Фирма как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание

Значение анализа финансово-экономического состояния фирмы трудно
переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится
разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели
квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
1. Экономические условия хозяйствования
2. Общая стратегия фирмы в условиях рынка
3. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы
4. Финансовый результат и его составляющие
5. Рентабельность и прочие показатели деятельности фирмы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «________Экономика_______________»

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: Микроэкономика

Тема: «Фирма как субъект рыночной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Амбарян Наре Ашотовна

Студент __1__ курса

______1_____ семестр

 

 

 

 

 

 

 

г. Муравленко, 2013

 

Содержание

 

 

 

Введение   

1. Экономические  условия хозяйствования 

2. Общая стратегия фирмы в условиях рынка   

3. Финансово-экономический  анализ деятельности фирмы    

4. Финансовый результат  и его составляющие  

5. Рентабельность и прочие  показатели деятельности фирмы 

Заключение 

Список литературы     

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Данная работа посвящена понятию   фирмы  (предприятию),  как  основному

субъекту рыночной экономики.

      В  функционировании  любой   фирмы  важное  значение  имеет   финансово-

экономический анализ ее деятельности.

      Значение  анализа  финансово-экономического  состояния  фирмы   трудно

переоценить, поскольку  именно он является той  базой,  на  которой  строится

разработка  финансовой политики предприятия. Анализ опирается  на  показатели

квартальной  и  годовой  бухгалтерской  отчетности.  Предварительный  анализ

осуществляется  перед составлением  бухгалтерской  и  финансовой  отчетности,

когда еще имеется  возможность изменить  ряд  статей  баланса,  а  также  для

составления пояснительной  записки  к  годовому  отчету.  На  основе  данных

итогового  анализа  финансово  -  экономического  состояния   осуществляется

выработка почти  всех  направлений  финансовой  политики  предприятия,  и  от

того, насколько  качественно он проведен, зависит  эффективность  принимаемых

управленческих  решений.  Качество  самого  финансового  анализа  зависит  от

применяемой  методики,  достоверности  данных  бухгалтерской  отчетности,  а

также от компетентности лица, принимающего управленческое решение  в  области

финансовой политики.

      Цель работы – рассмотреть  понятие фирмы, ее место в  рыночной экономике

и показатели эффективности  работы фирмы.

      Первая  глава  рассматривает   экономические  условия   хозяйствования.

Вторая –  показывает общую стратегию фирмы  в  условиях  рынка.  Третья  глава

затрагивает финансово-экономический  анализ деятельности фирмы.  В  четвертой

главе оценивается  финансовый результат деятельности фирмы. Последняя,  пятая

глава посвящена  рентабельности и прочим показателям  деятельности фирмы.

 

                   1. Экономические условия хозяйствования

 

 

      Они имеют важное значение  для предприятия или  фирмы,  поскольку,  без

преувеличения, определяют саму  "линию  поведения"  -  стратегию  и  тактику

развития  бизнеса.  Если  предприятие  функционирует в условиях   плановой

экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные  стимулы улучшения  работы

и повышения  рентабельности.  Соответственно,  отсутствуют  высокие  прибыли,

хотя и существует больше гарантий. Что предприятие  не окажется на грани  или

за гранью банкротства  и разорения.

      Если же предприятию приходится  ежедневно заботиться о своем  выживании,

напряженность работы всех - от уборщицы до  директора  -  гораздо  выше,  но

вместе с  тем выше и  доход.  В  настоящее  время  актуальность  приведенного

сравнения, быть  может,  не  так  высока,  как  в  предыдущие,  первые  годы

перехода к  рынку. Однако сейчас, тем  не  менее,  можно  проводить  различие

между предприятиями,  которые  полностью  "окунулись"  в  рынок  (либо  были

созданы  уже  в  рыночных  условиях)  и  предприятиями,  которые  во  многом

сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем  их  понимании).

Имеется в виду  то,  что,  несмотря  на  общий  переход  России  к  условиям

рыночной экономики, многие  предприятия еще только  в начале  структурной

перестройки  своей  деятельности,  а  многие   еще   пользуются   бюджетными

ассигнованиями, как  правило,  безвозмездными,  и  поэтому  расхолаживающими

руководителей и работников. Далее речь пойдет  только  о  тех  предприятиях,

которые полностью  ориентированы на рыночные условия  хозяйствования,  т.е.  о

тех, кто готов  к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.

      Попробуем выделить основные  черты рыночного хозяйствования.

      1.  Самоокупаемость   и   самофинансирование,   подразумевающие,   что

предприятие пользуется только  собственными  источниками  средств,  а  также

средствами  кредиторов, которые необходимо вернуть  с процентами и в срок.

      2. Самостоятельность в принятии  экономических и иных решений означает,

что  предприятие  само  определяет,  что,  когда,  сколько   производить   и

продавать (как  правило, это определяют акционеры, еще  на  этапе  учреждения

предприятия), с  кем заключать договоры и вообще какие осуществлять сделки.

      3. Правовая защищенность предприятия,  его акционеров и  работников  от

произвольного и необоснованного вмешательства  в дела предприятия со  стороны

других лиц, в том  числе,  государства.  Это  означает,  что  свобода  рынка

подразумевает обязательства  его  участников,  в  том  числе,  обязательство

уважать права  и независимость других, что защищается законом (в  судебном  и

ином порядке).

      4. Свобода ценообразования и   конкуренции  означает,  что   по  большей

части  цены  складываются  на  рынке  под  воздействием  факторов  спроса  и

предложения, а не  устанавливаются  каким-либо  вышестоящим  государственным

органом, а также, что возможно войти на рынок и выйти с  него.

