Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание

Фискальная политика - так принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая переделанная.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

       Содержание

 

        ВВЕДЕНИЕ

       Фискальная  политика - так принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

       Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

       Фискальная  политика является очень сильным  оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

       Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

       Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика переживает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять фискальную политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

       Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания фискальной политики государства, а также в необходимости характеристики её механизма, налогов и их роли в экономическом регулировании производства. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, механизм и виды фискальной политики;
  • рассмотреть сущность налогов и их роль в регулировании производства;
  • рассмотреть дискреционную и недискреционную фискальную политику;
  • выявить проблемы, предложить основные направления по совершенствованию фискальной политики в РБ.

       Объектом исследования данной курсовой работы является фискальная политика государства.

       Предмет исследования – экономика страны.

       Наиболее  актуальными источниками, использованными  в данной курсовой работе являются:

       Базылев Н. И., Базылева М. Н. Экономическая теория: Учеб. пособие/ Мн.: Книжный Дом, 2004. 

     Ивашевский С. Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. 

       Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

       Шмарловская Г. А. История экономических учений: учеб.-практ. Пособие/.- мн.: БГЭУ, 2003.

 

        1 СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ  И ИНСТРУМЕНТЫ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ  ДОХОДОВ И ЗАНЯТОСТИ С УЧЁТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

       Фискальная (бюджетно-налоговая) политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом. Она направлена на обеспечение экономического роста, увеличение занятости, снижение инфляции, подъем общественного благосостояния и достижение других макроэкономических целей [2, c.40-41].

       Основные  идеи фискальной политики отражаются тремя правилами:

  • если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетно-налоговой политики;
  • если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики;
  • если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).

       Основными инструментами фискальной политики являются:

  • Государственные расходы на трансфертные платежи N, а также на государственные закупки товаров и услуг G. При этом различаются закупки для собственных потребностей государства (госзаказ), которые более стабильны, и менее стабильные закупки для регулирования рынка - сокращающиеся в периоды оживления и подъема и расширяющиеся в фазах спада и депрессии. В последнем случае рост государственных расходов влечет за собой увеличение совокупного спроса и через него - расширение реального ВНП и занятости населения.
  • Налоги - прямые и косвенные. Увеличение уровня этих налоговых изъятий через сокращение располагаемых доходов экономических агентов влечет за собой сжатие совокупного спроса, а также совокупного предложения. В результате и того, и другого наблюдаются сокращение объема производства и всплеск безработицы.
 

       В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1) [5, c.5]. 

       

 

       Рисунок 1.2 - Кривая совокупного предложения 

       В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1) [5, c.5].

       В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости  рабочей силы кривая совокупного  предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса

технологии. 

         

       Рисунок 1.3 - Модель экономического равновесия 

       Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рисунок 1.3). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

       В данной модели возможны следующие варианты:

  • совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад;
  • совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

       Экономическое равновесие предполагает такое состояние  хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

       Как известно, пересечение кривых совокупного  спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и объем производства. В точке пересечения количество требуемой и произведенной продукции при данных ценах совпадает. Данная модель AD - AS показывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит (совокупный спрос более динамичен, он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике). В действительности экономическое развитие обычно связано с нарушением равновесия. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты), безработица (низкий уровень производства и занятости), цикличность развития экономики.

       Напомним, что согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе. Для анализа положения о равновесии при неполной занятости была предложена упрощенная модель Кейнса. Проблема общего равновесия на рынке товаров и рынке денег проанализирована английским экономистом Джоном Хиксом в его труде «Стоимость и капитал» (1939 г.). В качестве инструмента анализа равновесия Хикс предложил модель IS-LM. IS означает «инвестиции - сбережения»; LM- «ликвидность - деньги» (L - спрос на деньги; М- предложение денег). В разработке модели, объединившей реальный и денежный секторы экономики, также принимал участие американец Элвин Хансен, и поэтому ее называют моделью Хикса Хансена. Первая часть модели призвана отразить условие равновесия на рынке товаров, вторая - на рынке денег. Условием равновесия на рынке товаров служит равенство инвестиций и сбережений; на денежном рынке - равенство между спросом на деньги и их предложением (денежной массой). Изменения на рынке товаров вызывают определенные сдвиги на рынке денег и наоборот. Согласно Хиксу равновесие на обоих рынках определяется одновременно нормой процента и уровнем дохода, иначе говоря, оба рынка определяют одновременно уровень равновесного дохода и равновесный уровень нормы процента. Модель несколько упрощает картину: предполагается неизменность цен, короткий период, равенство сбережений и инвестиций, спрос на деньги соответствует их предложению. Кривая IS показывает соотношение между процентной ставкой (r) и уровнем дохода (Y), который определяется кейнсианским равенством: S = I. Сбережения (S) и инвестиции (I) зависят от уровня доходов и процентной ставки. Кривая IS отображает равновесие на рынке товаров. Инвестиции находятся в обратной зависимости от нормы процента. К примеру, при низкой норме процента инвестиции будут расти. Соответственно увеличится доход (Y) и несколько вырастут сбережения (S), а норма процента снизится, чтобы стимулировать превращение S в I. Отсюда изображенный на рисунке 1.4 наклон кривой IS [1, c.14].

       Кривая  LM (рисунок 1.5) выражает равновесие спроса и предложения денег (при данном уровне цен) на денежном рынке. Спрос на деньги растет по мере увеличения дохода (Y), но при этом повышается процентная ставка (r). Деньги дорожают, «подталкивает» возрастающий спрос на них. Рост процентной ставки призван смерить этот спрос. Изменение нормы процента способствует достижению некоторого равновесия между спросом на деньги и их предложением. Если норма процента устанавливается на слишком высоком уровне, владельцы денег предпочитают приобретать ценные бумаги [1, c.14] .

       

 

       Рисунок 1.4 - Кривая IS

       

Рисунок 1.5 - Кривая LM

       В свою очередь модель IS-LM используют при анализе эффективности налогов, регулирования объёмов денежной массы, корректировке экономической политики. Данная модель служит матрицей при разработке стабилизационных мер.  Если национальная экономика подвержена IS-шокам, из ящика регулирующих инструментов извлекаются стимуляторы денежного предложения; и наоборот, если экономика страдает от денежных шоков, в ход пускаются ценообразующие факторы при установлении фиксированного процента.  Модель IS-LM является макроэкономической,  используемой для формирования государственной экономической политики.[11, с.54] 
 

 

        2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА

       Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую (рисунок 2.1). Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились [13, c.44].

Информация о работе Фискальная политика