Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:29, диссертация
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в разработке системного инструментария процесса формирования траектории фундаментального развития региональных социально-экономических систем Северного Кавказа, на основе разработки программ экономического развития региона.
Таким образом, из эмпирических статистических данных видно, что сильные регионы (Ставропольский край, Республика Дагестан, а также наращивающая мощь экономика Чеченской Республики) вносят больший вклад в экономическую динамику макрорегиона, чем экономики слабых регионов. Если исходить из механического понимания социально-экономического развития территории, то опираться в дальнейшем, с целью повышения темпов развития по макрорегиону следует на более перспективные, сильные регионы, которым следует не только позволить самостоятельно осуществлять распределение имеющихся внутри региона ресурсов, но также и стимулировать бюджетными подпитками из федерального центра. Однако такое понимание противоречит, в первую очередь, сути федеративных отношений в России, а также превратно трактует экономические и социальные процессы на территориях.
Региональная социально-экономическая система представляет собой комплекс природных, производственно-хозяйственных, социальных, технологических и институциональных условий и факторов, во взаимосвязи между которыми создаются различные продукты: товары, услуги, трансакции. Регионы имеют разную конфигурацию и архитектуру условий и факторов. У разных регионов имеются свои основные факторы, которые создают рост и формируют траекторию развития. При этом задачами экономического анализа являются: определение основных и второстепенных факторов, оказывающих влияние на экономическую динамику региона, оценка влияния этих факторов на динамику и моделирование процесса взаимосвязи факторов и формирование траектории фундаментального развития.
В соответствии с данными задачами в диссертации был проведен анализ факторов, оказывающих влияние на динамику и структуру социально-экономического развития региональных экономик СКФО. Все факторы и условия, оказывающие влияние на экономический рост, дифференцируются нами следующим образом. Одна группа – это так называемые эксклюзивные факторы, которые имеют исключительный характер для того или иного региона. Другую группу составляют факторы, формирующие основные параметры хозяйственной, социальной, технической, технологической, экологической подсистем региона. К ним относят: площадь территории, запасы природных ископаемых и сырья, численность населения, его половозрастной и профессиональный состав, стоимость и структуру основных производственных фондов, наличие новых производств, размещение производительных сил, их производственную структуру, состояние экологии и т. д. Большая часть данных факторов поддается формализации и квантификации. Поэтому основное внимание при анализе экономического роста было уделено анализу поведения данных факторов.
В качестве индикаторов предложено использовать одни и те же показатели, даже если в отдельных регионах имеются свои специфические особенности. Таким путем мы пытаемся отыскать влияние того или иного фактора на экономический рост, а не выявить тот фактор, который в наибольшей мере формирует рост в том или ином региональном хозяйстве. Был проведен расчет корреляции ВРП и основных факторов, оказывающих влияние на траекторию регионального развития (табл. 2).
Таблица 2 – Направления и цели формирования
стратегии фундаментального развития региональной экономики
Направления фундаментального экономического развития региона |
Цели развития региональной экономики |
Управленческая реструктуризация |
Изменение организационно-функциональной системы управления производственно-хозяйственной деятельностью региона; формирование и расширение процессов менеджмента в экономике регионов с участием местных органов власти, созданием аппарата управления экономическим ростом в регионе; поддержка соответствующих законодательной и нормативно-правовой баз; подготовка управленческих кадров; программно-информационное обеспечение |
Отраслевая корректировка социально-экономической системы |
Преодоление диспропорций в развитии экономики на основе сокращения сырьевых отраслей в пользу обрабатывающей промышленности; определение приоритетных отраслей; перепрофилирование предприятий на выпуск товаров народного потребления для удовлетворения потребностей рынка; развитие импортозамещающих производств; сохранение отраслей, обеспечивающих национальные интересы региона; создание конкурентной среды; поддержка и стимулирование эффективных и конкурентоспособных предприятий; ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий и производств; модернизация производственных мощностей; селективная поддержка предприятий, определяющих ситуацию на рынке труда в регионе |
Совершенствование рыночной инфраструктуры |
Формирование цивилизованного рыночного пространства, содействие развитию муниципальной и коммерциализированной инфраструктуры; развитие товаропроводящей сети |
Технико-технологическая реорганизация |
Развитие и поддержка |
Внешнеэкономическая активность |
Корректировка товарной структуры экспорта и импорта; выбор приоритетных отраслей; стимулирование развитие и стабилизация международного торгового сотрудничества |
Социально-экономический аспект |
Формирование обоснованной траектории роста уровня занятости населения; стимулирование отдельных видов труда; установка социальных стандартов; развитие малого бизнеса |
Обобщение реакции социально-
Анализ основных тенденций и закономерностей, факторов и условий, которые действуют в региональных экономиках Северного Кавказа, показал: во-первых, наличие неоднородности и преобладание центробежных тенденций в большинстве региональных экономик; во-вторых, отсутствие оптимального рационального использования всего многообразия современных и исторических факторов и условий для достижения высоких устойчивых темпов роста и эффективного социально-экономического развития; в-третьих, наличие слабой диверсификации национальных хозяйств, преобладание монопрофильности и акцента на отдельных ресурсах, который ведет к интенсивной эксплуатации этих ресурсов и гипертрофированию их участия в национальном хозяйстве. В результате национальное хозяйство большинства региональных экономик оказывается деформированным и не отвечающим современным и перспективным вызовам как внутри регионов, так и из-за их пределов.
