Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
На мой взгляд, для нашей страны проблема регулирования рынка является крайне актуальной. Тем не менее, она явно недооценивается. Нет должного понимания того, что болезни российского рынка носят системный характер. Поэтому принимались лишь отдельные решения в этой области, которые не дали необходимого результата, да и не могли дать. И произошло это потому, что для успешного результата необходимо использовать методы регулирования в совокупности, а не раздельно, как это происходит в нашей стране.
Введение
1. Понятие и сущность регулирования рынка
1.1 Субъекты и объекты регулирования рынка
2. Формы и методы регулирования рынка
Заключение
Список использованных источников и литературы:
Экономические методы.
В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг. Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом, частного рынка.
Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний.
На разных этапах исторического развития экономические способы регулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они находились в зачаточном состоянии – из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.
Использование экономических методов для регулирования капиталистических рыночных отношений можно показать на примере послевоенной Японии. Совершенно очевидно, что во второй половине 40-х годов прошлого века рыночные отношения в Японии находились в кризисном состоянии: наблюдались разрушение их материально-технической базы, недостаток национального капитала, глубокая инфляция, обострение противоречий между бизнесом и трудящимися, резкое ослабление роли Японии в мировой торговле. В таких условиях и со стороны японского правительства, и со стороны предпринимательских кругов были приняты эффективные меры, главным образом экономические. Центральная власть обеспечила достаточно обоснованное прогнозирование и индикативное планирование товарно-денежного обмена, укрепление иены, бюджетные кредиты и инвестиции, необходимые государственные заказы. Национальный бизнес, со своей стороны, пошел на значительные материальные уступки трудящимся: на существенное повышение заработной платы, крупные пенсионные отчисления, участие работников в прибылях фирм, определенные гарантии занятости и т.п. В итоге довоенный уровень производства в стране был восстановлен уже к началу 50-х годов. Это означало упорядочение и значительное укрепление национального рынка.
Социально-политические методы.
К ним относится социальная и политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая партиями, государством, профсоюзами и многими общественными организациями. Конкретнее говоря, имеется в виду воздействие на рынок посредством политических решений, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстрации митингов, забастовочного движения и т.п. Подобные меры часто всего направлены на изменение цен (в том числе, заработной платы), сдерживание инфляции, координацию объемов и структур, товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этом разные политические силы отстаивают разные интересы.
Конечно, рассмотренные административные и экономические методы тоже имеют тот или иной политический аспект. Но социально-политические действия выражают его наиболее полно и непосредственно, поэтому они заслуживают специального выделения.
Морально-этические методы.
Сущность морально-этических методов сводится к влиянию на рыночные отношения посредством определенных нравственных норм и правил.
В принципе многие положительные черты человеческой личности – трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, ответственность, организованность и т.п. – должны позитивно сказываться на развитии торговли. Вместе с тем целый ряд других моральных качеств по-разному влияют на рыночные отношения и их регулирование. Например, принципиальность и честность нередко не способствуют укреплению частной торговли, но, как правило, положительно воздействуют на координацию государственного и кооперативного рынка. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования. Наконец, влияние положительных моральных качеств сказывается все сильнее по мере развития человеческого общества, а в будущем еще более возрастет.
Силовые методы.
К силовым методам следует отнести чисто принудительные способы регулирования рыночных отношений, которые надо воспринимать и в широком, историческом, масштабе, и в более узком плане.
В первом случае речь идет о массовом применении непосредственного насилия к производственным и непроизводственным работникам.
В более узком и более частном понимании вопроса имеется в виду использование силовых методов для борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка и т.п. или, напротив, их использование в каких-то криминальных целях. При этом тоже происходит существенная координация определенных типов рынка. Примерами подобных действий в современных условиях могут служить операции полицейских органов по борьбе с мафиозными структурами, но также и по борьбе с различными выступлениями трудящихся (демонстрациями, митингами, забастовками и др.). С другой стороны, акты насилия совершают достаточно многочисленные преступные группы, направляя товарно-денежный обмен в своих целях и формируя теневой рынок. В обоих случаях в основе лежит защита и укрепление тех или иных форм частной торговли.
На практике данные методы реализуются в следующих формах.
Во-первых, это правовая деятельность государства. В мировой истории известно немало юридических норм, реально способствующих более или менее стабильному функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США были приняты так называемые антитрестовские законы, направленные против образования монополий. Нарушение этих законов грозило крупными штрафами и тюремным заключением. Подобные юридические нормы позднее стали действовать в Австрии и Новой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения и господства монополий, но, тем не менее, способствовало поддержанию рыночной конкуренции. Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том числе международной торговли, стал Римский договор 1957 г., подписанный шестью ведущими западно-европейскими государствами. Он положил начало образованию и функционированию Европейского экономического сообщества, известного также под названием «Общий рынок». Кроме того, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали и о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор был дополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением, значительно облегчившим миграцию бизнесменов и рабочей силы из третьих стран.
