Формы и системы оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

1. Введение.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

 

1.4.        
Государственное и договорное регулирование  
 
оплаты труда. Индексация заработной платы в зависимости от инфляции. 
Опыт стран с развитой рыночной экономикой и постсоциалистических государств свидетельствует о необходимости сохранения регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти и управления на заработную плату. 
 
Механизм регулирования заработной платы включает в себя: 
 
1.     Государственное регулирование, осуществляемое работодателями и профессиональными организациями. 
 
2.     Договорное регулирование, осуществляемое работодателями и профессиональными организациями. 
 
3.     Рынок труда, подчиняющийся закону стоимости рабочей силы. 
 
К основным элементам механизма государственного регулирования оплаты труда относятся: 
 
·        Тарифная система оплаты труда; 
 
·        Минимальный потребительский бюджет (МБП); 
 
·        Минимальная заработная плата (МЗП); 
 
·        Система налогообложения. 
 
Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки; тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем: 
 
·        Во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда; 
 
·        Во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка (доплат, премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат компенсационного характера исходя из следующих условий: фактически достигнутого уровня заработной платы работника неквалифицированного (простого) труда; прогнозной оценки роста стоимости жизни в регионе в индексах динамики потребительского бюджета на ближайший период (1 – 2 года); наличие целевых источников сохранения фактически достигнутого уровня оплаты труда за счет роста эффективности производства; фактически достигнутого уровня сельского самофинансирования на предприятии; особенностей кадровой структуры предприятий и др.

 

 

Уровень образования присутствует в каждом из типов тарифных систем. Производственный опыт является одним  из определяющих факторов для русского, белорусского, западноевропейского, японского типов. Сложность работы учитывают американская и, в некоторой степени, русская и белорусская тарифные системы. Сложность труда рабочих оценивается аналитическим методом в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом учитывается сложность технологического процесса; предмет и средства труда; самостоятельность и разнообразность работ и др. В зависимости от суммы баллов, определенных для каждого фактора, производится распределение работ по разрядам. 
 
В квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС) указаны их должностные обязанности, а квалификационные требования сводятся к уровню образования и стажу работы по специальности, то есть сложность их труда не учитывается. В связи с этим в начале 1990-х гг. была разработана методика количественной оценки сложности труда служащих. Эта методика позволяет соотнести сложность работы по любой должности с соответствующим разрядом ЕТС. 
 
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных членов общества. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товаром и услугам. 
 
Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной и рациональной. Минимальная потребительская корзина включает в себя минимальный потребительский набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека. Рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из всесторонних различных потребностей человека. 
 
На основании стоимости минимальной потребительской корзины устанавливается понятие черты бедности – это тот порог, ниже которого минимальный потребительский бюджет не должен опускаться. Международная организация труда рекомендует считать этот показатель на уровне 60% от МПБ. 
 
Существует два метода разработки минимального потребительского бюджета – статистический и нормативный. Статистический метод для определения потребительских расходов населения пользуется данными обследованиями бюджетов семей. Однако этот метод не может быть взят за основу по причине недостаточной репрезентативности данных. Поэтому в большей мере используется второй метод – нормативный. Для разработки минимального потребительского бюджета используются нормы и нормативы по продовольственным товарам. По непродовольственным товарам и услугам таких нормативов нет, здесь используется статистический метод. Поэтому потребительская корзина рассчитывается нормативно-статистическим методом, то есть по продовольственным товарам – по минимальным нормативам, а по непродовольственным товарам и услугам – формируется по структуре (доходу) той группы семей, потребление которой соответствует минимальной продовольственной корзине. 
 
Минимальная заработная плата – норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных или (и) натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работающего к производительному труду и воспроизводству рабочей силы. В отличие от минимального потребительского бюджета минимальная заработная плата подлежит обязательной выплате при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда). Установление минимальной заработной платы – своего рода форма вмешательства государства в жизнедеятельность рынка с тем, чтобы, во-первых, обеспечить защиту некоторых наиболее уязвимых категорий трудящихся, чьи возможности участия в коллективных переговорах по каким-либо причинам ограничены; во-вторых, определить низший уровень заработной платы, «стартовые» позиции участников коллективных переговоров, ниже уровня, которых соглашения не возможны. 
 
