Франчайзинг как форма хозяйствования: преимущества и перспективы в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

В своей работе я использовала современную литературу по экономической теории, пособия по франчазингу и вопросам патента и торговых знаков. Кроме того я обращалась к ресурсам Интернет: сайт Российской ассоциации франчайзинга, различные сайты, содержащие аналитические обзоры рынков, мнения экспертов, прогнозы и обзорные статьи.

Содержание

Введение

Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории

Что такое франчайзинг?
Классификация франчайзинга и франшиз
Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Глава 2. Франчайзинг в России

2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние

2.2. Франчайзинг в российском законодательстве

2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем

2.4. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг_курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

    Франчайзинг товара

          При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

          Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к  покупателям точно в таком  виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка  компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.

          В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг  в большей степени выгоден  франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака  и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.

    Сервисный франчайзинг

          В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

          Знакомая  всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

    Франчайзинг бизнес-формата

          Наиболее  же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.

          Франчайзер  при таком франчайзинге может  быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

          К примеру, в США, по оценкам экспертов, на сегодняшний день франчайзинг  бизнес-формата составляет около 75% от общего количества франчайзинговых  соглашений. 

1.3. Преимущества и  недостатки франчайзинга  как формы ведения  бизнеса

          Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны  франчайзинг - это наилучшая возможность  организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. 
    По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзор отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзором своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.

          Преимущества  системы франчайзинга для франчайзоров:

          - развитие цепи франшизных предприятий  позволяет не расширять сеть  собственных предприятий и значительно  экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы;

          - хозяин каждого предприятия - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;

          - риск, сопутствующий каждому коммерческому  делу, уменьшается для франчайзора,  так как его собственный капитал  участвует в расширении дела в минимальной степени;

          - франчайзор не занимается будничными  управленческими проблемами и  не имеет проблем с персоналом каждой франшизной точки;

          - благодаря использованию чужих  ресурсов, как финансовых, так и  управленческих развитие бизнеса идет быстрее по сравнению с другими системами.

          Преимущества  для франчайзи:

          - Уникальная возможность начать  собственное дело. Даже абсолютно  неподготовленный в предпринимательстве  человек, желающий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности открыть собственное дело. При этом франчайзи является не работником франчайзора, а владельцем собственного бизнеса.

          - Получение готовой "ниши" в  бизнесе. Франчайзи покупает готовый  бизнес, завоевавший определенную  нишу на рынке, зарекомендовавший  себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзором на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно "хороший" надежный бизнес.

          - Использование известного товарного  знака. Франчайзи покупает право  пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзора или франчайзи.

          - Широкая реклама. Наличие известного  товарного знака, рекламных и  маркетинговых программ франчайзора дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.

          - Помощь и поддержка. Франчайзор  передает франчайзи комплект  методических материалов в виде  четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе  сбыта, технологии ведения дела  и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

          - Решение вопросов финансирования. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями.

          - Помощь в снабжении. Обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

          Недостатки  франчайзинга для франчайзи:

          - Нужен начальный капитал. Для  того чтобы купить франшизу  и начать работать, необходимо  иметь начальный капитал, величина  которого изменяется в значительных  пределах в зависимости от  вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима сумма до нескольких миллионов долларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США.

          - Во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Существует категория людей, для которых предпринимательство в форме франчайзинга противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего "старшего" партнера, которые предусмотрены франшизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзором, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком.

          - Франшизный бизнес нельзя "попробовать"  и затем безболезненно бросить.  Для российского малого предпринимательства  характерна большая диверсифицированность  деятельности. Типичным случаем  является, когда предприниматель  занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности "попробовать" и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

          Указанные три недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных семи преимуществ.

          Что касается франчайзоров, то основная, негативная составляющая для них заключается  в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзора является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзора. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзора подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом.

Информация о работе Франчайзинг как форма хозяйствования: преимущества и перспективы в российской экономике