Фирма в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание

Я выбрал данную тему, рассчитывая, что разобрав ее, я смогу тоньше понимать всю суть рыночных отношений, поскольку фирма является главным их звеном. Фирма всегда стояла в центре рыночной экономики и являлась предметом обсуждения многих экономических школ. Целью данной курсовой является ознакомление с основными понятиями общей теории фирмы, различными позициями экономических школ, поведением фирмы в условиях совершенной конкуренции. Используя в своей курсовой труды знаменитых экономистов, таких как, Коуз, Демсец, Хикс, я рассмотрю две экономические школы - неоклассическую и неоинституциональную, и подробно остановлюсь на главных их мыслях о поведении фирм на рынке, об издержках и о положении фирмы в целом. В завершении же установлю различия во мнениях, по разным направлениям, представителей этих школ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Неоклассическая школа……………………………………………….……3
Основные черты……………………………………………………………………...3
Издержки………………………………………………………………………………...4
Условия равновесия…………………………………………………………….....5
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…..7
Глава 2. Неоинституцианализм……………………………………………….……..10
2.1. Основные черты……………………………………………………………….……..10
2.2 Дж. Коммонс……………………………………………………………………….…….11
2.3. О.Уильямсон……………………………………………………………………….…...13
2.4. Классификация издержек…………………………………………………….….13
2.5. Рональд Коуз………………………………………………………………………….…14
2.6 Гарольд Демсец …………………………………………………………………….…17
Заключение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

непосредственно.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)
Структура рынка    поведение фирмы     преуспевание фирмы – преуспевание отрасли –  преуспевание национальной экономики.
 

  Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней  присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической  теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя  модели представляют собой два противоположных  полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы  монополистической конкуренции  и олигополии, называемые несовершенной  конкуренцией. Строго говоря, монополия  также относится к несовершенной  конкуренции, хотя некоторые исследователи  расценивают ее как отсутствие конкуренции  вообще.

  1. Неоинституцианализм

2.1. Основные черты

  Неудовлетворенность  традиционной  экономической  теорией,   уделявшей слишком  мало  внимания  институциональной  среде,   в   которой   действуют экономические  агенты, привела к возникновению  новой школы,  выступившей  под  общим именем "новой институциональной  теории". В 60-80-е гг. возник "новый" институционализм, развиваемый  в  работах Р. Коуза,  О.  Уильямсона,  Т.  Норта  М.  Олсона  и  др.  Они  осуществляют разработку   теорий    трансакционных    издержек,    прав    собственности, макрогенераций, популяции форм и  др. "Новый"  институционализм  развился  на базе  идей  И.  Шумпетера  об   эволюционном   поведении   фирм,   а   затем распространил свои  принципы  на  теорию  социальных  систем. Особое  место принадлежит Ф. Хайеку, разработавшему эволюционную теорию.

   Первая  статья, положившая начало этому  направлению, - "Природа  фирмы"  Р.Коуза - была опубликована еще  в 1937 г. Но вплоть до середины  1970-х  гг. оно  оставалось  на  периферии  экономической   науки  и  лишь  в   последние  десятилетия стало выдвигаться   на  передний  план.  С  этого   времени  новая институциональная   теория   начинает   осознаваться   как   особое   течение экономической  мысли, отличное как от неоклассической  ортодоксии,  так  и  от  различных неортодоксальных концепций.  На первых  порах  она   разрабатывалась почти исключительно  в США. В 1980-е гг. в этот  процесс включились  западно-, а  с начала 1990-х гг. и восточно-европейские   экономисты. 

    Признание  заслуг нового направления выразилось в присуждении Нобелевской премии по  экономике двум его виднейшим  представителям -  Рональду  Коузу  (1991  г.)  и  Дагласу Норту (1993 г.).

    Теория  трансакционных издержек является составной  частью нового направления в современной  экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана  с именами двух экономистов - Р.Коуза  и О.Уильямсона.

    Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория  трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения  обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального  оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может  сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

2.2. Дж. Коммонс

    Понятие трансакции было впервые введено  в научный оборот Дж. Коммонсом.

    Трансакция  –  это не обмен товарами, а  отчуждение и присвоение прав собственности  и свобод, созданных обществом. Такое  определение имеет смысл в  силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой  он может влиять на окружающую среду  непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуального  поведения как такового или обмена товарами.

    Коммонс различал три основных вида трансакций7:

1)Трансакция  сделки –  служит для осуществления  фактического отчуждения и присвоения  прав собственности и свобод, и при ее осуществлении необходимо  обоюдное согласие сторон, основанное  на экономическом интересе каждой  из них.

2)Трансакция  управления –  в ней ключевым  является отношение управления  подчинения, которое предполагает  такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения  принадлежит только одной стороне. 

3)Трансакция  рационирования –  при ней  сохраняется асимметричность правового  положения сторон, но место управляющей  стороны занимает коллективный  орган, выполняющий функцию спецификации  прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление.

    Через такую трансакцию осуществляется наделение  богатством того или иного экономического агента.