 Государственное регулирование заработной платы осуществляется путем периодического пересмотра ее минимального размера с учетом реальных условий воспроизводства рабочей силы и ее стоимости. Минимальная заработная плата является основной для определения тарифной оплаты труда, пенсии, стипендий, пособий и других социальных выплат. 
 
Основные недостатки минимальной заработной платы сводятся к следующему: 
 
1.     За ряд последних лет минимальная заработная плата по отношению к минимальному потребительскому бюджету значительно уменьшилась, ее размер не обеспечивает выполнения воспроизводственной функции оплаты труда. 
 
2.     Поскольку минимальная заработная плата систематически пересматривается, она перестает быть базой и теряет свою нормативность. 
 
3.     Минимальная заработная плата стимулирует инфляцию. 
 
Регулирование средств, направляемых на оплату труда, осуществляется путем налогообложения доходов (прибыли) предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством. Налогом, базой расчета и источником выплаты которого является фонд заработной платы, служит подоходный налог. Кроме того, существует, например, чрезвычайно чернобыльский налог, отчисления в фонд социальной защиты населения. 
 
Договорное регулирование оплаты труда основано на отношениях социального партнера. Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. 
 
Базовая правовая конструкция социального партнера определяется двумя Конвенциями МОТ: № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949). 
 
Система социального партнерства включает в себя следующие элементы субъекты, объекты, формы, уровни и механизм реализации. 
 
Субъектами (сторонами) социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами и реализация согласованной социально-экономической политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и заработной платы в целом на национальном уровне и в регионах. Основной формой реализации социального партнерства является заключаемые в организациях коллективные договоры, а также тарифные соглашения. 
 
Регулирование оплаты труда на основе соглашений осуществляется на четырех уровнях. 
 
На национальном уровне правительство, объединения нанимателей и профсоюзов при разработке и заключении Генерального соглашения могут договариваться: 
 
·        О совершенствовании нормативных и правовых актов по заработной плате; 
 
·        Минимальном размере тарифной ставки первого разряда; 
 
·        Приближении минимального размера заработной платы к минимальному потребительскому бюджету; 
 
·        Перечне надбавок и доплат, носящих компенсационный характер, величина которых устанавливается на государственном уровне; 
 
·        Порядки компенсации трудящимся потерь от несвоевременной выплаты заработной платы; 
 
·        Основных критериях и социальных стандартов, характеризующих уровень жизни. 
 
На отраслевом уровне при заключении отраслевых тарифных соглашений стороны могут договорится: 
 
·        О минимальном размере тарифной ставки первого разряда по основным категориям работников (работ) в отрасли и порядке ее пересмотра в период действия соглашения; 
 
·        Минимальная гарантия оплаты труда; 
 
·        Минимально гарантируемых работникам доплата и надбавка, определяем специфическими условиями труда в отрасли; 
 
·        Основных положениях (условиях) материального стимулирования труда работников отрасли (подотраслей); 
 
·        Отраслевых нормах и нормативах трудовых затрат для нормирования труда и порядки их применения и др. 
 
Предложения по регулированию оплаты труда для их включения в отраслевое тарифное соглашение подготавливается рабочей группы специалистов – представителей сторон соглашения соответствующих профсоюзов и объединение нанимателей, а также органов государственного управления. 
 
На местном (территориальном) уровни по договоренности сторон в соответствующие соглашения могут включаться положения об установлении за счет средств местных бюджетов повешенных по сравнению с законодательством гарантии и льгот в оплате труда, доплат компенсационного характера и т.д. 
 
Соглашения могут содержать также обязательства местных исполнительных и распорядительных органов, периодически публиковать данное о минимальном потребительском бюджете (прожиточном минимуме), об индексе потребительских цен, сложившихся в регионе средней заработной плате и д.р. 
 
Предложения к соглашению данного уровня подготавливаются рабочие группы специалистов – представителей договаривающихся сторон. 
 
На уровне предприятия, организации, учреждения в коллективный договор целесообразно включать положения, конкретизирующие и дополняющие нормы и обязательства соответствующих соглашений более высокого уровня. 
 