Во-вторых, это комплексные программы по регулированию рынка. К примерам в той деятельности можно отнести план Дж.К.Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества, куда входит более 15 стран Европы.
В-третьих, это отдельные хозяйственные меры, среди которых можно выделить:
- денежные реформы (например, почти во всех европейских странах с 90-х годов действует единая валюта – сначала экю, а затем евро);
- воздействие на цены (Например, страны ОПЕК систематически координируют совместные цены на нефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии и Швеции – даже до 50%. В еще большей мере это характерно для КHP. Во всех крупнейших странах под государственным контролем находится рыночная стоимость сельскохозяйственной продукции.
- государственные закупки (к концу 90-х годов в крупнейших капиталистических странах государственные расходы достигли почти половины валового внутреннего продукта. Закупки охватывают, главным образом, вооружение и сельскохозяйственную продукцию. Вооружение обычно приобретается соответствующими правительственными ведомствами у специализированных частных корпораций. В США, например, в роли продавцов выступают такие известные компании, как Боинг, Макдоннелл – Дуглас, в Англии – Виккерс, в Швеции – Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции во многих странах созданы особые правительственные организации: в США – Товарно-кредитная корпорация, во Франции – Национальный комитет по зерновым культурам, в Италии – Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др. Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в том числе на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы, иностранную валюту).
- создание свободных экономических зон (Так, в США в середине 80-х годов функционировало примерно 130 зон внешней торговли, в которых были снижены (или отменены) таможенные пошлины и практически отсутствовал экспортно-импортный контроль. В этой же стране есть свободная, банковская зона, где с американской территории производятся международные банковские операции. В Китае существуют больше 20 СЭЗ, которые только на экспорт ежегодно поставляют высокотехнологическую продукцию общей стоимостью до 46 млрд. долл.).
- государственное поощрение конкуренции (в виде антимонопольных законов, снижения налогового бремени)
- социальная политика (В развитых капиталистических странах государство достаточно активно вмешивается в процесс оплаты труда. Наиболее часто оно применяет следующие средства: установление минимума заработной платы, ее замораживание, индексация, обеспечение зависимости заработной платы от уровня производительности труда, выплата пособий по безработице, создание предпринимательских зон гарантией рабочих мест).
Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можно сделать следующие выводы:
1. Формы регулирования представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс
2. Среди основных форм регулирования можно выделить государственное регулирование, предпринимательское, международное, коллективное.
3. К основным методам регулирования относятся административно-правовые, экономические, социальные, силовые, морально-этические методы. Причем нужно отметить, что в современное время наибольшее внимание необходимо уделять экономическим методам, к которым можно отнести материальные льготы (пенсионные, налоговые и т.д.), системы оплат труда, штрафные санкции. Особое внимание необходимо уделять созданию правовой базы для обеспечения принципов существования рынка, соблюдения прав и гарантий для всех участников рынка.
4. Естественно, что раздельное выполнение указанных в моей работе методов не приведет к должным результатам. Для успешной реализации процесса регулирования, необходимо комплексное, взаимосвязанное применение этих методов, причем основную роль необходимо отводить тем методам, которые дадут наиболее нужный результат.
Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство должно лишь охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.
На самом же деле как показывает история, рынок зачастую нуждается в регулировании. С течением времени менялись и структуры рынка, и способы его регулирования, и функции государства. Непрерывные институциональные изменения привели к тому, что современный рынок мало похож на рынок времен А. Смита и К. Маркса, что существенно изменилась роль государства в экономике. Концентрация и транснационализация производства изменили поведение микроэкономических агентов. Познание экономического развития невозможно без учета этих институциональных изменений.
Предположения классиков о том, что рынок регулирует все и сам, оказались ошибочными. Рынок не может регулировать такую огромную сферу как социальную деятельность. Зачастую из-за этого и необходимы регуляторы рыночного механизма, которые мы рассмотрели выше.
Регулирование рынка, координация деятельности его основных участников позволяет рынку эффективно функционировать и развиваться. Регулирование направлено на те сферы, где рынок сам не может справиться или справляется в недостаточной степени. Оно обеспечивает социальную защиту работникам, гарантию прав и защиту прав всем участникам рынка, как производителям, так и потребителям. Эта и есть основная функция регулирования рынка.
1. http://ria-stk.ru/stq/adetail.
2. http://www.be5.biz/ekonomika/
3. http://www.vniis.ru/
4. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008.
5. Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004.
6