Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 03:13, курсовая работа
Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, его функций, структуры.
Введение………………………………………………………………..……….3
Глава 1.Сущность и структура финансовых рынков………………..……….4
1.1 Понятие и функции финансового рынка………………….……......……..4
1.2 Виды финансовых рынков…………………….…………………..……….6
1.3 Регулирование финансовых рынков в РФ……………………….……….7
Глава 2.Анализ состояния финансового рынка РФ за 2011 год…….………9
2.1 Общая характеристика финансового рынка РФ в 2011 г………….….…9
2.2 Состояние денежного рынка……………………………………………..10
2.3 Состояние рынка капитала……………………………………………….14
Глава 3 Финансовый рынок России: проблемы и перспективы развития...19
Заключение………………………………………….…………………………24
Список литературы……………………………………………………………25
В этих условиях спрос кредитных организаций на рефинансирование, предоставляемое Банком России, оставался низким. В структуре банковских портфелей ОБР, выводимые из обращения, замещались на корпоративные и государственные облигации (прежде всего последние). При этом тенденция к росту объемов вложений участников российского денежного рынка в облигации, наблюдавшаяся в 2009 - 2010 гг., в целом сохранялась и в 2011 г. .
Рисунок 2
На 1.07.11 суммарная доля государственных и корпоративных облигаций в банковских активах составила 8,4% (на начало 2011 г. - 7,2%), при этом доля ОБР составила 0,1% (на начало 2011 г. - 1,7%). Растущие объемы вложений в облигации расширяли возможности участников денежного рынка по управлению своей ликвидностью посредством операций РЕПО и продажи облигаций в периоды нехватки ликвидных средств. Благодаря этому в такие периоды ростспроса на рынке межбанковских кредитов (МБК) и, соответственно, повышение межбанковских кредитных ставок были ограниченными.
В первом полугодии 2011 г. внутримесячная цикличность ставок была выражена слабо. Хотя в отдельные месяцы отмечались локальные пики ставок, связанные с осуществлением банками и их клиентами обязательных платежей, пиковые значения ставок отклонялись от среднемесячного уровня ставок, как правило, не более чем на 1 процентный пункт .
Рисунок 3
В течение большей части
первого полугодия 2011 г. российские
банки проводили относительно сбалансированную
политику привлечения и размещения
денежных средств в иностранных
банках. Средний показатель чистого
привлечения средств
Рисунок 4
Таким образом, в первом полугодии
2011 г. сохранялась структура
2.3 Рынок капитала
финансовый рынок облигация займ
Рынок облигаций федеральных займов
В первом полугодии 2011 г. рынок облигаций федеральных займов (ОФЗ) динамично развивался. Продолжился рост интереса участников рынка к ОФЗ в условиях укрепления рубля, стремления кредитных организаций наращивать свои портфели ценных бумаг за счет надежных инструментов. В связи с этим на первичном и вторичном рынках стоимостный объем спроса на гособлигации превышал объем предложения.
– Первичный рынок
В соответствии с Программой
государственных внутренних заимствований
Российской Федерации на 2011 г., утвержденной
Федеральным законом «О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов», в 2011 г. предусмотрены
государственные внутренние заимствования
посредством государственных
Рисунок 5
Вторичный рынок
В первом полугодии 2011 г. активность
участников вторичного рынка государственного
внутреннего облигационного рынка
была самой высокой за всю историю
его функционирования. Объемы биржевых
сделок как в основном, так и
во внесистемном режимах торгов ОФЗ
существенно увеличились
Таким образом, в первом полугодии
2011 г. наблюдалось рекордное
Рынок корпоративных облигаций
В первом полугодии 2011 г. внутренний
рынок корпоративных облигаций
продемонстрировал устойчивость к
воздействию негативных внешних
шоков. Непростая ситуация на зарубежных
рынках капитала, обусловленная сохранением
долговых проблем в ряде стран
зоны евро, и увеличение в отдельные
периоды волатильности цен на
сырьевые товары оказывали понижательное
давление на котировки корпоративных
облигаций. Однако такие факторы, как
значительный объем ликвидных рублевых
ресурсов кредитных организаций, укрепление
рубля и высокий уровень
Первичный рынок
В январе-июне 2011 г. на внутреннем
рынке корпоративных облигаций
сохранялась высокая
Рисунок 6
Рисунок 7
Высокий объем предложения ценных бумаг на первичном рынке был обусловлен не только потребностью компаний различных секторов экономи-ки в инвестиционных ресурсах, но и привлекательной стоимостью заимствований на облигационном рынке. В январе-июне 2011 г. ставки первых купонов корпоративных облигаций были ниже ставок по банковским кредитам сопоставимой срочности .