Коллективные договоры могут также включать положения, предусматривающие: 
 
·        Формы и системы оплаты труда; 
 
·        Сроки пересмотра и уровни тарифных ставок и окладов в зависимости от роста объемов производства и  финансовых возможностей предприятий; 
 
·        Порядок и размеры выплаты вознаграждения по итогам работы за год; 
 
·        Механизм индексации зарплаты; Сроки ее выплаты; Условия и размеры социальных выплат и льгот. 
 
Одним из механизмов защиты доходов от инфляции выступает их индексация. Индексация заработной платы представляет собой корректировку величины заработной платы с елью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация может осуществляться и путем единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). Работникам предприятий и организаций, финансируемых за счет средств бюджета, возмещения потерь от инфляции осуществляется из бюджетных источников, а работникам сферы материального производства – за счет предприятий и организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). 
 
Индексация заработной платы производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит установленный законодательством уровень. 
 
До настоящего временив качестве социального норматива при индексации доходов применялся показатель минимальной заработной платы. С его использованием была построена шкала индексации дохода для различных его частей.

 

1.5 Основные направления  реформирования оплаты труда. 
Современный этап становления социально ориентированной рыночной экономики требует создание действительного механизма формирования оплаты труда, обеспечивающего повышения эффективности производства при наиболее полном учете интересов работников и трудовых коллективов. Перемены в системе экономических отношений предполагают изменения в сфере оплаты труда. 
 
Международный опыт свидетельствует о том, что формировании системы оплаты труда при заключении тарифных соглашений осуществляется с учетом стоимости рабочей силы, спроса и предложения, уровня безработицы, общественной производительности труда. При этом основным показателем выступает общественная производительность труда. Во многих странах рассчитывается и отслеживается динамика так называемого индекса стоимости заработной платы, характеризующего соотношения темпа роста оплаты и производительности труда. 
 
Использование подобного подхода при заключении коллективных договоров и их тарифных соглашений позволяют, с одной стороны, обеспечить опережающий рост производительности труда в сравнении заработной платы, а с другой – усилить стимулирующую роль оплаты повышении эффективности труда. Помимо этого, указанный подход может быть использован для обоснования повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от роста производительности труда на различных уровнях хозяйствования.  
 
 Универсального механизма регулирования оплаты труда не существует, не смотря на многочисленность зарубежных экономических моделей. Особенности национальной экономики предопределяет разработку компенсации реформирования сферы трудовых отношений в увязки с традициями и спецификой. 
 
Реформирование оплаты труда в условиях рыночных отношений предусматривает меры государственного воздействия на заработную плату на макроуровне на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. При это не исключена возможность регулирования на макроуровне (отрасль) и макроуровне (предприятие). 
 
Для определения величины минимальной заработной платы необходимо определения нижней границы цены рабочей силы она должна обеспечивать вознаграждение за работу наименьшей сложности, выполняемую в нормальной для здоровья условиях. По нормативам международной организации труда, минимальной оплаты труда должно составлять 66,7%, а прожиточный минимум – 50% уровня средней заработной платы. 
 
При заключении коллективных договоров и тарифных соглашений на различных уровнях хозяйствования при необходимости установления более высокого, чем официальный, уровня тарифной ставки первого разряда важно учитывать: 
 
·        Стимулирующую функцию заработной платы (или соотношение со средне заработной платы). Чем больше средств используется в повышение тарифной ставки первого разряда, тем меньше их в данный период можно направить на дифференциацию оплаты труда; 
 
·        Динамику производительности труда работников. Повышения размеров тарифной ставки первого разряда означает экстенсивные развития предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом и способствует лишь усилению инфляционных процессов; 
 
·        Положение о занятости работников. Увеличения размеров тарифной ставки первого разряда без инвестирования в расширении деятельности предприятий и без увеличения спроса на рынке труда ведет к высвобождению работников; 
 
·        Удельный вес оплаты труда в совокупных доходов семей работников. Устойчивое снижение доли заработной платы в доходах неизбежно приводит к дальнейшему снижению мотивации труда и уровня социальной защиты. 
 