2.3 О.Уильямсон

    О.Уильямсона выдвинул идею, что трансакции различаются  по трем главным признакам8 - степени их специфичности, повторяемости и неопределенности. С его точки зрения, чем более общий, краткосрочный и однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к установлению долговременных отношений между участниками.

    Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог  быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен  потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную   монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

2.4. Классификация издержек

    Развивая  анализ Коуза, сторонники трансакционного  подхода предложили различные классификации  трансакционных издержек. В соответствии с одной из них выделяются:

  • издержки поиска информации(затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, имеющихся товарах, поставщиках и потребителях);
  • издержки ведения переговоров;
  • издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг;
  • издержки по спецификации и защите прав собственности (расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав);
  • издержки оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или направленное на получение односторонних выгод.9

2.5. Рональд Коуз

    Что же говорил о трансакционных издержках  сам Рональд Коуз?

Теория трансакционных издержек изложена в статье «Природа фирмы»10, которая ныне признана классической. Свое исследование Коуз начинает с анализа двух, по его словам, важнейших институтов, центральных для экономической науки, — фирмы и рынка, составляющих «институциональную структуру экономической системы». Он задается вопросом: почему существуют фирмы? Почему какая-то часть экономической деятельности протекает внутри фирм, представляющих собой вертикальные иерархические структуры и устроенных по принципу прямых приказов - команд, а другая осуществляется на рынке, где на основе добровольных двусторонних контактов складываются горизонтальные отношения и где все решают цены? Отчего экономика не может функционировать в виде «сплошного» рынка, откуда посреди рыночной стихии возникают островки «сознательного контроля», иначе говоря - фирмы?

    Ответ на этот вопрос Коуз дает, вводя в  экономический анализ новую категорию, получившую название «Трансакционные  издержки»11. Она служит исходным пунктом исследования и составляет своеобразный каркас теоретической системы ученого.

    Неизбежность  таких издержек, которые Коуз первоначально  называл «издержками рыночных трансакций», их суть и значение объяснялись самим  автором идеи следующим образом. «Я описал то, что имел в виду, в  следующих словах: "Чтобы осуществить  рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее12". То есть, Трансакционные издержки — это "издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта".

    Коуз  убеждает нас, что без понятия  трансакционных издержек невозможно разобраться  в работе экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы и нет основания  для определения политики. Существование  трансакционных издержек «будет подталкивать желающих торговать к введению различных  форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в  том случае, когда затраты по выработке  таких форм оказываются меньше, чем  экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и  услуг — все может при этом меняться13».

    Согласно  Р. Коузу, решение о производстве (или покупке) продукции зависит  от величины соответствующих трансакционных издержек. Организация производства внутри фирмы предпочтительнее рыночного  механизма, если издержки использования  рыночного механизма, или трансакционные издержки, являются более высокими по сравнению с издержками администрирования  внутри предприятия. Тем самым, согласно данной логике, фирмы существуют для  минимизации трансакционных издержек.

    Итак, если фирмы обнаруживают большую  эффективность в проведении экономических  трансакций в сравнении с рынком, то эти трансакции, согласно Коузу, оказываются интернализированными внутри фирмы. Подобная интернализация трансакций дает возможность компаниям использовать эффект масштаба (т. е. эффект снижения издержек на производство продукции с ростом объема производства) и эффект сети (когда совместное производство, например двух продуктов, обходится дешевле их раздельного производства). В этом случае границы компании могут быть определены с учетом границ действия эффекта от масштаба.

    Коуз  отделяет управленческую координацию  от координации посредством ценового механизма. Неоклассическая же теория проводит черту между производством  на продажу и производством для  себя или, в более традиционной терминологии, между специализацией и натуральным  хозяйством. Соотношение между ними будет зависеть от преимуществ экономии от масштаба, экономии от выполнения повторяющихся  операций, сравнительных преимуществ.

2.6. Гарольд Демсец 

Фирма в экономической  теории: Тихая революция 

    Теперь  стоит рассмотреть некоторые  отличия мнений различных экономических  школ. В докладе «Тихая революция» нам представляется разница подходов к понятию «фирма» неоклассической  и неоинституцианальной теории, представленной Р.Коузом.

    Цель  неоклассической теории - получить представление о размещении ресурсов посредством механизма цен, но не в результате управления. Фирма не играет ключевой роли в этой теории. Она - хорошо известный "черный ящик", в который поступают ресурсы, и из которого выходит продукция; тому, как происходит эта трансформация, не уделяется много внимания. В  модели совершенной конкуренции, центральной для данной теории, трансформация определяется известными технологиями и ценами; менеджмент не играет важной роли. Тем не менее, фирма, также как и домохозяйство, служит важной цели, а именно развитию концепции экономики с крайней степенью взаимозависимости. Производство осуществляется фирмами, потребление и предложение ресурсов - домохозяйствами. Люди должны зависеть друг от друга, так что самодостаточность исключена. Эта цель не требует существования фирм и домохозяйств, состоящих из нескольких лиц. Фирма остается фирмой независимо от того, принадлежит ли она одному человеку или нескольким, если только ее продукция производится на рынок, а не для собственного потребления.

Информация о работе Фирма в рыночной экономике