Функционирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотреть вопрос о необходимых условиях функционирования национальной экономики.

Цель раскрывается через следующие задачи:

Изучить равновесное функционирование национальной экономики;

Исследовать конкуренцию как важнейшие условия функционирования национальной экономики;

Влияние государственной политики на рыночную экономику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Национальная экономика……………………………………………………………….4
Равновесное функционирование национальной экономики………………………5-8
Общее экономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение……………………………………………………………………….…9-14
Потребление и сбережение в масштабе национальной экономики…………....14-19
Конкуренция как важное условие функционирования экономики……………..19-20
Государственное регулирование…………………………………………………..20-22
Заключение……………………………………………………………………….….23-24

Список используемых источников ……………………………………………..….25-26

Приложение…………………………………………………………………………………27-34

Работа состоит из  1 файл

микрос=).docx

— 281.28 Кб (Скачать документ)

     Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный  процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как  исторически конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного  производства.

     Конкурентная  среда, как и рыночная экономика  в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым  программам. Наличие такой среды  характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного  производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают  рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

     Конкурентной  среде предшествует становление  конкуренции как таковой, т.е. формы  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего  положения на рынке, обладает монопольной  властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.[2]

1.5 Государственное  регулирование

     В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно  возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и  административных проблем, которые  не могут быть решены только рыночными  механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.

     Поэтому возникает обоснованная необходимость  государственного регулирования экономики, например, в области нерентабельного  для рынка производства общественных благ. Потребность в государственном  регулировании национальной экономики  также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании  инфляции. Возможность осуществить  государственное регулирование  экономики возникает только при  достижении определенного уровня развития экономики, концентрации производственного  потенциала.

     На  современном этапе оно является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования непосредственным образом  зависят от состояния национальной экономики, ее специфики и характерных  черт.

     Государственное регулирование экономики – это  одна из основополагающих форм участия  государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения  доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства  используются исполнительные, законодательные  и контролирующие методы.

     Подходы к государственному регулированию  национальной экономики были различными на каждом из этапов развития человечества.

     В XVI -XVIII вв. доминирующее положение занимал  меркантилизм – подход, исходящий  из признания насущной необходимости  государственного регулирования для  обеспечения развития национальной экономики. В XIX в. в связи с развитием экономики хозяйствующие субъекты рассматривали его как существенное препятствие в своей деятельности, поэтому была принята политика снижения вмешательства государства в экономику. Ее сменил кейнсианский подход, основанный на необходимости совмещения государственного регулирования и принципов свободного рынка.

     Государственное регулирование национальной экономики  является сложным процессом по причине  сложности и неоднозначности  его объекта. Оно состоит из взаимосвязанных  между собой определенных целей, задач, методов и механизмов, которые  и составляют институт государственного регулирования экономики.[6]

     Основными механизмами государственного регулирования  экономики являются:

     1) прямые механизмы государственного  регулирования являются наиболее  распространенными по причине  своей действенности. Основной  их формой является хозяйственная  деятельность государства, представленная  государственным сектором экономики,  который имеет достаточно большие  масштабы в экономически развитых  странах. В его рамках государство  может, например, самостоятельно  предоставлять кредиты, принимать  долевое участие в компаниях,  являться прямым собственником  хозяйствующего субъекта. Тем самым  оно не только получает прибыль,  но и создает рабочие места,  снижая уровень безработицы. Обычно  государство берет под свой  контроль те отрасли, которые  требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный  и морской транспорт. Прямое  государственное регулирование  может быть реализовано и в  виде прямых инвестиций в приоритетные  отрасли, с помощью субвенций,  субсидий и дотаций. Оно обычно  направлено на регулирование  хозяйственной деятельности, что  существенным образом искажает  действие рыночных механизмов, что  не всегда приводит к благоприятным  последствиям. В него также включаются  и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

     2) косвенные механизмы государственного  регулирования – это такие  методы воздействия государства  на экономику, которые позволяют  достигнуть поставленных целей  без прямого вмешательства государства  и опираются на основные закономерности  функционирования национальной  экономики. Обычно они направлены  на поддержание нормального уровня  занятости, стимулирование увеличения  вывоза товаров, формирование  в интересах населения стабильного  ценообразования, устойчивых темпов  экономического роста, перераспределение  ресурсов, стимулирование инвестиционного  процесса. Основным способом достижения  поставленных целей является  фискальная и денежно-кредитная  политика. Фискальная политика осуществляется  через государственный бюджет  посредством изменения его доходной  и расходной частей. Денежно-кредитная  система построена на регулировании  и регламентации денежного обращения.

     Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью  происходит формирование бюджета –  его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным  образом регулировать темпы и  масштабы экономического роста. Одним  из видов действия налогового механизма  является ускоренное амортизационное  списание основного капитала. Оно  позволяет стимулировать темпы  и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и  порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения  общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.[8] 

 

     Заключение

     Макроэкономическое  равновесие является  центральным условием функционирования национальной экономики. Равновесное состояние всей рыночной экономики называется общим равновесием, под которым понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.

     Концепции общего экономического равновесия представлены идеями А. Смита, моделью Л. Вальраса, системой линейных уравнений «затраты – выпуск» В. Леонтьева, моделями Дж. Фон Неймана и Д. Патинкина. Наиболее известны сегодня две графические интерпретации макроэкономического равновесия: «национальный доход – совокупные расходы» (кейнсианский крест) и «совокупный спрос – совокупное предложение» (AD-AS).

     Кейнсианская теория предлагает два способа определения равновесного уровня национального дохода:

  1. На основе равенства сбережений и инвестиций;
  2. На основе потребления и инвестиций «кейнсианский крест»

     В экономической теории различают  два подхода к распределению  совокупного дохода: традиционный (доход  и богатство нации растут в  том же темпе, что и накопление капитала, стремление сберегать - главная  причина общественного прогресса, нужно поддерживать склонность к  сбережению) и кейнсианский (увеличение склонности к сбережению ведет к уменьшению склонности к потреблению, к сокращению совокупного спроса и отсюда - сокращению производства и росту безработицы, падение уровня ВНП - сущность парадокса бережливости, поэтому правильная политика стимулирования не сбережений, а поддержания совокупного спроса в условиях неполной занятости в экономике.

     Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

     Конкуренция - сердцевина современного рыночного  механизма не только потому, что  масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

 

   Список  используемых источников

   Законодательно-нормативная  литература:

  1. Постановление Госкомстата РФ от 16.07.1996 N 61 "Об утверждении методик расчета Баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально - экономических индикаторов уровня жизни населения"

Экономическая литература:

  1. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Сервис"/ [Арбузов С. С., Бушуева И. В., Вапнярская О. И. и др.]; под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2008. - 652 с.;
  2. Макроэкономика: учебник/ Золоторатчук М.Н./ Издательство «ИНФРА-М, 2011, 608 с.
  3. Макроэкономика: учебник для бакалавров/ Серегина С.И./ Издательство Юрайт, 2011, 522с
  4. Экономическая теория/ Г. П. Журавлев // Сибирская финансовая школа: АВАЛЬ. - 2010.
  5. Экономическая теория: учебное пособие/Р.Г. Ябарисов –ил. – Высшее образование/ Издательство ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2010, 624с.

    Электронные ресурсы:

  1. Проект «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» /Центр стратегических разработок/ [Электронный ресурс] Режим доступа к сайту:

    http://www.old.csr.ru/normotvor/original_622.stm

  1. Статья: Государственное регулирование и распределение доходов (Экономика БГЭУ)(06.04.2009) [Электронный ресурс] Режим доступа к сайту:

    http://www.economy-web.org/?p=199

  1. Статья: Доходы населения и механизмы их распределения (Экономика БГЭУ)(06.04.2009) [Электронный ресурс] Режим доступа к сайту:

    http://www.economy-web.org/?p=198

  1. Статья: Методологические и методические особенности макроэкономического анализа (Экономика БГЭУ)(26.03.2010) [Электронный ресурс] Режим доступа к сайту:

    http://www.economy-web.org/?p=160

  1. Статья: Потребление, сбережение, инвестиции в системе макроэкономического равновесия (Экономика БГЭУ)(04.04.2010) [Электронный ресурс] Режим доступа к сайту:

Информация о работе Функционирования национальной экономики