Формирование системы франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 16:45, реферат

Описание

В мировой практике франчайзинг известен давно. Некоторые специалисты ведут его летоисчисление со Средних веков. Однако в наше время, несмотря на французское имя «франчайзинг» представляет собой чисто американский феномен. Первый широко известный опыт связан с популярным производителем швейных машин, компанией «Зингер», которая организовала по этой схеме сбыт, а главное - послепродажное техническое обслуживание своих изделий. В начале ХХ в. франчайзинг стал широко применяться американскими производителями автомобилей, поставщиками нефтепродуктов, а также в розливе и сбыте безалкогольных напитков.

Работа состоит из  1 файл

ФРАНЧАЙЗИНГ.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

в) Срок действия франшизы. Очень важно установить, имеет ли франчайзер право выкупить франшизу до истечения срока ее действия, и если да, то выплачивать ли «родительской  фирме» рыночную цену франшизы или  определенную сумму прибыли. Если франшиза имеет определенный установленный срок, то следует определить, имеет ли франчайзи право ее возобновить и на каких условиях. 

г) Первоначальный платеж и выплаты. Договор должен содержать информацию об уровне первоначального  единовременного платежа, который устанавливается франчайзером заранее как плата за покупку франшизы. Франчайзер должен реалистично оценить, что будет означать продажа франшизы для него и для франчайзи, который покупает данную франшизу. Прежде чем купить франшизу, франчайзи следует спросить у франчайзера, как устанавливается первоначальный платеж. Получит ли франчайзи за свой первоначальный платеж услуги, оборудование, другую помощь. В дополнение к первоначальному платежу франчайзи обязан платить периодические отчисления. Необходимо помнить, что если данные отчисления с валового оборота, то эта сумма будет намного больше, чем при расчете с чистого дохода. 

Возможны и  другие виды обязательных платежей для  франчайзи, например за оборудование, за обучение, за продление соглашения, за рекламу. Для франчайзи очень важно определить эти суммы и оценить, как они скажутся на его деятельности. Ценным консультантом при покупке франшизы может быть хороший бухгалтер. 

д) Договор об аренде. Данная часть франчайзингового договора предполагает согласование следующих вопросов: 

- требуют ли  от франчайзи арендовать местоположение  у франчайзера? Если так, то  является ли аренда разумной  с точки зрения ее срока  и ежемесячных платежей? 

- является ли  эта аренда общей или будет  необходимо дополнительно оплачивать расходы за коммунальные услуги, по поддержанию места для стоянки машин и др.? Если это так, то какова фактическая сумма этих дополнительных затрат? 

- должен ли  франчайзи брать в аренду у  франчайзера оборудование? Если  так, разумны ли цены? 

- обязан ли  франчайзи купить определенное  количество инвентаря у «родительской  фирмы»? Сравнимы ли эти затраты  с затратами на инвентарь, купленный  у третьей стороны? 

е) Обязанности  франчайзера. При подготовке к заключению договора франчайзи следует составить список вопросов, которые, по его мнению, требуют поддержки со стороны франчайзера для успешного ведения дела. 

В договор, как  правило, включаются следующие обязанности  франчайзера: 

- организация  квалифицированного обучения, его  сроки и стоимость; 

- предоставление  учебной литературы; 

- обеспечение  рекламой и условия использования  рекламной продукции «родительской  фирмы»; 

- обязанности  после начала функционирования  предприятия франчайзи. 

ж) Обязанности  франчайзи заключаются в следующем: 

- обеспечить  единообразие и качество услуг  или товаров; 

- активно участвовать  в функционировании франшизы; 

- соблюдать установленный  график работы; 

- поддерживать  фирменный стиль; 

- вести отчетность  и предоставлять отчеты франчайзеру. 

з) Передача соглашения и прекращение действия франшизы 

Идеальная франшиза - та, которую можно передать наследникам  или продать другим лицам при  согласии франчайзера. Если франчайзер не разрешит такую передачу или продление, то франчайзи все-таки принимая решение  купить франшизу, следует подробно рассмотреть условия обратного выкупа франшизы.В этом разделе договора оговаривается при каких условиях франчайзер может прекратить действие франшизы, ответственность за правонарушения. 

