Формирование системы франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 16:45, реферат

Описание

В мировой практике франчайзинг известен давно. Некоторые специалисты ведут его летоисчисление со Средних веков. Однако в наше время, несмотря на французское имя «франчайзинг» представляет собой чисто американский феномен. Первый широко известный опыт связан с популярным производителем швейных машин, компанией «Зингер», которая организовала по этой схеме сбыт, а главное - послепродажное техническое обслуживание своих изделий. В начале ХХ в. франчайзинг стал широко применяться американскими производителями автомобилей, поставщиками нефтепродуктов, а также в розливе и сбыте безалкогольных напитков.

Работа состоит из  1 файл

ФРАНЧАЙЗИНГ.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

   Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной  системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть просто владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.

   Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность  не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (франчайзер), так и предприятий, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса

   Таблица 1.2 - Преимущества и недостатки франчайзинга 

   Преимущества  франчайзинга 

   Недостатки  франчайзинга 

   Для франчайзера 

   · увеличить  число торговых предприятий при  минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;

   · увеличить  доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет  прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;

   · снизить  уровень издержек производства и  обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель  сам покрывает все расходы  по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда.);

   · расширить  сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него. 

   · сложность  контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчай-зиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит;

   · возможность  потерять свое доброе имя и репутацию  из-за плохой работы франчайзиата;

   · опасность  получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

   · возможность  возникновения противоположных  целей с франчайзиатом, что существенно  отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с  франчайзиатом, пока тот не нарушит  условий договора. 

   Для франчайзиата 

   · стать  самостоятельным предпринимателем;

   · вести  свой бизнес под признанным торговым знаком;

   · использования  уже ранее испытанных форм предпринимательства;

   · совместной рекламы;

   · обучения и помощи со стороны франчайзера;

   · приобретения многих видов лицензионного бизнеса  по относительно низким ценам;

   · финансировать  часть капиталовложений и извлекать  из этого прибыль.  

   · контроль со стороны франчайзера, что может  оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем  бизнесе;

   · опасность  потерять свою репутацию из-за плохой работы;

   · опасность  изменения политики франчайзера  в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;

   · большие  затраты на услуги франчайзера (на покупку  оборудования, которое франчайзиат  обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле). 

   По  мировой статистике доля банкротств, в случае работы по системе франчайзинга в разы меньше, чем в других партнерских  схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации и устанавливая стандарты.

   Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высокой степени доверия  сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской  инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержки сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.

   Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они  естественно будут руководствоваться  в своей деятельности.

   Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования  свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

   Франчайзи - это человек или компания, которая  покупает возможность обучения и  помощь при создании бизнеса у  франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. 
 
 
 
 

1.1 Понятие и виды  франчайзинга 

Термин «franchising»  происходит от французского слова franchise и означает «льгота», «привилегия», в переводе с немецкого языка франчайзинг - это форма сбыта товаров в розничной торговле, при которой производитель предоставляет право продажи его товара торговцу по лицензии.  

Некоторые экономисты, рассматривают франчайзинг как  «систему продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзером и Франчайзи». 

При этом франчайзер - это крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой. Франчайзи - небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой. Контракт между этими сторонами представляет собой франшизу, согласно которой: 

а) франчайзи  предоставляется право участвовать  в бизнесе предложения, продажи, или распространения товаров  или услуг по рыночному плану  или системе, предписанной в значительной мере франчайзером; 

б) проведение бизнеса  франчайзи связано с торговой маркой, сервисной меткой, торговым именем, логотипом, рекламой или другим коммерческим символом, разработанным франчайзером или его филиалом; 

в) от франчайзи  требуется выплата, напрямую или  косвенно, франчайзингового платежа. 

Организатор франчайзинговой сети - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть - право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.  

Взаимодействие  франчайзера с участниками системы  может осуществляться либо непосредственно  с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно.  

Франчайзинговые системы могут принимать многие формы в зависимости от того, между кем возникают отношения франчайзинга: промышленный, деловой, конверсионный, «бизнес-формата» и др.  

Классификация видов франчайзинга на современном  этапе разнообразна и представлена в таблице 1.1.  

Таблица 1.1 - Классификация видов франчайзинга 

Классификационный признак 

Вид франчайзинга  

По количеству франшиз(Классификационный признак) 

- франчайзинг  отдельно взятого предприятия;( Вид франчайзинга) 

- корпоративный  франчайзинг.  

По стратегии  расширения франчайзингового бизнеса 

- классический франчайзинг; 

- конверсионный  франчайзинг; 

- дочерний франчайзинг; 

-франчайзинговый  контракт на менеджмент.  

По характеру  деятельности объекта франчайзинга 

- товарный франчайзинг; 

- производственный  франчайзинг; 

- деловой франчайзинг.  

По структуре  построения франчайзинговой сети 

- индивидуальный  франчайзинг; 

- районный франчайзинг.  

По месту франчайзи  в структуре сбытового канала 

- система типа  «производитель - розничный торговец»; 

- система типа  «производитель - оптовый торговец»; 

- система типа  «оптовый торговец - розничный торговец»; 

- система типа  «поставщик услуги - розничный торговец».  

Наиболее распространенными  являются виды франчайзинга с зависимости  от характера деятельности, т.е. товарный, производительный и деловой франчайзинг. Рассмотрим сущность данных видов франчайзинга.  

Товарный франчайзинг  представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой  франчайзером под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи  становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Ему также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. 

Основными различиями между товарным франчайзингом и  дилерством являются: большая привязанность  к товарному знаку франчайзера, исключительный сбыт продукции, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи: рекламная поддержка в центральной прессе, скидки на приобретаемые товары, обучение и консультирование в процессе работы. 

Производственный  франчайзинг представляет собой  передачу франчайзером прав на производство и сбыт под своим торговым знаком продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.  

По данной схеме  работают основные производители прохладительных  напитков (например, «Coca-Cola», «Pepsico», «Shweppes»), компании по производству продуктов питания («Mars», «Nestle», «Danone»), компании по производству косметики и бытовой химии («Henco», «Procter&Gamble»). Большинство этих компаний, помимо франчайзинговых отношений, становятся совладельцами, инвесторами (например, шоколадная фабрика «Россия» владеет 51% акций «Nestle»). 

Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнес - формата) является наиболее перспективным, поскольку  он подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой - франчайзером (см. рисунок 1.1). 

Рисунок 1.1 - Сущность товарного и делового франчайзинга 

Применение делового франчайзинга характерно для предприятий  общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению, а также образовательных заведений. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы.  

Участники франчайзинга имеют как преимущества, так и недостатки от ведения бизнеса на условиях франчайзинга, которые представлены в таблице 1.2.  

Таблица 1.2 - Преимущества и недостатки франчайзинга 

Участники 

Преимущества 

Недостатки  

Франчайзер 

-возможность  развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку на новых рынках с минимальными финансовыми затратами;  

Информация о работе Формирование системы франчайзинга