Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики ……….6
2. Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. ……………………………………………..9
2.1 Инструменты фискальной политики ……………………………...9
2.2 Мультипликатор государственных расходов и налогов ……….17
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета. ………………. 19
3. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения. ……...22
3.1 Эффективность фискальной политики ………………………… 22
3.2 Эффект вытеснения ………………………………………………25
4. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике. Особенности её осуществления в РБ …………………………….27
4.1 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике …………………………….…………………………….…………... 27
4.2 Особенности фискальной политики осуществления в РБ ……..36
Заключение …………………………….…………………………………45
Список литературы …………………………….………
Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета
Налоги и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться. Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна и та же, то эффекты их применения будут бесполезными. [12, стр. 128]
Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалансированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил, – налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их между собой, чтобы найти мультипликатор сбалансированного бюджета. Для решения этой задачи предположим, что суммы государственных расходов и величина собранных налогов равны между собой и составляют 20 единиц.
Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предельная склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликационные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS - 1:4.
Увеличение государственных расходов (G) вызовет цепную реакцию роста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор государственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонности к сбережениям (если MPS = -1:4, то Мц = 4).
Рост налоговых поступлений также вызовет цепную реакцию изменений в экономике, так как произойдет сокращение объёма потребления, а значит и падение совокупного спроса и величины ВВП. Силу этой цепной реакции отобразит налоговый мультипликатор МТ. Налоговый мультипликатор имеет отрицательный знак, так как отражает процесс сжатия ВНП при росте налогов.
Увеличение налогов сокращает личные расходы, которые население реализует через личное потребление и сбережения. Если сбережения не вкладываются, то они не способны оказать влияние на динамику ВНП. Это означает, что такие сбережения не обладают мультипликативным эффектом. Сокращение потребления же такой эффект даст. Увеличение налогов на 20 единиц сократит потребление, но не на всю указанную величину, а только на 15 единиц (- С= Т МРС). Еще на 5 единиц сократятся сбережения.
Сжатие потребления на 15 единиц приведет к последующему сокращению совокупного спроса, что, с учетом мультипликативного эффекта, приведет к сжатию ВНП на 60 единиц (-15 • 4).
Итак, прирост государственных расходов на 20 единиц увеличил ВПП на 80 единиц, а увеличение налогов на 20 единиц сократило ВНП на 60 единиц. В результате действии, указанных взаимопогашающихся эффектов, ВНП увеличился всего на 20 единиц, что равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. (см. форм. 2.2)
Т = +20 S = -5 ВНП= -60 C=-15; (2.2)
Чистый прирост ВНП = +20;
- G = +20 ВНП = +80;
где Т – налоги; G – госрасходы; S – сбережения; С – потребление.
Предыдущий анализ показал, что множительный эффект прироста государственных расходов МG оказался мощнее множительного эффекта сжатия налогом потребления, т. е. налогового мультипликатора МТ (МG>MT). Налоговый мультипликатор представляет меньшую величину по сравнению с мультипликатором государственных расходов, поскольку множителем MT является МРС – доля, приходящаяся на прирост потребления в общем приросте дохода. Эта доля меньше единицы.
Итак, при обозначении мультипликатора государственных расходов через МG формула налогового мультипликатора MT приобретает следующий вид:
где МТ – налоговый мультипликатор; МG - мультипликатор государственных расходов; МРС – предельная склонность к потреблению.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ
3.1 Эффективность фискальной политики
Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.
В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики.
Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны. [12, с95]
Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.
В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.
Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.
Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне. [14, с.132]
В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.
Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла. [15, с.58]
Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.
По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в Белоруссии рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. [7, с.24]
Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность.
Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация белорусской экономики.
В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.
В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.
3.2 Эффект вытеснения
Эффект вытеснения обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.
Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены. [15, с.156]
Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся – они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.
Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
4.1 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.