1.3.2 Развитие франчайзинга в Республике Беларусь 

В январе 2006 года Национальный Центр Интеллектуальной Собственности (НЦИС) в Минске зарегистрировал  первый договор франчайзинга, в котором  компания «НТС», белорусский резидент, начала продвижение своей франшизы в области розничной торговли продуктами питания (сеть универсамов «Корзинка», Компания «НТС» имеет на сегодня три зарегистрированных договора). Со временем НЦИС зарегистрировал еще несколько договоров франчайзинга и на сегодняшний день их количество достигло двадцати двух. Самый крупный отечественный франчайзер - компания «Электросервис и Ко» (торговая марка «Электросила»), работающий в области розничной торговли бытовой техники, - имеет десять зарегистрированных договоров франчайзинга.  

Белорусские франчайзеры  хоть и достаточно «молоды», но достаточно активны. Среди них торговые марки «Мобильный город» (Компания «Дансис»), «В гостях у Солнца» (студии загара, Компания «Иванов Евгений»). Общее количество франшизных точек, открытых за последние два года белорусскими и зарубежными франчайзерами, превышает сто предприятий. Самыми крупными представителями являются Компания «Мисофт», у которой из приблизительно 120 дилеров 40 работают на условиях франчайзи. Кстати, Компания «Мисофт» по сути является мастер-франчайзи «1С» на территории Беларуси. Затем следует отметить Компанию «Дансис», торговая марка «Мобильный город» - 16 франчайзи. Следующей в списке Компания «Электросервис и Ко», торговая марка «Электросила» - 10 франчайзи. География франчайзинга в нашей стране широка. Различными франшизными марками сегодня охвачены такие города, как Могилев, Бобруйск, Гомель, Гродно, Орша, Брест, Солигорск, Барановичи, Слуцк, Витебск, Мозырь, Речица, Молодечно, Ганцевичи, Борисов, Полоцк и др. Наибольшее скопление франшизных торговых марок наблюдается в Минске.  

Что касается «Мобильного  города» и «Электросилы», то их франшизная сеть есть чистый конверсионный франчайзинг, при котором прежние дилеры стали  франчайзи, сменив свои вывески и  приняв систему стандартов и правил франчайзера, хотя наши белорусские  франчайзеры активно приглашают в свою сеть тех предпринимателей, которые до настоящего времени не работали с ними.  

Среди общего количества представленных на территории Беларуси франшизных торговых марок присутствуют белорусские, американские, российские, украинские, бельгийские, французские, турецкие, немецкие, итальянские, польские и югославские франшизные торговые марки.  

Пожалуй, одной  из самых ярких и популярных всемирно известных франшиз американского  происхождения является франшиза гастрономического  ресторана «T. G. I. Fridays». Далее можно отметить франшизу всемирной сети по прокату автомобилей «Hertz». Именно эти две франшизы зарегистрировали во НЦИС Беларуси свои подробные договора франчайзинга. Присутствуют на нашем рынке и такие всемирно известные бренды, как «Mc`Donald`s» и «Coca-Cola», правда никак франчайзи, а как корпоративные иностранные предприятия.  

Российский франчайзинг  представлен такими известными брендами, как рестораны «IL PATIO», «Планета Суши»  и «Испанский уголок». Есть на нашем  рынке также, кофейня «Мока - Лока», торговая марка «1С» (программное обеспечение, ведущий представитель Компания «Мисофт»), торговая марка «Corso Como» (женская и мужская обувь, представленная Компанией «Диспина»). Также свои мультифраншизы на белорусском рынке представила российская группа компаний «Спортмастер», среди которых, магазины «Спортмастер» и «Спортландия» (спортивные магазины для всей семьи), магазины «Columbia» (одежда и обувь для активного отдыха). Важен тот факт, что никто из выше перечисленных российских франчайзеров не зарегистрировал свои договора во НЦИС Беларуси. Вероятней всего, это связано с общим текущим уровнем формирования франчайзинга в нашей стране. На сегодняшний момент этот уровень можно отнести к этапу дружеских доверительных отношений между франчайзером и франчайзи, не требующих жесткой функциональной формализации. В этом смысле наша страна переживает эмоциональный период развития франчайзинга. Хотя, безусловно, по мере роста «зрелости» рынка франчайзинга в итоге все франчайзинговые партнеры придут к необходимости формализации отношений. Это наша ближайшая перспектива.  

