Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
На мой взгляд, для нашей страны проблема регулирования рынка является крайне актуальной. Тем не менее, она явно недооценивается. Нет должного понимания того, что болезни российского рынка носят системный характер. Поэтому принимались лишь отдельные решения в этой области, которые не дали необходимого результата, да и не могли дать. И произошло это потому, что для успешного результата необходимо использовать методы регулирования в совокупности, а не раздельно, как это происходит в нашей стране.
Введение
1. Понятие и сущность регулирования рынка
1.1 Субъекты и объекты регулирования рынка
2. Формы и методы регулирования рынка
Заключение
Список использованных источников и литературы:
В XX в. возникли и разнообразные межгосударственные организации. Так, после Первой мировой войны победившие страны создали Международную торговую палату, целью которой официально стала координация хозяйственного (особенно торгового) взаимодействия между ними. Возникновение подобных образований активизировалось после Второй мировой войны, в основном они создавались под эгидой ООН: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная организация труда и др. Кроме того, такие объединения возникали и вне рамок OOН. Крупнейшим среди них стала Всемирная торговая организация (ВТО). Появилось немало региональных (в основном экономических) межгосударственных объединений, в том числе Европейское сообщество, АСЕАН, Ассоциация американских стран и др. Сложился и неформальный союз наиболее развитых буржуазных государств типа знаменитой «семерки».
Чтобы участники упорядочения рыночных отношений могли эффективно выполнять свое предназначение, им необходимо как-то взаимодействовать, согласовывать свои практические шаги. Иначе не исключена длительная разнонаправленная деятельность, даже конфронтация, отчего позитивное регулирование рынка вряд ли достижимо. Основой взаимодействия субъектов рыночного регулирования должно стать рациональное сочетание их побудительных мотивов.
Инициатором названного сотрудничества, в известном смысле партнерства, могут выступать, прежде всего, государственные органы, особенно хозяйственные. Это и делается во многих современных капиталистических странах. Подобная роль вполне подходит также для правящих партий.
Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования могут быть достаточно разнообразными: создание смешанных надправительственных организаций, временные или долгосрочные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглые столы», совместное согласование узловых вопросов и т.п. Так, во Франции по конституции 1958 г. создан Экономический и социальный совет, в котором третья часть членов назначается правительством, а остальные представляют различные слои общества. Совет является самостоятельным органом, официально независимым от исполнительной и законодательной власти. Главная его задача – обеспечить участие всех активных сил страны в экономической жизни, помочь правительству в реализации его политики (прежде всего хозяйственной). Каждые пять лет персональный состав Совета обновляется.
Очевидно, что наиболее общим объектом регулирования служит сам рынок, представляющий систему определенных экономических отношений. Ее и надо считать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.
К системе рыночных отношений относятся взаимодействия между продавцами и покупателями, а также внутри группы продавцов и внутри группы покупателей. На координацию данной совокупности отношений, прежде всего, и должно быть направлено регулирование рынка. К объектам регулирования можно отнести:
- Структурные разновидности рынка.
Объектами регулирования могут быть все структурные разновидности рынка. К ним относятся, прежде всего, следующие типы рынка: неразвитый и развитый, свободноконкурентный и монополистический рынок, его формационные разновидности и т.д. Одни из типов рынка, как правило, в меньшей мере подвержены координации (неразвитый и свободноконкурентный), другие – в большей мере (развитый, капиталистический). Тем самым они в разной степени служат объектами регулирования. При регулировании типов и структурных форм обмена фактически согласовываются отношения между людьми (между продавцами и покупателями, внутри этих групп), но уже в особых, частных сферах.
- Движение товаров и денег.
На рынке, как известно, участвуют не только люди, их объединения, но и определенные вещи, а именно – товары и деньги. Их обращение тоже должно подвергаться упорядочению, и, следовательно, тоже становится объектом рыночного регулирования. Движение товаров в большей мере и более непосредственно координируется продавцами, движение денежных масс – покупателями. Эти процессы тесно связаны с предложением товаров и спросом на них.
- Торговля и ее формы.
Несмотря на рассмотренные рыночные объекты, подлежащих регулированию, их количество все же этим не ограничивается. Существуют еще наиболее внешние, наиболее конкретные процессы, в которых все только что отмеченные факторы находят свое конечное проявление и на которые непосредственно направлена координирующая деятельность людей. В общем плане речь идет о торговле как таковой (в ее широком понимании). В свою очередь этот внешний объект управления подразделяется на некоторые более частные виды:
- собственно торговля;
- сфера услуг;
- общественное питание;
- банковская система;
- биржевая деятельность;
- страховое дело;
- информационно-консультативная служба и т.п.
У каждой из перечисленных сфер тоже есть свои особенности регулирования. Скажем, собственно торговля или купля-продажа услуг могут успешно координироваться посредством обычного ценообразования, банковская деятельность – с помощью изменений величины ссудного процента, биржевые операции – путем влияния на курс ценных бумаг.
В конечном же счете, в повседневной практике внешние объекты регулирования выступают в виде конкретных предприятий и организаций рыночной сферы. Функционирование подобных объектов соответствующие структуры и даже отдельные люди в состоянии координировать непосредственно. Через них происходит упорядочение только что отмеченных более глубинных и более масштабных процессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров и денег, торговли вообще.
Рассмотрев основные черты регулирования экономики, можно сделать ряд выводов:
1. Регулирование экономики – это процесс, направленный на создание правовых условий для ведения бизнеса, защита прав и гарантий всех участников рынка, соблюдение принципов рыночной экономики (например, принцип конкурентности), защита социальной сферы граждан.
2. К причинам необходимости регулирования можно отнести: неспособность рынка справляться с социальными проблемами; появление «теневого» сектора экономики, криминального мира; усиление влияния глобализации экономики.
3. Современная рыночная экономика имеет ряд особенных черт, среди которых выделяются: социальная направленность регулирования, соблюдение оптимальных соотношений между различными отраслями, выделение различных приоритетов в развитии экономики, приданию ей характера долгосрочного развития.
4. К субъектам регулирования экономики относятся государство, крупные собственники производства, общественные организации, международные объединения, трудовые коллективы.
5. К объектам регулирования можно отнести разновидности рынка, движение денег и товаров, формы торговли и деятельности участников рынка.
Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс.
Формы регулирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости от субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.
Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.
Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников средств производства и обращения. Это, в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы.
Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.
Следующая из рассматриваемых форм – международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регулирования.
Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регулирования. Речь идет об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Отметим, в первую очередь, координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы – хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе – удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).
Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее. Рассмотрим методы регулирования рынков в обобщенном и систематизированном виде.
Административно-правовые методы.
Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д. Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.
В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе. Речь идет о тех актах, которые прямо касаются правового регулирования рынка. Среди них, как пример, можно назвать антитрестовское законодательство в США.
Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах. Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала – изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С 1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий и объединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.
Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие же методы управления и внутри предприятий и учреждений.
Административно-правовыми средствами, как видим, в немалой степени координируется государственный рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие меры применяются до сих пор в частном секторе многих стран. Тут устанавливается строжайшая служебная подчиненность, неукоснительное выполнение распоряжений вышестоящих органов и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменного распорядка, обязательная систематическая отчетность, жесткий контроль и т.п. К тому же такими мерами частные собственники и их менеджеры нередко злоупотребляют.