Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа была выполнена с целью раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.
В работе я рассмотрела все поставленные задачи.
Данная тема является новой, т.к. наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования.

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.doc

— 654.50 Кб (Скачать документ)

Реформа бюджетной политики будет происходить по следующей схеме:

Осуществляется реструктуризация расходной части бюджета на основе плана сокращения государственного сектора экономики, реформирования органов государственной власти и управления, силовых структур, решений по сокращению размеров и последующей отмене дотаций и субсидий и других форм финансирования экономики, адресных субсидий потребителям ряда услуг и товаров. Производится аудит доходов и обязательств местных бюджетов. Российское законодательство по социальным и корпоративным обязательствам сильно разбалансированно. Наряду с большими нефинансируемыми мандатами, есть расходы, либо непредусмотренные законом "О бюджете", либо скрытые под общей статьей расходов. Ряд расходных статей бюджета не имеют расшифровки, что не соответствует принципу прозрачности бюджета. Одновременно проводится аудит внебюджетных фондов, включая президентский. Четкая инвентаризация и упорядочение всех расходов позволит определить приоритеты в финансировании и разработать ряд практических рекомендаций. Упорядочиваются межбюджетные отношения. Усиливается политика децентрализации государственных доходов и расходов. Происходит перераспределение доходов в пользу местных бюджетов, устанавливается четкое разграничение функций и источников финансирования местных и республиканского бюджетов. В бюджете первого года реформ предусматривается выделение так называемых защищенных статей, которые не подлежат секвестированию ни при каких обстоятельствах.

Создается система учета бюджетных обязательств, баланса обязательств и ресурсов. Определяется перечень обязательных для финансирования законов и программ, а также вносятся изменения в те из них, которые не входят в число первоочередных, требующих безусловного финансирования из республиканского или местного бюджетов. Осуществляется переход на обязательный и дополнительный бюджеты с приоритетом социальных расходов. Расходы по дополнительному бюджету финансируются при условии получения дополнительных доходов направляются на капитальные затраты, результатом которых станет получение дополнительных доходов. Ревизия структуры расходов бюджета преследует также задачу создания базы для перехода на централизованную систему бюджетного планирования, когда структурные подразделения государственной финансовой системы будут осуществлять планирование в рамках заранее определенной суммы средств, вытекающей из общего анализа бюджетной ситуации.

Осуществляется переход на принцип покрытия социальных обязательств государства из всех источников; централизация налоговых поступлений в казначействе за счет создания их территориальных структур.

Утверждается новая оптимальная структура правительства, отвечающая стратегическим целям и задачам программы реформ, что позволит сократить расходы на содержание аппарата управления.

Определяется новая структура Министерства финансов, предусматривается усиление ответственности должностных лиц, направленное на выполнение ими профессиональных обязанностей, а также обеспечение социальных прав государственных служащих и уточнение порядка взаимодействия казначейства с реципиентами бюджетов.

Проводится ревизия системы государственной помощи реальному сектору экономики с целью определения участков потенциального социального напряжения при проведении широкомасштабных реформ, переход на принцип оказания адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности. На данном этапе будут разработаны критерии бедности, составлены списки тех людей, которым будут открыты индивидуальные счета в банках для осуществления ежемесячной выплаты социальной помощи. К группе приоритетной бюджетной поддержки относятся лица, имеющие ежемесячный доход меньше порога бедности по критериям ООН, пенсионеры, инвалиды, многодетные матери, а также семьи, потерявшие кормильца.

Определяются источники финансирования текущих приоритетных и других обязательств, а также долгосрочных долговых обязательств, включая внешний и внутренний долг. Создается система конкуренции получателей бюджетных средств. В среднесрочной перспективе осуществляется переход к бюджетному финансированию по принципу "деньги следуют за учеником" или "деньги следуют за больным", т.е. выделение денег исходя из количества учеников, что обеспечивает адресность расходов. Бюджетные учреждения финансируются по смете и строго контролируются.

Производится ревизия инвестиционных программ республиканского бюджета, отказ от так называемых долгостроев, определение приоритетов в рамках средств, остающихся после финансирования социальных обязательств. Государство отказывается от роли корпоративного инвестора, т.е. создает конкурентное поле для работы частных финансовых институтов.

Разрабатываются правила предоставления бюджетными организациями отчетности и проведения аудита их деятельности независимыми организациями.


2.3 Эффективность фискальной политики

Таким образом, эффективная фис­кальная политика должна опираться, с одной стороны, на меха­низмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой — на тщательное, осторожное дискреционное регули­рование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуля­торы экономики должны функционировать согласованно с созна­тельным регулированием, организованным государством.

