Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:21, курсовая работа
В своей работе я использовала современную литературу по экономической теории, пособия по франчазингу и вопросам патента и торговых знаков. Кроме того я обращалась к ресурсам Интернет: сайт Российской ассоциации франчайзинга, различные сайты, содержащие аналитические обзоры рынков, мнения экспертов, прогнозы и обзорные статьи.
Введение
Глава 1. Франчайзинг как понятие в экономической теории
Что такое франчайзинг?
Классификация франчайзинга и франшиз
Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Глава 2. Франчайзинг в России
2.1. Развитие франчайзинга в России и его современное состояние
2.2. Франчайзинг в российском законодательстве
2.3. Отличие российских и иностранных франчайзинговых систем
2.4. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Библиография
Франчайзинг товара
При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.
Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.
В
целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг
в большей степени выгоден
франчайзеру, поскольку обеспечивает
продвижение его товарного
Сервисный франчайзинг
В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.
Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.
Франчайзинг бизнес-формата
Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.
Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
К
примеру, в США, по оценкам экспертов,
на сегодняшний день франчайзинг
бизнес-формата составляет около 75%
от общего количества франчайзинговых
соглашений.
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса
Мировая
практика доказала, что франчайзинг
- один из эффективнейших способов развития
бизнеса для фирм уже добившихся
успеха и желающих развивать свой
успех и дальше. С другой стороны
франчайзинг - это наилучшая возможность
организовать очень надежное собственное
дело для мелкого предпринимателя, начинающего
бизнесмена, даже для человека, никогда
не занимавшегося бизнесом.
По существу суть франчайзинга заключается
в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные
отношения): франчайзор отдает франчайзи
право пользоваться относительно известным
брендом, обучает секретам своего бизнеса
и предоставляет определенные относительные
гарантии надежности бизнеса, так как
на практике доказана его успешность.
В ответ франчайзи делится с франчайзором
своими деньгами и, в какой-то степени,
своей независимостью.
Преимущества системы франчайзинга для франчайзоров:
-
развитие цепи франшизных
- хозяин каждого предприятия - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;
-
риск, сопутствующий каждому
-
франчайзор не занимается
- благодаря использованию чужих ресурсов, как финансовых, так и управленческих развитие бизнеса идет быстрее по сравнению с другими системами.
Преимущества для франчайзи:
-
Уникальная возможность начать
собственное дело. Даже абсолютно
неподготовленный в
-
Получение готовой "ниши" в
бизнесе. Франчайзи покупает
-
Использование известного
-
Широкая реклама. Наличие
-
Помощь и поддержка.
-
Решение вопросов
- Помощь в снабжении. Обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.
Недостатки франчайзинга для франчайзи:
-
Нужен начальный капитал. Для
того чтобы купить франшизу
и начать работать, необходимо
иметь начальный капитал,
-
Во франчайзинге меньше
-
Франшизный бизнес нельзя "попробовать"
и затем безболезненно бросить.
Указанные три недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных семи преимуществ.
Что касается франчайзоров, то основная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзора является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзора. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзора подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом.