Фирма в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание

Я выбрал данную тему, рассчитывая, что разобрав ее, я смогу тоньше понимать всю суть рыночных отношений, поскольку фирма является главным их звеном. Фирма всегда стояла в центре рыночной экономики и являлась предметом обсуждения многих экономических школ. Целью данной курсовой является ознакомление с основными понятиями общей теории фирмы, различными позициями экономических школ, поведением фирмы в условиях совершенной конкуренции. Используя в своей курсовой труды знаменитых экономистов, таких как, Коуз, Демсец, Хикс, я рассмотрю две экономические школы - неоклассическую и неоинституциональную, и подробно остановлюсь на главных их мыслях о поведении фирм на рынке, об издержках и о положении фирмы в целом. В завершении же установлю различия во мнениях, по разным направлениям, представителей этих школ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Неоклассическая школа……………………………………………….……3
Основные черты……………………………………………………………………...3
Издержки………………………………………………………………………………...4
Условия равновесия…………………………………………………………….....5
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…..7
Глава 2. Неоинституцианализм……………………………………………….……..10
2.1. Основные черты……………………………………………………………….……..10
2.2 Дж. Коммонс……………………………………………………………………….…….11
2.3. О.Уильямсон……………………………………………………………………….…...13
2.4. Классификация издержек…………………………………………………….….13
2.5. Рональд Коуз………………………………………………………………………….…14
2.6 Гарольд Демсец …………………………………………………………………….…17
Заключение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

непосредственно.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

                                                           План работы

Введение………………………………………………………………………………………....2

Глава 1. Неоклассическая  школа……………………………………………….……3

    1. Основные черты……………………………………………………………………...3
    2. Издержки………………………………………………………………………………...4
    3. Условия равновесия…………………………………………………………….....5
    4. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…..7

Глава 2. Неоинституцианализм……………………………………………….……..10

2.1.  Основные черты……………………………………………………………….……..10

2.2  Дж. Коммонс……………………………………………………………………….…….11

2.3.  О.Уильямсон……………………………………………………………………….…...13

2.4.  Классификация  издержек…………………………………………………….….13

2.5.  Рональд Коуз………………………………………………………………………….…14

2.6   Гарольд  Демсец …………………………………………………………………….…17

Заключение………………………………………………………………………………….…..20

Введение.

    Я выбрал данную тему, рассчитывая, что  разобрав ее, я смогу тоньше понимать всю суть рыночных отношений,  поскольку  фирма является главным их звеном. Фирма всегда стояла в центре рыночной экономики и являлась предметом  обсуждения многих экономических школ. Целью данной курсовой является ознакомление с основными понятиями общей  теории фирмы, различными позициями  экономических школ, поведением фирмы  в условиях совершенной конкуренции. Используя в своей курсовой труды  знаменитых экономистов, таких как, Коуз, Демсец, Хикс, я рассмотрю две  экономические школы - неоклассическую  и неоинституциональную, и подробно остановлюсь на главных их мыслях о поведении фирм  на рынке, об издержках и о положении фирмы  в целом. В завершении же установлю  различия во мнениях, по разным направлениям,  представителей этих школ. 
 
 
 
 
 

Неоклассическая школа

    1. Основные  черты

    В 30-50-х гг. XX в. на Западе получила распространение  «неоклассическая» школа, возникшая  вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени  учитывала человеческий фактор как  основной элемент эффективности  организации. Однако в рамках «классической» школы организации и управления впервые поставлены вопросы о  роли и природе социальной организации  в управленческих системах, сформулированы принципы формальной организации в  административных системах.

    Человек рассматривался как специфический  и ценный для управленца социальный ресурс, хотя ему и отводилась роль социального механизма в сложной  организационной машине. Созданная  представителями классической школы  модель рациональной административной организации полностью основывалась на принципах формализации отношений  и, как правило, на иерархических  механизмах власти.

    Классическая  теория организации получила продолжение  и развитие в работах Хикса  Дж. и Робинсон Дж.1

    Для Хикса теория фирмы — это теория капитала, его формирования и распределения. Он, а затем и все дальнейшие представители неоклассического направления  используют параллельный метод анализа  фирмы как частный случай оптимизационного поведения индивида. Хикс проводит практически полную аналогию между  поведением индивида как потребителя  и поведение индивида как представителя  фирмы. Если целью индивида как потребителя  является максималиизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, то цель фирмы — максималиизация прибыли при ограничении на издержки производства. Фирма, таким образом, представляется не более чем индивидом. Не существует никаких дополнительных характеристик, которые отличали бы фирму от индивида в поведенческом плане. Как и в случае поведения потребителя, в теории фирмы Хикса предполагаются стабильность и единственность равновесия оптимизирующего агента — фирмы.