 

 

                  2. Общая стратегия фирмы в условиях  рынка

 

 

      Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать  прибыль.  Для

достижения этой цели у  предприятий, которые только "на пути к  рынку",  т.е.

проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные  меры,  которые

включают  улучшение  управления,   повышение   эффективности   производства,

конкурентоспособности выпускаемой  продукции, рост производительности  труда,

снижение  издержек  производства,  улучшение   финансово   -   экономических

результатов деятельности и  др.

      Для эффективной  работы фирмы необходимо выработать:

      1) защиту  прав участников (учредителей);

      2) четкое  разграничение  ответственности   участников  (учредителей)  и

руководителей предприятий, развитие  механизмов  корпоративного  управления,

обеспечение   свободного   перераспределения   прав   участия   в   капитале

акционерного общества и  перехода таких  прав  к  лицам,  заинтересованным  в

долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

      3) обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятия;

      4)   создание   системы   хозяйственно   -   договорной   деятельности

предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

      5)  достижение  прозрачности  финансово  -  экономического   состояния

предприятий для  их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

      6) создание эффективного механизма  управления предприятием;

      7)  использование   предприятием   рыночных   механизмов   привлечения

финансовых  средств;

      8) повышение квалификации работников  предприятия как один из  факторов

повышения устойчивости развития предприятия.

      Основными направлениями стратегии  фирмы являются следующие:

      1) выявление и устранение нарушенных  прав акционеров (для  акционерных

обществ);

      2)   инвентаризация   имущества   и   осуществление   реструктуризации

имущественного  комплекса предприятия;

      3) рыночная оценка активов предприятия;

      4)  анализ  положения  предприятия   на   рынке,   его   финансово   -

хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

      5) выработка стратегии развития  предприятия;

      6) подготовка и переподготовка  кадров.

      При определении положения предприятия  на рынке рекомендуется  получить

следующую информацию  о:  показателях  экономического  развития  отраслей и

регионов, направлениях государственной политики,  определяющих  производство

и сбыт  выпускаемой  предприятием  продукции  и  потребляемых  видов  сырья;

существующем  уровне отечественного производства, объемах импорта и  экспорта

аналогичной  выпускаемой  продукции   и   потребляемого   сырья,   а   также

производстве  и импорте продукции - заменителя;  потребителях  и  сегментации

рынка;   основных   характеристиках   рынка   для   каждого   его   сегмента

(эластичность  сложившихся цен, потенциальная  и реальная емкость  рынка,  его

насыщенность); географическом распределении товара, его  экспортных  рынках;

конкурентах (объем  продаж в целом  и  по  сегментам  рынка,  общая  доля  на

рынке, цели, поведение  на рынке, самооценка и т.д.),  их  сильных  и  слабых

сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой  политике,  продвижению

товара,   сбытовой   политике,    послепродажному    обслуживанию,    формам

осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку  и  т.д.);

уровне конкуренции  в секторе товара выпускаемой продукции (давление  через

продукцию - заменитель,  способность  покупателей  и  поставщиков  прийти  к

соглашению).

      По     результатам     маркетинговых     исследований     составляется

оптимистический,  пессимистический  и  средневзвешенный  прогнозы   развития

рынка. В рамках  каждого  из  прогнозов  рекомендуется:  определять  фазы  и

продолжительности жизненного цикла по каждому  виду  продукции,  выпускаемой

предприятием; составлять прогноз  развития  рынка;  оценивать  потенциальные

риски деятельности предприятия;

      Выработка стратегии развития  фирмы  в  рыночной  экономике   позволяет

обеспечить  эффективное  распределение  и  использование  всех  ресурсов   -

материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на  этой  основе  -

устойчивое  положение  на  рынке;  перейти  от  реактивной  формы  управления

(принятие  управленческих  решений  как  реакции   на  текущие  проблемы)   к

управлению  на основе  анализа  и  прогнозов.  Выработка  стратегии  развития

предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов  развития  рынков

выпускаемой продукции, оценки  потенциальных  рисков,  проведенного  анализа

финансово   -   хозяйственного   состояния   и   эффективности    управления

предприятием,  а  также  анализа сильных и слабых   сторон   предприятия.

Формирование  стратегии поведения предприятия  на рынке  включает  определение

следующих параметров:

-регион или  территория, на которую направлен  сбыт продукции,

-степень географической  дифференциации этого сбыта;

-доля рынка,  которую предполагается занять;

-группа потребителей, на которую направлен сбыт  продукции;

-связь "продукт  - рынок"  в  качестве  основы  концепции  маркетинга  (выбор

между дифференциальным и нишевым  маркетингом);  базовая  ценовая  стратегия

(лидерства по  издержкам, дифференциации, ниши  и т.д.);

-вид стратегии  деятельности предприятия  (стратегия   конкуренции,  стратегия

расширения  рынка  и  т.п.);  квалификация  и  практический  опыт  персонала,

необходимый для  успешной конкурентной борьбы;

-возможность  кооперации с другими предприятиями  и организациями.

 

 

 

            3. Финансово-экономический анализ  деятельности фирмы

 

 

      Основными компонентами финансово  - экономического анализа деятельности

предприятия являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный  анализ;

вертикальный  анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

      Анализ бухгалтерской отчетности  представляет собой изучение  абсолютных

показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В  процессе  анализа

бухгалтерской отчетности  определяется  состав  имущества  предприятия,  его

финансовые   вложения,   источники   формирования   собственного   капитала,

оцениваются связи  с  поставщиками  и  покупателями,  определяются  размер  и

источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и  размер

прибыли.

      При  этом  следует  сравнить  фактические  показатели   отчетности   с

Информация о работе Фирма как субъект рыночной экономики