19 января 2010 года Указом Президента РФ Д. А. Медведева был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский. Однако такое решение ознаменовало не просто создание еще одной бюрократической структуры, но, по сути, определило начало нового этапа управления Северным Кавказом. Причем этот этап предполагает изменение всего механизма управления данной территорией: как системы государственного управления, так и местного самоуправления, а равно модели хозяйственного, политического управления, механизмов и методов управления.
Расчетные данные таблицы 3 показывают, что основу прироста валового внутреннего продукта в СКФО формировали два региона: Республика Дагестан и Ставропольский край (35,3 % и 36,3 % соответственно). Их усилия поддерживались экономикой Чеченской Республики (удельный вес 11,7 %). Таким образом, на долю трех названных выше регионов приходится свыше 82 % всего прироста валового регионального продукта.
Таблица 3 – Удельный вес регионов в приросте
валового регионального продукта по СКФО в 2010 г.
Регион |
Доля субъекта в приросте ВРП за 2010 г., в % |
Северо-Кавказский федеральный округ |
100 |
Республика Дагестан |
35,3 |
Республика Ингушетия |
1,6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
6,5 |
Карачаево-Черкесская Республика |
5,2 |
Республика Северная Осетия – Алания |
3,4 |
Чеченская Республика |
11,7 |
Ставропольский край |
36,3 |
Из приведенных в рисунке 1 данных видно, что участие различных регионов СКФО в формировании экономического роста по макрорегиону оказывается, как и уровень социально-экономического развития разным.
Рисунок 1 – Доля каждого субъекта СКФО в приросте ВРП
за 2010 г.
Все это в совокупности требует разработки системы мероприятий, направленных на повышение эффективности отдачи от имеющихся и перспективных ресурсов национальных хозяйств, систематически представленных в третьей главе данного диссертационного исследования.
В третьей главе «Формирование траектории фундаментального развития социально-экономических систем» вся совокупность мероприятий распределена по трем направлениям: 1) разработка стратегии развития экономической политики региональных администраций; 2) отбор и компоновка факторов и механизмов ускоренного роста и устойчивого развития региональных социально-экономических систем на Северном Кавказе; 3) совершенствование регионального менеджмента и тактики ускоренного роста и устойчивого развития.
Само понятие «фундаментальное развитие» предполагает формирование определенного производственного и торгового пласта, на основе масштабного строительства и реконструкции зданий первого периода индустриального домостроения, динамичного развития малого бизнеса, особенно в научно-производственной сфере и области высоких технологий. Речь идет о том, чтобы совместить средства федерального центра (бюджета в первую очередь), межрегиональных программ и региональной самобытности. Такая модель, в принципе, является жизнеспособной и вполне конкурентной. Но в реальной практике она сильно деформируется. На самом деле действуют как бы две экономики в одной. Первой является та, что функционирует на средства и ресурсы федерального центра, главным образом бюджетных средств. Ее представляет вся или почти вся социальная подсистема, куда входят: здравоохранение, образование, наука и некоторые отрасли реального сектора экономики: от производства, сельского хозяйства до коммунального хозяйства. Сюда же следует отнести такие секторы, как транспортная и социальная инфраструктуры.
По-видимому, правильное
решение проблем социально-
Алгоритмизированная программа развития социально-экономической системы региона посредством государственного регулирования представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Алгоритмизированная программа развития
социально-экономической системы региона31
Как показывает практика, частный капитал не тратится ни на образование, ни на медицину и здравоохранение и т. п., но при этом, используя соответствующую инфраструктуру (здания, оборудования, квалифицированную рабочую силу, коммуникации и т. д.), развивает свой частный бизнес. Конечно, он не вкладывает полученную прибыль в существующее производство, т. е. не осуществляет его модернизации, однако это и понятно, ведь он не прошел еще того нулевого уровня, называемого первоначальным накоплением капитала, который открывает путь к новому развитию частного предпринимательства.
Тем не менее направление есть, и оно, очевидно, будет развиваться, т. к. это есть объективный закон капиталистического способа организации производства.
Преимущество такой модели заключается в возможности поиска новых направлений и путей развития, которые выражаются в создании новых производств, образовании отраслевых объединений и отраслей, становлении полноценного класса предпринимателей и бизнесменов, формировании регионального менеджмента, экономии средств регионального бюджета за счет того, что эти функции выполняет федеральный бюджет, стимулировании межрегиональных отношений, развитии партнерства и в целом в формировании более открытых экономической и социальной систем.
В то же время, несмотря на перечисленные позитивные моменты, у такой стратегии имеются и свои существенные недостатки, среди которых следует указать на: высокий уровень эксплуатации средств производства и рабочей силы; отсутствие стимулов к повышению уровня образования и здравоохранения; отсутствие стимулов к активной амортизации и смене производительных сил, замене старого оборудования новым; высокий уровень спекулятивных операций и концентрации капитала в сфере услуг и спекулятивных операций.
Сопоставляя модели, стратегии
организации территориальных