Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа
Газовой промышленности России уже более 50 лет. Конечно, среди других крупных отраслей ТЭК – угольной, нефтяной, электроэнергетики, имеющих более чем столетнюю историю, она представляется довольно юным организмом. Но даже сейчас, в условиях кризиса, отрасль демонстрирует гибкость и умение находить зоны стабильности и ниши роста.
Введение…………………………………………………………………………3
Состав и значение газовой промышленности в экономике России………….4
Поставки газа в страны СНГ и Балтии…………………………………………6
Поставки газа на Европейский рынок………………………………………….7
Структура потребления газа в России………………………………………….8
Развитие и размещение газовой промышленности России…………………...8
Проблемы развития газовой промышленности и пути их решения……...…18
Перспективы развития газовой промышленности до 2010 года…………….19
Введение РАО «Газпром»……...………………………………………………22
История основания РАО «Газпрома»………………...……………………….22
Роль РАО «Газпрома» в экономике России…………………………………..23
Следование современным научно-техническим достижениям……...………24
Пути реформирования РАО «Газпрома»………………………………...……28
Заключение…………...…………………………………
РАО «Газпром», как обладатель контрольного пакета акций АО «Росшельф», финансирует подготовительные работы, связанные с созданием необходимой инфраструктуры для обустройства Шток-мановского и Приразломного месторождений, которые практически уже подготовлены к промышленной разработке.
К наиболее фондоемкой подотрасли газовой промышленности относится магистральный транспорт газа. В настоящее время протяженность газопроводов составляет 152 тыс. км, из них 49 тыс. км диаметром 1420 мм рассчитаны на давление 7,4 МПа. В эксплуатации находятся 690 компрессорных цехов, в которых установлено более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов общей мощностью 40,7 млн. кВт.
Для газоснабжения потребителей России и поставок газа на экспорт потребуется дальнейшее развитие газотранспортных систем. В период до 2010 года предстоит построить около 20 тыс. км газопроводов большого диаметра. Кроме того, необходимо выполнить большой объем работ по реконструкции газотранспортных систем. Только в ближайшие пять лет требуется реконструировать более 4 тыс. км газопроводов и 114 компрессорных станций.
Главными задачами, на решение которых направлена научно-техническая политика, являются повышение надежности и экологической безопасности, снижение эксплуатационных (в первую очередь, энергетических) затрат.
РАО «Газпром» разработана и реализуется программа создания нового поколения газоперекачивающих агрегатов, характеризующихся высокими КПД, надежностью и отличными экологическими характеристиками. В настоящее время ведется опытно-промышленная эксплуатация газопаровых агрегатов (ГПА) с парогазовым циклом. Применение парогазовых установок с агрегатами нового поколения даст возможность в ближайшей перспективе довести суммарный КПД компрессорной станции до 45-46%.
Решение важнейшей задачи обеспечения высокой надежности и безопасной эксплуатации Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов может быть достигнуто только за счет перехода на выборочные методы ремонта на основе результатов технической диагностики. При этом необходимые объемы ремонтных работ и, соответственно, затраты на эти цели могут быть сокращены, как минимум, в 3 раза. Поэтому основой технической политики РАО «Газпром» в области поддержания проектных характеристик действующих газопроводов является создание комплексной и эффективной системы диагностического обслуживания магистральных газопроводов. Эта система строится на основе сочетания современных методов внутритрубной магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, космического мониторинга, дистанционного контроля параметров электрохимзащиты, определения напряженно-деформированного состояния трубопроводов и оценки их остаточного срока службы.
Сейчас главная задача – развитие и усовершенствование созданной системы, переход на аппаратурно-программные средства нового поколения.
Важнейшим средством создания необходимых резервов в Единой системе газоснабжения и регулирования сезонной неравномерности его потребления является подземное хранение газа: реконструкция и техническое перевооружение действующих хранилищ с целью увеличения максимальных суточных отборов; создание новых хранилищ в истощенных газовых месторождениях, водоносных структурах и соляных отложениях. Все эти работы будут базироваться на новых технических и технологических решениях с применением современного оборудования и полной автоматизацией технологических процессов.
