Формирование доходов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. То есть правительство большинства стран имеет некие рычаги влияния на экономику страны, главным образом, для нивелирования неравенства между слоями населения по уровню доходов. Основная задача государства состоит как раз в перераспределении доходов, путем изъятия части доходов посредством налогов и распределения их на государственные нужды, в том числе и на нужды населения в целом и малообеспеченных их слоев.
Тема изучения доходов в рыночной системе весьма актуальна, поскольку понимание сил, влияющих на экономику страны, знание структуры экономики и направлений деятельности государства в экономической сфере – это базисные знания для экономики государства. А изучение классификации доходов и их формирования – это основа для экономики предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность доходов в рыночной экономике 5
1.1. Понятие рыночной системы 5
1.2. Доход в рыночной экономике 7
1.3. Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини 9
2. Доходы предприятия и их характеристика в современных условиях 14
2.1. Доходы предприятия: понятие, состав, сущность в соответствии с действующим законодательством 14
2.2. Классификация доходов предприятия и их характеристика 16
2.3. Факторы, определяющие доходы производственного предприятия и их характеристика 18
3. Распределение доходов в рыночной экономике 24
3.1. Распределение доходов и их неравенство 24
3.2. Роль государства в перераспределении доходов 25
3.3. Концепции перераспределения доходов в РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

формир дох в рын эк.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)
 

     Состав  доходов предприятий с 01 января 2000 г.

  1. Доходы от обычных видов деятельности
  2. Прочие поступления доходов: операционные доходы, внереализационные доходы.

     Доходы  для целей налогообложения классифицируются следующим образом: доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; внереализационные доходы.

     Понятие дохода от реализации является более  широким, и в его состав включаются следующие элементы согласно статье 249 главы 25 Налогового кодекса РФ (рис. 2).

     

       
 
 
 

     Рис. 2. Состав доходов от реализации

     При определении доходов из них исключаются  суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

     Операционные  доходы включают поступления средств, связанных с выполнением следующих операций:

  • Предоставлением за плату во временное пользование имущества предприятий (средств и предметов труда);
  • Поступления от продажи основных средств и иного имущества (кроме иностранной валюты), продукции и товаров;
  • Доходы, полученные в результате совместной деятельности предприятиями с другими (по договору простого товарищества);
  • Доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств торговых организаций и предприятий отрасли;
  • Проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счетах предприятия в этом банке.

     В состав внереализационных доходов  включают:

  • Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договора поставки товаров;
  • Имущество (активы), полученное безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • Курсовые разницы;
  • Сумма дооценки активов, за исключением внеоборотных активов;
  • Прочие внереализационные доходы.
 
 
 
 

2.3 Факторы, определяющие  доходы производственного  предприятия и  их характеристика 

     Доходы  формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину доходов, а соответственно прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить – оно весьма велико. Поэтому все многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая необходима для определения основных направлений поиска резервов и их увеличения и строится по различным признакам. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли и на второстепенные, влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, в зависимости от внешней среды всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние – они тесно связаны между собой (рис.3). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3. Состав факторов, влияющих на размер прибыли предприятия

     К внутренним факторам, влияющим на прибыль  и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием оборота предприятия.

     Среди внутренних факторов можно выделить следующие.

     1. Объем оборота. При неизменной  доли прибыли в цене товара  рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.

     2. Товарная структура оборота. Расширение  ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, так как покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Также это способствует повышению рентабельности.

     3. Организация товародвижения. Ускоренное  продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.

     4. Организация торгово-технологического  процесса продажи товаров. Для  получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажа товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличение объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

     5. Численность и состав работников. Достаточная численность при  определенном уровне технической  вооруженности труда позволяет  в полной мере реализовать  программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации работников, их умение быстро и четко обслуживать покупателей, правильно закупить товары и т.д.

     6. Формы и системы экономического  стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.

     7. Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.

     8. Фондовооруженность и техническая  вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным оборудованием, тем выше их производительность труда.

     9. Состояние материально-технической  базы предприятия. Предприятие,  располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеет предпосылки для постоянного увеличения оборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.

     10. Развитие и состояние торговой  сети, её территориальное расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственное влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.

     11. Моральный и физический износ  основных фондов. Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшего оборудования не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

     12. Фондоотдача. С повышением фондоотдачи  увеличивается товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.

     13. Сумм оборотных средств. Чем  большей суммой оборотных средств  располагает предприятие, тем  большую массу прибыли оно  получает в результате одного их оборота.

     14. Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.

     15. Организация работы по взысканию  дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а, следовательно – увеличению прибыли.

     16. Организация исковой работы, работы  с тарой. Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.

     17. Осуществление режима экономии. Позволяет относительно снижать  текущие затраты предприятий  и увеличивать сумму получаемой  прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

     18. Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности.

     Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

     Производственные  факторы, характеризующие наличие, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов, в свою очередь подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

     Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс  получения прибыли через изменение: объема средств труда, времени работы оборудования, количества предметов труда, численности персонала, фонда рабочего времени.

     Интенсивными  факторами являются: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации персонала, снижение трудоёмкости реализуемой продукции, совершенствование организации труда.

     К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая деятельность, социальные условия труда и быта и т.д.

     При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

     К основным внешним факторам, формирующим  прибыль предприятия, можно отнести следующие.

     1. Емкость рынка. От емкости рынка  зависит оборот предприятия. Чем  больше емкость рынка, тем больше возможности предприятия по получению прибыли.

     2. Развитие конкуренции. Оно оказывает  отрицательное влияние на сумму  и уровень прибыли, так как приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

     3. Размер цен, устанавливаемых поставщиками  сырья. В условиях конкуренции  повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен.

     4. Цены на услуги предприятий  транспорта, коммунального хозяйства,  ремонтных и других предприятий.  Повышение цен и тарифов на  услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыли и снижает рентабельность деятельности.

     5. Развитие профсоюзного движения. Предприятие стремится  ограничению  расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

     6. Развитие деятельности общественных  организаций потребителей товаров  и услуг.

     7. Регулирование государством деятельности  предприятий. 

     Перечисленные факторы относятся к числу  основных, определяющих размер доходности предприятия.

  1. Распределение доходов в рыночной экономике

3.1. Распределение доходов и их неравенство

     В рыночной экономике главным фактором социального неравенства является уровень доходов и стоимость имущества населения. Основой дифференциации заработной платы выступает социально – экономическая неоднородность труда, обусловленная профессиональным, технико–технологическим разделением труда, отраслевыми и квалификационными различиями, уровнем образования, происхождением и пр.

Информация о работе Формирование доходов в рыночной экономике