Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:55, курсовая работа
Фискальная политика - так принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Дискреционная политика - это сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического состояния страны. Например, в фазе кризиса проводится политика экономического роста, а в фазе подъема - политика сдерживания деловой активности. Во время подъема производства государство сдерживает и ограничивает доступ предпринимателей к деньгам. Кредиты становятся дорогими и труднодоступными. В результате этого - инвестиционные вложения в экономику ограничиваются и рост экономики тормозится. Во время кризиса государство обеспечивает доступный и дешевый кредит. В результате кризисный спад быстро преодолевается и совершается переход к фазе подъема. Таким образом государство манипулирует ценой денег, делая их дешевыми или дорогими. С такой же целью государство может маневрировать налогами: в период подъема налоги увеличиваются, во время кризисного спада налоги снижаются. При росте налогов предприниматели сокращают инвестиции, а у населения уменьшается покупательная способность. В результате подъем производства тормозится. При снижении налогов все происходит в противоположном направлении. Государство также целенаправленно использует величину бюджетных расходов. Во время кризисов государство увеличивает бюджетные расходы на закупки товаров и услуг, на социальные программы и создание дополнительных рабочих мест, на развитие инфраструктуры. Во время подъема все эти расходы значительно сокращаются [13, c. 44].
Все эти меры правительство проводит осознанно, постепенно и целенаправленно: определяет необходимость мер, рассчитывает величину необходимых изменений, просчитывает последствия, проводит поправки в законодательстве. Все это требует столь много времени, что иногда оказывается неэффективным.
Рисунок
2.1 - Типы,
виды и инструменты фискальной политики.
Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. долл. вне зависимости от того, какова величина ЧНП. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем более высокий уровень совокупных расходов, тоесть С + In +Хn + G, где G — государственные или правительственные расходы. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесного ЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд долл., то мультипликатор в данном случае равен 4[14, с.512].
Важно
подчеркнуть, что увеличение правительственных
расходов на 20 млрд. долл. финансируется
не за счет роста налоговых поступлений,
так как рост налогов ведет
к снижению величины равновесного ЧНП.
Чтобы иметь стимулирующее
Каковы же последствия сокращения государственных расходов? В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд. долл. до 10 млрд. долл., то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд. долл. при мультипликаторе, равном 4[14, с.512].
Правительство
не только расходует средства, но также
собирает налоги. Рост налогов вызовет
сокращение величины равновесного ЧНП
Налоговые поступления являются предметом фискального регулирования и представляют собой средства юридических и физических лиц перечисленные в республиканский и местный бюджеты. Налоговые поступления являются доминантой доходных статей бюджета. Примерно 75% и более доходных статей бюджета формируются за счет налоговых платежей.
В случае если расходы бюджета превышают его доходы возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит является результатом налоговых потерь – сумме недополученных налоговых платежей в бюджет. Бюджетный дефицит – сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями, экономическими кризисами и т. д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы [7, c.5].
Различают
структурный и циклический
Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов, что приводит к росту государственных доходов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. Использование первого варианта приведет к снижению деловой активности, стимулов к труду, второго – к инфляции. Поэтому в странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант.
Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и так далее), которые продает субъектам хозяйствования и населению. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности. Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита [4, c.48-50].
Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний – это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
Таким образом, налоговые поступления представляют собой средства юридических и физических лиц перечисленные в республиканский и местные бюджеты. Они являются основным фактором преодоления возможных непредвиденных государственных расходов, недополученных сумм налоговых платежей в бюджет (налоговых потерь). Возникшие налоговые потери зачастую становятся следствием неоправданно высокого уровня налогового бремени, экономического спада в производстве и экономике, развитием теневого сектора рынка.
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с бюджетными расходами. Под бюджетными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и так далее. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.[4, с.48-50]
Совокупные
расходы государства находят
выражение в расходной части
государственного бюджета. Государственные
расходы играют значительную роль в
социально-экономическом
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью играет не только социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны [6, c.5].
В
затратах на хозяйственные нужды
обычно выделяются бюджетные субсидии
сельскому хозяйству, которые имеют
также социальную, политическую и хозяйственную
направленность. Ни одно государство не
может быть заинтересовано в ускоренном
и массовом разорении своего крестьянства,
фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической
политике правительства иногда временно
жертвуют интересами отечественных производителей
аграрных товаров, допуская иностранную
сельскохозяйственную продукцию на внутренний
рынок в ответ на уступки торговых партнеров,
как правило, правительства поддерживают
свое среднее и крупное фермерство. Фермеры
представляют заметную силу на выборах,
неизменно пользуются симпатией общественного
мнения, от темпов перемещения рабочей
силы из деревень в города зависит уровень
безработицы, степень самообеспечения
(или импортной зависимости) страны продовольствием
и сельскохозяйственным сырьем, от их
покупательной способности зависит положение
в нескольких важных отраслях производства
и услуг.
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена. Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций [5, c.5].
Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:
Наряду с общими (классическими)
принципами построения