    Робинсон  в основном анализирует фирму, действующую  в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности анализа  по сравнению со случаем свободного конкурентного рынка и позволяет  выявить новые характеристики фирмы  как экономического агента. Робинсон признает многообразие поведенческих  характеристик фирм. Среди них  не только конкуренция и монополия, но и некоторые другие варианты борьбы на рынке — конкуренция между  производителями дифференцированного  продукта и ценовая дискриминация. К заслугам Робинсон можно причислить разработку параметров конкурентного  поведения фирмы на рынке. Если раньше считалось, что конкуренция —  это только ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие варианты конкурентного поведения фирм —  регулирование транспортных расходов, уровня качества продукции, особенности  обслуживания клиентов, сроки кредита, репутацию фирмы, роль рекламы. Так, поведение фирмы обретает многомерность, а рынок — многообразие исходов  функционирования. Кроме того, теория фирмы обогащается новыми чертами: фирма теперь — это не только производящий агент, действующий по своим правилам, но и потребляющий агент, поведение которого можно  проанализировать2.

    1. Издержки

    Прежде  чем рассмотреть виды издержек, обратимся  к понятиям долгосрочного и краткосрочного периодов:

  • Краткосрочный период-это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.
  • Долгосрочный период - это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования.
  1. Постоянные издержки – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.
  1. Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.
  2. Общие издержки – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.
  3. Предельные издержки – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства.
    1. Условия равновесия
  1. Равновесие  в краткосрочном периоде.

    Современная экономическая теория утверждает, что  максимизация прибыли или минимизация  издержек достигается тогда и  только тогда, когда предельный доход  равен предельным издержкам (MR=MC).

    В условиях краткосрочного равновесия можно  выделить четыре типа фирм. Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

    В случае снижения цен она перестает  быть конкурентоспособной, так как  не может покрывать даже текущие  издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних  общих издержек (АТС < Р), то фирма  наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.3

1) ATC 2)

 MC MC ATC 

Рр AVC AVC Р 

0 3) 0 4) количество, Q

      ATC MC MC ATC

 Р

      AVC AVC 

0 0 количество, Q

      Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия.

(1-Предельная фирма; 2- запредельная фирма; 3-допредельная  фирма с нормальной прибылью; 4- допредельная фирма со сверхприбылью).4

  1. Равновесие  в долгосрочном периоде.

  В условиях долгосрочного периода  фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может  менять число своих фирм. Поскольку  фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить  производство, снижая средние издержки. В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются  при убывающей производительности — растут.

Y

      ATC4

 ATC1

      ATC2 ATC3 ATCL 

       Количество Х

  1.                  средние совокупные издержки в долгосрочном периоде5

1.4.   Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции6.

     Совершенная конкуренция  

    По самому общему определению,  конкуренция – это соперничество  между участниками рынка. В  то же время по поводу существа  конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

     По мнению неоклассиков, конкуренция  есть борьба за экономические  ресурсы, за утверждение устойчивой  ниши на рынке. Й. Шумпетер  считал, что главное в конкурентной  борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего;  сама же конкуренция вовсе  не идеал, технологический прогресс  нередко обеспечивает монополия.  Рассматривая процесс конкуренции,  один из столпов неолиберального  направления Ф. Хайек делает  упор на роль информации, которая  осуществляется через движение  цен, связывает производителей  и потребителей. Достоинство конкуренции  в том, что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов. Победить  в конкурентной борьбе обычно  можно, предлагая блага (экономические  ресурсы и продукцию) более  высокого качества либо по  меньшей цене.

       Поэтому роль конкуренции заключается  в том, что она способствует  установлению на рынке определенного  порядка, гарантирующего производство  достаточного количества качественных  и продающихся по равновесной  цене благ.

       Положительный эффект конкуренции  во многом зависит тех условий.  В которых она действует. Обычно  выделяют три основные предпосылки,  наличие которых для функционирования  механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов,  действующих на рынке (во многом  это зависит от количества  фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции  (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и  выхода с него.

       Совершенная (чистая, свободная)  конкуренция возникает при следующих  условиях:

  1. существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  2. доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении и (или) понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  3. вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  4. нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

Модели  рыночной структуры.

  Рыночная  структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние  на поведение фирмы и выбор  ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими  показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение  и результативность фирмы не могут  не сказаться на функционировании и  преуспевании всей отрасли, а состояние  последней влияет на национальную экономику  в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности  контрагентов в рыночной экономике  организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

  Данный  тезис можно изобразить в виде условной логической схемы:

Информация о работе Фирма в рыночной экономике