При формировании рыночных отношений механизм индексации может быть применен, с одной стороны, как стабилизационная мера, направленная на профилактику социальных проблем и защиту низкооплачиваемых работников, а с другой стороны, в рамках антиинфляционных мероприятий. 
 
Практическая реализация индексации базируется на определенном механизме, основными элементами которого являются: индекс потребительских цен, периодичность, масштабы и системы индексации. 
 
При разработки механизма индексации следует учитывать: 
 
·        Систему и периодичность индексации (ожидаемая или ретроспективная, с применением скользящей шкалы или фиксированных интервалов, « порогов» индексации); 
 
·        Индексируемые величины (тарифы и оклады; заработная плата – минимальная, индивидуальная, основная; фонд оплаты труда); 
 
·        Степень компенсации роста цен (полная или частичная индексация, применения регрессивной шкалы или нормативных коэффициентов соотношения увеличения доходов и роста потребительских цен). 
 
Многовариантность механизма индексации оплаты труда следует рассматривать в зависимости от особенности каждого этапа экономической реформы и баланса интересов работников и работодателей. 
 
На современном этапе целесообразно использовать ретроспективный механизм индексации с применением регрессивной шкалы. При этом доходы в пределах минимального потребительского бюджета или в пределах законодательно определенной черты бедности (прожиточного минимума) следует индексировать полностью. 
 
Механизм установления нормативов формирования фонда заработной платы  призван выполнять стимулирующую и регулирующую функции, способствовать наращиванию объемов деятельности, сглаживанию необоснованной дифференциации в оплате труда, инвестированию производства. Мотивация высокопроизводительного труда может быть обеспечена на основе индивидуальной заработной платы, широкого вовлечения работников в принятии в производственных решений на основе бригадной формы оплаты труда, применение девственных систем премирования, стимулирующих рост как объемных, так и качественных показателей деятельности организаций (доходов, прибыли), развития коллективной заинтересованности в успехе предприятия на основе участия в прибылях и акциях. 
 
Эффективность всей структуры системы регулирования заработной платы и стимулирования труда определяется, с одной стороны, тем, на сколько оплата труда обеспечивает воспроизводство рабочей силы и содержание семьи, а с другой – тем, на сколько заработная плата способствует повышению эффективности деятельности, качества продукции и оказываемых услуг, экономному использованию всех видов ресурсов и росту производительности труда. 
1.6 Состав средств, направляемых на оплату труда. 
На предприятиях, учреждениях, организациях должен формироваться фонд заработной платы, включающий: 
 
·        Заработную плату за выполненную работу и отработанное время; 
 
·        Поощрительные выплаты; 
 
·        Выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда; 
 
·        Оплату за неотработанное время; 
 
·        Отдельные выплаты социального характера. 
 
В прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фрнда заработной платы, включаются надбавки к пенсиям, единовременные пособия работникам, уходящим на пенсию, выходное пособие, выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора в связи с сокращением численности работников и т.д. 
 
Часть средств, направленных на оплату труда, включается в себестоимость. Эти средства отражаются в элементе «Расходы на оплату труда». Сюда входят выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих и компенсирующих выплат, включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией заработной платы в соответствии с действующим законодательством; систем премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда. 
 
В состав расходов на оплату труда включаются: 
 
·        Выплаты заработной платы за фактически выполенную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда; 
 
·        Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам; 
 
·        Выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты, в размерах, предусмотренных действующим законодательством, за экономию сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов, надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и т.д.; 
 
·        Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширения зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.; 
 
·        Стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с действующим законодательством коммунальных услуг , питания и продуктов, затраты на оплату предоставляемого работникам предприятий в соответствии с установленным законодательством порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и пр.); 
 
·        Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), оставляющихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам). Установленные законодательством нормы на бесплатную выдачу предметов распространяются на предприятия всех форм собственности; 
 
·        Оплата  в соответствии с действующим законодательством ежегодных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей; 
 
·        Выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов; 
 
·        Надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) в соответствии с действующим законодательством; 
 
