Формирование и использование прибыли в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или иного товара и возможностей продажи партнёры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.

Содержание

1. Понятие прибыли и принципы её формирования в торговле (схема расчёта прибыли торгового предприятия).
Показатели рентабельности торгового предприятия (таблица расчёта показателей рентабельности торгового предприятия за отчётный период).

Пути повышения рентабельности.
Порядок проведения анализа (пример проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия).
Распределение и использование прибыли в торговле (схема распределения и использования прибыли торгового предприятия

Работа состоит из  1 файл

формирование и использование прибыли в торговле.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

     Рф = [П : (ОФ + МС) * 100],

          Где Рф - рентабельность основных фондов, %;

     П - сумма прибыли (валовой или чистой);

     ОФ - средняя стоимость основных средств (фондов);

     МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.

     Если  торговое предприятие работает в  арендуемых помещениях, зданиях или  сдаёт в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

     Для систематизации показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется  использовать таблицу.

 

     

       
 

     Расчёт  показателей рентабельности торгового предприятия за отчётный период.

Наименование

Показателей

Источник информации Услов-ные обозна-чения Форму-ла расчёта  рента-бель-ности

                                                 Исходные данные

  1    товарооборот                    стр.101 форма 2              Т    

  2     прибыль                            приложения к бух.        П

                                                               балансу

     валовая                            стр.090 формы 2            Пв

     чистая                              стр.090 - стр.200

                                                     формы 2                        Пч 

3     средняя величина всего   стр.360 бух.баланса       К

                капитала  

                  

  1. средняя величина собст- стр. 480 бух.баланса        Кс

           венного  капитала 

            

  5      средняя стоимость            стр.022                           ОФ

            основных средств 

             

6     средняя стоимость ма-

         териальных об.ср-в.         стр.122                           МС 

                     Расчётные данные  

  1. рентабельность  продаж                                             

    (товарооборота)                                                         Рт          П:Т.100 

  1. рентабельность  всего 

             капитала                                                                Рк          П:К.100 

  1. рентабельность  соб.к-ла.                                          Ркс         П:Кс.100
 
  1. рентабельность  основ-

    ных средств (фондов)                                              Роф     П:ОФ.100 

  1. рентабельность  материальных об. ср-в.                Рмс    П:МС.100

      Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств  для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчёркивает определённый аспект результатов деятельности торгового предприятия.

     Уровень рентабельности, исчисленной отношением суммы прибыли от реализации товаров  к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

     Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчёте на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчёте на 1тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников - больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника.

     Отношение прибыли от реализации товаров к  величине торговой площади торгового  предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчёте  на 1 метр квадратный площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговых площадей позволяет повысить размер прибыли.

     Изучение  системы показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.

     Пути  повышения рентабельности

     Основные  пути повышения рентабельности торговли следующие:

    • использование резервов роста товарооборота;
    • расширение прямых связей с промышленностью;
    • сокращение путей звенности товародвижения;
    • полное получения от поставщиков установленных основных и дополнительных скидок, возмещение от финансовых органов;
    • внедрение новых форм организации и специализации;
    • экономия издержек обращения, ликвидация непланируемых потерь.

    Мероприятия по укреплению хозяйственного расчёта, повышению рентабельности разрабатываются  работниками планового отдела и  бухгалтерского учёта. Они подвергаются широкому обсуждению. Для контроля за ходом выполнения разработанных мер определяются ответственные лица (как правело, главные бухгалтеры или их заместители, начальника планово-экономических отделов, старшие экономисты).

    Порядок проведения анализа

      Цель  анализа - оценка рентабельности предприятия его      возможности для самофинансирования.

     Задачи  анализа 

  1. Проверка  степени изменения прибыли за отчётный период.
  2. Выявление причин повлиявших на изменение прибыли.
  3. Выводы и предложения по результатам анализа.

        Анализ прибыли и рентабельности проводится с использованием методов: сравнения, разниц, цепной подстановки.

     Изменение прибыли и рентабельности предполагает оценку выполнения плана, динамики этих показателей, измерение степени  влияния на них основных факторов. Прибыль и рентабельность, а также основные факторы, их определяющие (товарооборот, планируемые и не планируемые доходы, расходы и потери), рассматриваются одновременно.

     Анализ  прибыли и рентабельности так  же, как доходов и издержек обращения, проводится за квартал и год. В  новых условиях хозяйствования эти показатели изучаются за пятилетку по годам.

     В качестве примера проведём анализ прибыли  и рентабельности предприятия за отчётный год по следующим данным:

Показатели план факт +-D % выполнения
Товарооборот 5400 5720 320 1,06
ВД (без  НДС) 1269 1232 -31 0,97
УВД (%) 23,5 21,54 -1,96 0,92
ИО (т.р.) 67,2 69,4 2,2 103
УИО (%) 12,44 12,13 -0,31 98
ПР (т.р.) 597 538 -59 90
УР (%) 11,06 9,41 -1,65 85
Прочие  доходы 14 15 1 107
Прочие  расходы 4 3 -1 75
ПР (т.р.) 607 550 -57 91
 

     Решение:

  1. ПР план = 1269 – 672 = 597

    ПР факт = 1232 – 694 = 538

  1. ПБ план = 597 + 14 – 4 = 607

    ПБ факт = 538 +15 – 3 = 550

  1. УВД план = 1269/5400*100% = 23,5

    УВД факт = 1232/5720*100% = 21,54

     4)  УИО план = 672/5400*100% = 12,44    

          УИО факт = 694/5120*100% = 12,13

     5)  УР план = 597/5400*100% = 11,06

          УР факт = 538/5720*100% = 9,41

      

     Влияние отдельных факторов на изменение  прибыли:

     1)влияние  т/об на ПР          D1ПР = 320*11,06/100% = 35,4

     2)влияние  УВД на ПР         D2ПР = 1,96*5720/100% = -112,1

     3)влияние УИО на ПР         D3ПР = 0,31*5120/100% = 17,7

     4)совместное  влияние факторов на изменение  ПР 

         DПР = 35,4 + (-112,1) + (+17,7) = -59

     5)влияние  факторов на изменение ПБ

           DПБ = -59 + 1-(-1) = -57 =  DПБ

     Вывод:
     За  отчётный год ПР снизилась по сравнению с планом на 59т.р. ПБ уменьшилась на 57т.р. УР снизился на 1,65% изменение ПР сложилось под влиянием следующих основных факторов.
     1)рост  т/об на 320т.р., что увеличивает  ПР на 35,4т.р.
     2)снижение  УВД на 1,96% в следствии чего  ПР уменьшилась на 112,1т.р.
     3)снижение  УИО на 0,31%, что привело ПР на 17,7т.р.
     ПБ  уменьшилась на 57т.р. под влиянием перечисленных факторов, а так  же в результате изменения прочих доходов и расходов снижается  прибыли за отчётный период объясняется  в первую очередь снижением УВД,% выполнения плана которого составляет 92%  в тоже время % выполнения плана УИО 98% следовательно поможет влияние на прибыль роста т/об и снижение УИО не столько компенсировать отрицательное воздействие изменению УВД. Предприятию в плановом периоде следует определять размеры торговых надбавок таким образом чтобы с одной стороны привлечь покупателей и возрос объём т/об-та, с другой стороны обеспечить прирост прибыли. 

Информация о работе Формирование и использование прибыли в торговле