Среди представленных украинских франшизных брендов следует  отметить представителей розничного бизнеса: магазины джинсовой одежды «Джинсы  Супер Цена» (пл. Притыцкого), магазин одежды «Видиван» (ТЦ «Столица»).  

Учитывая «подростковый» период развития франчайзинга в Беларуси, практически все франчайзи стремятся  к минимизации паушальных взносов  и роялти, у многих такие платежи  попросту отсутствуют. Хотя нельзя говорить, что это однозначно связано со спецификой развития франчайзинга в нашей стране. На величину выплат влияет и сам бренд, и «возраст» самих франчайзеров.  

Югославы также  пришли на наш рынок со своим франшизным гастрономическим рыбным рестораном «Porto Maltese». Учитывая уровень их бренда, так же как и «T.G.I. Fridays», они зарегистрировали весьма подробный и обьемный договор франчайзинга в Национальном патентном органе Беларуси.  

На нашем рынке  работает множество франшизных торговых марок, которые на сегодня не регистрируют свои договора франчайзинга. Среди них «Europe Car» (прокат автомобилей), Benetton (молодежная одежда), Morgan (джинсовая одежда), Colins (джинсовая одежда) и многие другие.  

По приблизительным  оценкам Центра развития франчайзинга общее количество франшизных торговых марок, работающих на территории Беларуси, сегодня превышает сорок единиц, из них около 80% работает в сфере розничного бизнеса, около 15 % - в сфере общественного питания и не более 5% - в других сферах.  

Для малого и  среднего бизнеса в Беларуси франчайзинг представляет особый интерес как один из способов выхода на внешние рынки (наряду с прямым и косвенным экспортом, импортом, лицензированием), в частности на международный рынок услуг. В силу своего географического положения, являясь транспортным коридором между Россией и Западом, Беларусь заинтересована в развитии таких сфер бизнеса, как отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные и деловые услуги, отдых, развлечения и путешествия. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.  

Многие предприятия  в нашей стране, включая государственный  сектор, рассматривают франчайзинг  как наиболее вероятную стратегию  своего ближайшего развития. Среди  них ОАО «Горизонт», концерн «Беллегпром», российско-белоруское СООО «Белоптон», Компания «Serge» и др.  

Белорусское СП ЗАО «Милавица» планирует в 2008-2010 гг. создать сеть из 400 мультибрэндовых  магазинов Oblicie. Строительство двух сетей магазинов «Милавица» (монобрэндовые  магазины) и «Oblicie» (мультибрэндовые  магазины) компания начала в 2006 г. Финансирование создания сети мультибрэндовых магазинов, по словам Д.Дичковского, проходит за счет средств иностранных инвесторов, в частности, инвестфонда, принадлежащего Silvano Fashion Group, который в 2007 г привлек на Варшавской фондовой бирже 10 млн евро на цели строительства сети магазинов в России и Украине. В настоящее время «Милавице» принадлежит 116 магазинов, основу которых составляют 36 мультибрендовых магазинов Oblicie и 23 монобрэндовых магазинов «Милавица». Главным преимуществом работы фирменных магазинов «Милавица» по системе франчайзинга является получение ими эксклюзивных коллекций продукции, которые не будут представлены в других магазинах, наличие самого полного ее ассортимента. В фирменных магазинах «Милавица», работающих по системе франчайзинга, представлены новые эксклюзивные модели женского белья «Милавица» из Fashion Collection «Невеста солнца», «Весенняя сакура», «Искусство икебаны» и других. 

Активистами франчайзингового движения в Беларуси в 2007 году создан «Центр развития франчайзинга», как общественное некоммерческое объединение, целями и задачами которого являются продвижение и развитие франчайзинга в нашей стране.  

Однако в РБ существует проблема развитие франчайзинга, причиной которой является скорее не узость законодательной базы и финансовых ресурсов у потенциальных франчайзи, а отсутствие у предпринимателей информации о преимуществах ведения бизнеса посредством франчайзинга и традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату нематериальных форм, таких как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и т.д. Таким образом, для развития франчайзинга в нашей стране Белорусский бизнес должен быть психологически готов систематически платить деньги за нематериальные активы. Таким образом, в периоды кризиса работа на условиях франчайзинга является наименее рисковым делом со значительной экономией ресурсов и времени. 

Информация о работе Формирование системы франчайзинга