рынке  был обусловлен не только потребностью компаний различных секторов экономи-ки в инвестиционных ресурсах, но и  привлекательной стоимостью заимствований  на облигационном рынке. В январе-июне 2011 г. ставки первых купонов корпоративных  облигаций были ниже ставок по банковским кредитам сопоставимой срочности .


Рисунок 8

Вторичный рынок

В первом полугодии 2011 г. активность участников вторичных торгов существенно  повысилась. Суммарный и средний дневной объемы операций на вторичном рынке корпоративных облигаций на ФБ ММВБ по сравнению со вторым полугодием 2010 г. увеличились на 20,0 и 32,2% - до 2677,1 и 22,7 млрд. руб. соответственно (по сравнению с первым полугодием 2010 г. оба показателя возросли на 19,5%) . Увеличение оборотов вторичных торгов было вызвано ростом стоимостного объема спроса и предложения корпоративных облигаций при некотором превышении последним показателем первого. Количество заключенных сделок увеличилось в 1,2 раза по сравнению с первым и вторым полугодиями 2010 года.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9

 

3. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Результаты и  проблемы, связанные с реализацией  Стратегии развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы

На основании плана  мероприятий по реализации Стратегии  развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы были приняты:

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и  некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации", направленный на увеличение количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, упрощение процедур привлечения  инвестиционных средств на финансовом рынке российскими предприятиями  и установление порядка эмиссии  и обращения биржевых облигаций;

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", направленный на совершенствование  регулирования эмиссии и обращения  ипотечных ценных бумаг;

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленный на создание регулятивной основы для  выпуска российских депозитарных расписок;

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", послуживший импульсом для качественного  роста объемов сделок с производными финансовыми инструментами и  направленный на предоставление судебной защиты по срочным сделкам;

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные  законодательные акты Российской Федерации", направленный на совершенствование  системы инвестирования с использованием механизмов паевых инвестиционных фондов, обеспечение широкого привлечения  в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов, введение понятия "квалифицированный инвестор", защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, а также усиление надзора за их деятельностью со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам.

В целях реализации указанных  федеральных законов разработаны  нормативные правовые акты, регулирующие процедуры эмиссии и обращения  облигаций с ипотечным покрытием  и биржевых облигаций, процессы поглощений и вытеснений в акционерных обществах, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению  инвестиционных средств на рынке  акций путем первичного размещения новых выпусков.

В 2006 - 2008 годах в соответствии со Стратегией развития финансового  рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы разработаны проекты федеральных  законов, затрагивающие широкий  перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

Для обеспечения доступности  информации о ценных бумагах и  прозрачности сделок с ними подготовлены изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

В целях создания условий  для дальнейшего развития рынка  производных финансовых инструментов был разработан в 2008 году проект федерального закона "О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения  операций с производными финансовыми  инструментами налогом на добавленную  стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма ликвидационного  неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам  в случае введения процедур банкротства  в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним  из факторов, сдерживающих развитие рынка  производных финансовых инструментов.

Вместе с тем по состоянию  на конец 2008 года остаются нереализованными отдельные важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в частности:

– создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;

– построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

– создание условий для секьюритизации финансовых активов;

– правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;

– формирование массового розничного инвестора;

– развитие производных финансовых инструментов.

В части определения путей  построения инфраструктуры финансового  рынка ряд инициатив требует  корректировки подходов к их реализации.

Цели, задачи и  результаты развития финансового рынка  на период до 2020 года

Целью настоящей Стратегии  является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового  рынка:

– повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

– обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

– формирование благоприятного налогового климата для его участников;

– совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка  потребуется:

– внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

– расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

– создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

– повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

унификация регулирования  всех сегментов организованного  финансового рынка;

создание нормативно-правовых и организационных условий для  возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых  организаций финансового рынка, а также функционирования института  центрального контрагента;

повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности  на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти  отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов. В  этой связи следует предусмотреть  изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим  направлениям:

– совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

– совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

– совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

В целях реализации задачи по совершенствованию правового  регулирования на финансовом рынке  необходимо:

– повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

– снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

– обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;

Информация о работе Финансовый рынок России и механизмы его регулирования