Рисунок 8
Вторичный рынок
В первом полугодии 2011 г. активность участников вторичных торгов существенно повысилась. Суммарный и средний дневной объемы операций на вторичном рынке корпоративных облигаций на ФБ ММВБ по сравнению со вторым полугодием 2010 г. увеличились на 20,0 и 32,2% - до 2677,1 и 22,7 млрд. руб. соответственно (по сравнению с первым полугодием 2010 г. оба показателя возросли на 19,5%) . Увеличение оборотов вторичных торгов было вызвано ростом стоимостного объема спроса и предложения корпоративных облигаций при некотором превышении последним показателем первого. Количество заключенных сделок увеличилось в 1,2 раза по сравнению с первым и вторым полугодиями 2010 года.
Рисунок 9
3. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Результаты и проблемы, связанные с реализацией Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы
На основании плана мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы были приняты:
Федеральный закон "О внесении
изменений в Федеральный закон
"О рынке ценных бумаг" и
некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации", направленный
на увеличение количества финансовых
инструментов, обращающихся на финансовом
рынке, упрощение процедур привлечения
инвестиционных средств на финансовом
рынке российскими
Федеральный закон "О внесении
изменений в Федеральный закон
"Об ипотечных ценных бумагах",
направленный на совершенствование
регулирования эмиссии и
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленный на создание регулятивной основы для выпуска российских депозитарных расписок;
Федеральный закон "О внесении
изменений в статью 1062 части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации",
послуживший импульсом для
Федеральный закон "О внесении
изменений в Федеральный закон
"Об инвестиционных фондах" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации",
направленный на совершенствование
системы инвестирования с использованием
механизмов паевых инвестиционных фондов,
обеспечение широкого привлечения
в экономику стратегических инвестиций,
в том числе путем создания
венчурных фондов, введение понятия
"квалифицированный инвестор",
защиту неквалифицированных
В целях реализации указанных
федеральных законов
В 2006 - 2008 годах в соответствии
со Стратегией развития финансового
рынка Российской Федерации на 2006
- 2008 годы разработаны проекты
Для обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними подготовлены изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.
В целях создания условий для дальнейшего развития рынка производных финансовых инструментов был разработан в 2008 году проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения операций с производными финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.
Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма ликвидационного неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам в случае введения процедур банкротства в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка производных финансовых инструментов.
Вместе с тем по состоянию на конец 2008 года остаются нереализованными отдельные важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в частности:
– создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;
– построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
– создание условий для секьюритизации финансовых активов;
– правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;
– формирование массового розничного инвестора;
– развитие производных финансовых инструментов.
В части определения путей построения инфраструктуры финансового рынка ряд инициатив требует корректировки подходов к их реализации.
Цели, задачи и результаты развития финансового рынка на период до 2020 года
Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:
– повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
– обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
– формирование благоприятного налогового климата для его участников;
– совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи
по повышению емкости и
– внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
– расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
– создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
– повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи
по обеспечению эффективности
унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:
– совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;
– совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;
– совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:
– повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;
– снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
– обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;
Информация о работе Финансовый рынок России и механизмы его регулирования