·        Оплата в соответствии с действующим законодательством отпуска, предоставляемого по окончании государственного учебного заведения выпускникам, которые получили направление на работу; 
 
·        Оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в вечерних (сменных) профессионально-технических учебных заведениях, вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах; 
 
·        Оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством; 
 
·        Доплаты  в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленные законодательством; 
 
·        Разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным с других предприятий и из организаций с сохранением в течение определенного срока (в соответствии с законодательством) размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве; 
 
·        Суммы, выплачиваемые (при выполнении работ вахтенным методом) в размере тарифной ставки, оклада за дни в пути от места нахождения предприятий (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников по метеорологическим условиям; 
 
·        Суммы, начисленные за выполненную лицам, привлеченным для работы на предприятия, в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям; 
 
·        Заработная плата по основному месту работы рабочим, руководителям и специалистам предприятий и организаций во время их обучения с отрывом от производства по повышению квалификации и переподготовки кадров; 
 
·        Оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, проходящих производственную практику на предприятиях, а также оплата труда учащихся общеобразовательных школ в период профессиональной ориентации; 
 
·        Оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих в составе студенчиских отрядов; 
 
·        Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим предприятием. При этом размер средств на оплату труда работников за выполнение работ (услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (услуг) и платежных документов; 
 
·        Расходы на выплату пенсии за работу с особыми условиями, возмещаемыми фонду социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством; 
 
·        Другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающиеся в распоряжение предприятий, и других целевых поступлений).  
 
В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются следующие выплаты работникам предприятия в денежных и натуральных формах, а также затраты связанные с их содержанием: 
 
·        Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования рабочих, руководителей и служащих за производственные результаты и т.д., сверх размеров, предусмотренные законодательством; 
 
·        Вознаграждения по итогам работы за год; 
 
·        Материальная помощь (в том числе безвозмездная материальная помощь работникам для первоначального взноса на кооперативное жилищное строительство, на частичное погашение кредита, предоставляемое на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство), беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности; 
 
·        Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающих детей; 
 
·        Надбавки к пенсиям; Единовременное пособие уходящим на пенсию ветеранам труда; Доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям и вкладам трудового коллектива предприятия; Компенсационные выплаты в связи повышения цен, производимые сверх размеров индексации доходов и предусмотренные действующим законодательством; Компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях, либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно (кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством); 
 
·        Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключение сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг); 
 
·        Ценовые разницы по продукции (работам, услугам), предоставляемые работникам предприятия или отпускаемые подсобными хозяйствами для общественного питания предприятия; 
 
·        Оплата жилья, путевок на лечения и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрительных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания и товаров для личного потребления работников и другие аналогичные выплаты и затраты. Производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; 
 
·        Другие выплаты, носящих характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством. 

 

 

 

 

2. Практическая часть. 
Задача 1. 
 
 
 
На основании исходных данных, приведенных ниже, необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Расчет провести статическим  методом, округляя все промежуточные результаты до тысяч рублей. 
 
Решение данной задачи предусматривает выполнение следующих этапов работ: 
 
1.     Определение величины инвестиций на создание предприятия 
 
a.      Определение потребности в основных фондах; 
 
b.     Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала; 
 
2.     Определение величины уставного капитала; 
 
3.     Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций; 
 
4.     Планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года; 
 
5.     Расчет показателей экономической эффективности создания предприятия. 
Исходные данные: 
 
Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создаем ООО "Интеллект". Расчет эффективности проводим из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считаем, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.  
 
Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 52%. Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая  для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под 17% годовых.  
 
Франчайзинговый договор предусматривает:  
 
1)     разовую выплату франшизы (нематериальный актив); 
 
2)     ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов; 
 
3)     обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал). 
 
До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия): 
 
1.     Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет 10 тыс. руб. 
 
2.     Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 17 тыс. руб. 
 
3.     Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера  
(12 специалистов по 20 тыс.руб. на каждого). 
 
4.     Внести предоплату аренды помещения в сумме 520 тыс.руб. 
 
5.     Выполнить ремонт помещений – 120 тыс.руб. 
 
6.     Закупить необходимое имущество.


Информация о работе Формы и системы оплаты труда