В общем, весь опыт развития рыночной эконо­мики, свидетельствует о том, что в развитии экономики и других систем социальной жизни самоорганизация должна идти нога в ногу с органи­зацией, т.е. сознательным регулированием государства экономических процессов.

Однако такое регулирование достигается непросто. Нач­нем с того, что необходимо своевременно прогнозировать спад или инфляцию, когда они еще не начались. Опираться в таких прогнозах на статистические данные вряд ли целесообразно, поскольку статистика подводит итог прошлому, и поэтому из нее трудно определить тенденции будущего развития. Более надежным инструментом прогнозирования будущего уровня ВВП является ежемесячный анализ опережающих индикаторов, к которому часто обращаются поли­тические деятели развитых стран. В этом индексе указыва­ется 11 переменных, характеризующих текущее состояние экономики, в числе которых средняя продолжительность рабочей недели, новые заказы на потребительские товары, цены рынка акций, изменение заказов на товары длитель­ного пользования, изменение цен некоторых видов сырья и т.п. Ясно, что если происходит, например, сокращение ра­бочей недели в обрабатывающей промышленности, умень­шаются заказы на сырье, сокращаются заказы на потреби­тельские товары, то с известной вероятностью можно ожи­дать в будущем спада производства.

Тем не менее, определить точное время, когда наступит спад, довольно трудно. Но даже в этих условиях пройдет немало времени, прежде чем правительство предпримет со­ответствующие меры. К тому же в интересах наступающей избирательной кампании оно может осуществить такие популистские меры, которые не оздоровят, а только ухудшат экономическое положение. Все такого рода внеэкономиче­ские факторы будут идти вразрез с потребностями достиже­ния стабильности производства.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и умень­шать государственные расходы.


2.4 Проблемы при проведении фискальной политики

Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика – это временный процесс, включающий три обязательных этапа:

а) осознание изменения макроэкономической ситуации и разработка новой фискальной политики;

б) ее осуществление;

в) оценка последствий и эффективности проведения новой фискальной политики.

Временная протяженность фискального процесса порождает эффект лага - временной «разрыв» между исходным и конечным пунктами этого процесса.

    Разрыв восприятия - промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание данных явлений. Этот разрыв возникает из-за трудностей предсказания будущего характера экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

    Административный разрыв. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.

    Операционный разрыв. Этот разрыв происходит между тем моментом, когда государство принимает решение о фискальной политике, и временем, когда она начнет оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования.

Из-за проблем подобного рода фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет ее применение для стабилизации экономики.

Фискальная политика местных органов власти часто носит проциклический характер: они не принимают мер против спада или инфляции. В отличие от федерального правительства большинство правительств местных органов власти обязано соблюдать требования конституции или других законодательных актов о сбалансированности их бюджетов.

В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а профицит, напротив, воспринимается довольно болезненно. В фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим рост инфляционным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов. Обе меры могут спровоцировать инфляцию.

Однако основным недостатком фискальной политики, а в частности стимулирующей фискальной политики, является эффект вытеснения. Эффект вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившихся товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, то есть кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются.

Дополнительные проблемы появляются, когда мы осознаем, что национальная экономика представляет собой часть мировой экономики. Национальные экономики подвержены влиянию международных колебаний совокупного спроса, которые способны изменить ВВП страны и обесценить мероприятия внутренней фискальной политики.

Предположим, что при ожидании спада страна, скажем США, изменяет расходы и налоги таким образом, чтобы увеличить совокупный спрос и ВВП, не вызывая при этом инфляцию. А экономика крупнейших партнеров начинает неожиданно расти. Американский чистый экспорт начинает возрастать, совокупный спрос увеличивается слишком быстро, и страна сталкивается с проблемой инфляции спроса.

Эффект чистого экспорта – это представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта. Представим, что США проводят стимулирующую фискальную политику, которая вызывает повышение процентных ставок. Высокие процентные ставки привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки не изменились. Но зарубежным инвесторам потребуются доллары для приобретения американских ценных бумаг. Таким образом, курс доллара возрастет. Американцы начнут покупать не отечественный продукт, а зарубежный. В результате сокращения американского экспорта и увеличения импорта чистый экспорт уменьшится, и воздействие стимулирующей фискальной политики будет отчасти нейтрализовано. Но при этом необходимо помнить, что эффект чистого экспорта имеет двоякую направленность. Понижая внутреннюю процентную ставку, сдерживающая фискальная политика увеличивает чистый экспорт, но обесценивает доллар.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Главными недостатками фискальной политики принято считать эффект лага, разрыв восприятия, административный и операционный разрывы. Эффект вытеснения - стимулирующая фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики; эффект чистого экспорта – представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования