Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание

Фискальная политика - так принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая переделанная.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

       Дискреционная политика - это сознательное регулирование  государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического состояния страны. Например, в фазе кризиса проводится политика экономического роста, а в фазе подъема - политика сдерживания деловой активности. Во время подъема производства государство сдерживает и ограничивает доступ предпринимателей к деньгам. Кредиты становятся дорогими и труднодоступными. В результате этого - инвестиционные вложения в экономику ограничиваются и рост экономики тормозится. Во время кризиса государство обеспечивает доступный и дешевый кредит. В результате кризисный спад быстро преодолевается и совершается переход к фазе подъема. Таким образом государство манипулирует ценой денег, делая их дешевыми или дорогими. С такой же целью государство может маневрировать налогами: в период подъема налоги увеличиваются, во время кризисного спада налоги снижаются. При росте налогов предприниматели сокращают инвестиции, а у населения уменьшается покупательная способность. В результате подъем производства тормозится. При снижении налогов все происходит в противоположном направлении. Государство также целенаправленно использует величину бюджетных расходов. Во время кризисов государство увеличивает бюджетные расходы на закупки товаров и услуг, на социальные программы и создание дополнительных рабочих мест, на развитие инфраструктуры. Во время подъема все эти расходы значительно сокращаются [13, c. 44].

       Все эти меры правительство проводит осознанно, постепенно и целенаправленно: определяет необходимость мер, рассчитывает величину необходимых изменений, просчитывает последствия, проводит поправки в законодательстве. Все это требует столь много времени, что иногда оказывается неэффективным.

       

Рисунок 2.1 - Типы, виды и инструменты фискальной политики. 

             Предположим, что  правительство приняло решение  осуществить закупки товаров  и услуг на сумму 20 млрд. долл. вне  зависимости от того, какова величина ЧНП. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем более высокий уровень совокупных расходов, тоесть С + Inn + G, где G — государственные или правительственные расходы. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесного ЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд долл., то мультипликатор в данном случае равен 4[14, с.512].

       Важно подчеркнуть, что увеличение правительственных  расходов на 20 млрд. долл. финансируется  не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налогов ведет  к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

             Каковы же последствия  сокращения государственных расходов? В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд. долл. до 10 млрд. долл., то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд. долл. при мультипликаторе, равном 4[14, с.512].

       Правительство не только расходует средства, но также собирает налоги. Рост налогов вызовет сокращение величины равновесного ЧНП 

 

        3 МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ  ПОСТУПЛЕНИЙ И  БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

       Налоговые поступления являются предметом  фискального регулирования и представляют собой средства юридических и физических лиц перечисленные в республиканский и местный бюджеты. Налоговые поступления являются доминантой доходных статей бюджета. Примерно 75% и более доходных статей бюджета формируются за счет налоговых платежей.

       В случае если расходы бюджета превышают  его доходы возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит является результатом налоговых потерь – сумме недополученных налоговых платежей в бюджет. Бюджетный дефицит – сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями, экономическими кризисами и т. д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы [7, c.5].

       Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.

       Разность  между реальным и структурным  дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВНП.  Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов, что приводит к росту государственных доходов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов.  Использование первого варианта приведет к снижению деловой активности, стимулов к труду, второго – к инфляции. Поэтому в странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант.

       Для покрытия бюджетного дефицита государство  выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и так далее), которые продает субъектам хозяйствования и населению. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.  Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита [4, c.48-50].

       Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний – это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

       Таким образом, налоговые поступления  представляют собой средства юридических  и физических лиц перечисленные  в республиканский и местные бюджеты. Они являются основным фактором преодоления возможных непредвиденных государственных расходов, недополученных сумм налоговых платежей в бюджет (налоговых потерь). Возникшие налоговые потери зачастую становятся следствием неоправданно высокого уровня налогового бремени, экономического спада в производстве и экономике, развитием теневого сектора рынка.

       Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с бюджетными расходами. Под бюджетными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и так далее. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.[4, с.48-50]

       Совокупные  расходы государства находят  выражение в расходной части  государственного бюджета. Государственные  расходы играют значительную роль в  социально-экономическом развитии общества. Сложившийся к настоящему времени дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста [9, c.244].

       Расходы государственного бюджета выполняют  функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью играет не только социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны [6, c.5].

       В затратах на хозяйственные нужды  обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют  также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство. Фермеры представляют заметную силу на выборах, неизменно пользуются симпатией общественного мнения, от темпов перемещения рабочей силы из деревень в города зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или импортной зависимости) страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, от их покупательной способности зависит положение в нескольких важных отраслях производства и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       4 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.  ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ  ЛАФФЕРА

       В современном мире налоговая система  любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена. Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций [5, c.5].

       Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

  • принцип справедливости (равенства) налогообложения;
  • определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
  • удобство сроков и способов уплаты;
  • экономичность (эффективность) налогов, то есть. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

         Наряду с общими (классическими)  принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы.

Информация о работе Фискальная политика