Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа
Я выбрал данную тему, рассчитывая, что разобрав ее, я смогу тоньше понимать всю суть рыночных отношений, поскольку фирма является главным их звеном. Фирма всегда стояла в центре рыночной экономики и являлась предметом обсуждения многих экономических школ. Целью данной курсовой является ознакомление с основными понятиями общей теории фирмы, различными позициями экономических школ, поведением фирмы в условиях совершенной конкуренции. Используя в своей курсовой труды знаменитых экономистов, таких как, Коуз, Демсец, Хикс, я рассмотрю две экономические школы - неоклассическую и неоинституциональную, и подробно остановлюсь на главных их мыслях о поведении фирм на рынке, об издержках и о положении фирмы в целом. В завершении же установлю различия во мнениях, по разным направлениям, представителей этих школ.
Введение………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Неоклассическая школа……………………………………………….……3
Основные черты……………………………………………………………………...3
Издержки………………………………………………………………………………...4
Условия равновесия…………………………………………………………….....5
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…..7
Глава 2. Неоинституцианализм……………………………………………….……..10
2.1. Основные черты……………………………………………………………….……..10
2.2 Дж. Коммонс……………………………………………………………………….…….11
2.3. О.Уильямсон……………………………………………………………………….…...13
2.4. Классификация издержек…………………………………………………….….13
2.5. Рональд Коуз………………………………………………………………………….…14
2.6 Гарольд Демсец …………………………………………………………………….…17
Заключение…………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Неоклассическая школа……………………………………………….……3
Глава 2. Неоинституцианализм……………………………
2.1. Основные черты…………………………………………
2.2 Дж. Коммонс……………………………………………………………
2.3. О.Уильямсон…………………………………………………
2.4. Классификация
издержек…………………………………………………….…
2.5. Рональд Коуз………………………………………………
2.6 Гарольд
Демсец ……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Я
выбрал данную тему, рассчитывая, что
разобрав ее, я смогу тоньше понимать
всю суть рыночных отношений, поскольку
фирма является главным их звеном.
Фирма всегда стояла в центре рыночной
экономики и являлась предметом
обсуждения многих экономических школ.
Целью данной курсовой является ознакомление
с основными понятиями общей
теории фирмы, различными позициями
экономических школ, поведением фирмы
в условиях совершенной конкуренции.
Используя в своей курсовой труды
знаменитых экономистов, таких как,
Коуз, Демсец, Хикс, я рассмотрю две
экономические школы - неоклассическую
и неоинституциональную, и подробно
остановлюсь на главных их мыслях
о поведении фирм на рынке, об
издержках и о положении фирмы
в целом. В завершении же установлю
различия во мнениях, по разным направлениям,
представителей этих школ.
В 30-50-х гг. XX в. на Западе получила распространение «неоклассическая» школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Однако в рамках «классической» школы организации и управления впервые поставлены вопросы о роли и природе социальной организации в управленческих системах, сформулированы принципы формальной организации в административных системах.
Человек
рассматривался как специфический
и ценный для управленца социальный
ресурс, хотя ему и отводилась роль
социального механизма в
Классическая теория организации получила продолжение и развитие в работах Хикса Дж. и Робинсон Дж.1
Для Хикса теория фирмы — это теория капитала, его формирования и распределения. Он, а затем и все дальнейшие представители неоклассического направления используют параллельный метод анализа фирмы как частный случай оптимизационного поведения индивида. Хикс проводит практически полную аналогию между поведением индивида как потребителя и поведение индивида как представителя фирмы. Если целью индивида как потребителя является максималиизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, то цель фирмы — максималиизация прибыли при ограничении на издержки производства. Фирма, таким образом, представляется не более чем индивидом. Не существует никаких дополнительных характеристик, которые отличали бы фирму от индивида в поведенческом плане. Как и в случае поведения потребителя, в теории фирмы Хикса предполагаются стабильность и единственность равновесия оптимизирующего агента — фирмы.
Робинсон
в основном анализирует фирму, действующую
в условиях несовершенной конкуренции,
что расширяет возможности
Прежде чем рассмотреть виды издержек, обратимся к понятиям долгосрочного и краткосрочного периодов:
Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).
В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм. Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).
В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.3
1) ATC 2)
MC MC ATC
Рр AVC AVC Р
0 3) 0 4) количество, Q
ATC MC MC ATC
Р
AVC AVC
0 0 количество, Q
Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия.
(1-Предельная фирма;
2- запредельная фирма; 3-допредельная
фирма с нормальной прибылью;
4- допредельная фирма со
В
условиях долгосрочного периода
фирма может изменить все свои
ресурсы (все факторы становятся
переменными), а отрасль может
менять число своих фирм. Поскольку
фирма может изменить все свои
параметры, то она стремится расширить
производство, снижая средние издержки.
В случае возрастающей производительности
средние общие издержки уменьшаются
при убывающей
Y
ATC4
ATC1
ATC2 ATC3 ATCL
Количество Х
Совершенная конкуренция
По самому общему определению,
конкуренция – это
По мнению неоклассиков, конкуренция
есть борьба за экономические
ресурсы, за утверждение
Поэтому роль конкуренции
Положительный эффект
Совершенная (чистая, свободная)
конкуренция возникает при
Модели рыночной структуры.
Рыночная
структура, или специфическая конкурентная
ситуация, оказывает доминирующее влияние
на поведение фирмы и выбор
ею рыночной стратегии и тактики.
Поведение фирмы, в свою очередь,
напрямую связано с основополагающими
показателями результатов ее деятельности:
ценой, прибылью, эффективностью. Поведение
и результативность фирмы не могут
не сказаться на функционировании и
преуспевании всей отрасли, а состояние
последней влияет на национальную экономику
в целом. Таким образом, в силу
высокой степени
Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы: