Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики ……….6
2. Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. ……………………………………………..9
2.1 Инструменты фискальной политики ……………………………...9
2.2 Мультипликатор государственных расходов и налогов ……….17
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета. ………………. 19
3. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения. ……...22
3.1 Эффективность фискальной политики ………………………… 22
3.2 Эффект вытеснения ………………………………………………25
4. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике. Особенности её осуществления в РБ …………………………….27
4.1 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике …………………………….…………………………….…………... 27
4.2 Особенности фискальной политики осуществления в РБ ……..36
Заключение …………………………….…………………………………45
Список литературы …………………………….………
Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высока общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВЦ); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами и пр.
Сегодня ведется активная работа по формированию государственного бюджета на 2010 год. Налоговое бремя в будущем году предполагается уменьшить как за счет снижения ставок по оборотным налогам, единому платежу от фонда оплаты труда и налогу на дивиденды, так и за счет отмены отчислений в фонд развития строительной науки. Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается компенсировать за чет отказа от наименее эффективных видов индивидуальных и категориальных льгот.
Наряду с ожидаемыми изменениями в методологии исчисления и порядке уплаты налогов налогоплательщиков не в меньшей степени волнует вопрос, как эти корректива повлияют на общую величину причитающихся к уплате налогов в абсолютном выражении и по отношению к объемным и результирующим показателям производственной деятельности (выручке, прибыли).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришёл к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот [Приложение] временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.
Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.
Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. /Н.Е Заяц. – Мн.: БГЭУ, 2002.
2. Каштанова Е.Г. Налоговые реформы конца века – путь к социальному прогрессу.// Белорусский экономический журнал. – 2000. - №4.
3. Киреева Е.Ф, Киселев С.А. Налогообложение в условиях реализации стратегий инновационного развития национальной экономики. Белорусский экономический журнал, 2007, №1.
4. Киреева Е.Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики. Белорусский экономический журнал, 2007, №1.
5. Киселев С.А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики. Вестник БГЭУ, 2008, №2,
6. Корбут Н.П. Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период// Белорусский экономический журнал. – 1999. - №4.
7. Коренев Е.В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения// Вестник БГЭУ. – 2004. –№2 – с. 61-67; №3.
8. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. – 2-изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
9. Микулич И.М. Финансовый механизм стимулирование инвестиционной активности в республике Беларусь// Вестник БГЭУ. – 2004. - №4.
10. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики, 2-е изд./ пер. с англ. – СПб. : Питер, 2004.
11. Неверов А.В., Деревяго И.П. Налоговая политика как средство реализации стратегии устойчивого развития// Белорусский экономический журнал. – 2003. – №4.
12. Рыбинская О.И. Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Белорусская экономика: анализ, проноз, регулирование, 2004, №6,
13. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.
14. Селищев А.С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2001.
15. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: изд.: Уч.пос. – М.: 2000.
16. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста. Вопросы экономики, 2007, №5,
17. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие/ Т.В. Сорокина. –Мн. : БГЭУ, 2003
18. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат., 2003.
19. Шинкевич Н.Н. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост Республики Беларусь. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, 2007, №4,
20. Шулейко О.Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования// Белорусский экономический журнал. – 2003. -№2.
Приложение А
42