Развитие газовой промышленности будет сопровождаться расширением сферы использования газа. К наиболее освоенной технологии относится использование сжатого газа в качестве моторного топлива. К настоящему времени в России построено около 200 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), позволяющих ежедневно заправлять компримированным природным газом около 80 тыс. автомобилей и автобусов. Однако загрузка действующих АГНКС пока остается крайне низкой. Имеются все возможности в ближайшие годы значительно расширить масштабы использования природного газа в качестве моторного топлива транспортных средств. Для этого в числе других организационных и экономических мер потребуется совершенствование технических средств и оборудования во всех звеньях, включая компримирование газа, транспортировку и заправку автомобилей.
Весьма перспективным направлением диверсификации в использовании топливно-энергетических ресурсов может стать широкое применение сжиженного природного газа (СПГ) – исключительно эффективного топлива для авиации и ракетной техники. Экспериментальный российский авиалайнер, двигатели которого работали на СПГ, успешно демонстрировался на международных выставках. В настоящее время идет работа над созданием аналогичного серийного самолета.
Ведутся исследования и эксперименты по переводу на СПГ железнодорожного транспорта. Начаты работы по сжижению газа с использованием перепада давления на распределительных станциях для поставок его автотранспортом в отдаленные населенные пункты, куда экономически невыгодно строить газопроводы-отводы. Изучается экономическая целесообразность строительства на северной оконечности полуострова Ямал крупного завода по производству СПГ и вывоза продукции метановозами на экспорт. Завершение всех этих работ позволит существенно расширить рынок сбыта природного газа.
Для
увеличения поставок газа на европейский
рынок уже ведется
Североевропейский проект, который находится в стадии изучения, предусматривает поставки российского газа в страны Северо-западной Европы и Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию, либо через акваторию Балтийского моря.
Правительством Российской Федерации подписано соглашение с Исламской Республикой Иран об участии «Газпрома» в освоении газоконденсатного месторождения Южный Парс в Персидском заливе. Достигнуты договоренности об участии РАО «Газпром» в развитии добычи газа на шельфе в северной части Вьетнама, создании газотранспортной инфраструктуры, а также в выполнении работ по газификации этой страны. Изучаются возможности поставок российского газа в Китай и Корею.
К важным направлениям научно-технической политики РАО «Газпром» относится проблема создания отраслевой интегрированной информационно-управляющей системы, охватывающей производственную деятельность, оперативное диспетчерское управление, автоматизацию бухгалтерского учета и расчетов за газ, управление потоками материально-технических ресурсов, финансово-экономический анализ. Необходимым условием реализации этого крупного проекта является развитие сети связи, телемеханизация всех производственных объектов и создание современных систем управления, работающих в режиме реального времени.
Для решения стоящих перед РАО «Газпром» научно-технических проблем широко используются возможности предприятий оборонного комплекса. Одним из ключевых принципов работы с этими предприятиями является их привлечение к разработке наиболее сложной наукоемкой техники. Это – авиационные и судовые газотурбинные двигатели, а также газоперекачивающие агрегаты и электростанции на их базе, средства дефектоскопии, диагностики и экологического мониторинга, системы и средства автоматизации и связи, оборудование и плавсредства и др.
Важнейшими задачами являются наведение порядка в учете и охране накопленного интеллектуального багажа отраслевой науки и производства, предотвращение их безвозмездной утечки, проведение ревизии объектов интеллектуальной собственности (изобретения, рацпредложения, ноу-хау), организация их продвижения на отечественный и зарубежный лицензионные рынки. Для этого необходимо использовать современные средства телекоммуникаций для организации широкомасштабной и эффективной рекламы.
В настоящих сложных финансовых условиях ряд вопросов развития изобретательства и рационализации не находит своего решения из-за недостатка средств, хотя изобретатели и рационализаторы общества вносят значительный вклад в решение текущих задач совершенствования производства.
Так, в целом по отрасли экономия, полученная от использования изобретений и рационализаторских предложений, составила (млрд. руб.): в 1995 году - 16,3, 1996 году - 38,3, 1997 году свыше 78 млрд. руб. (в масштабе цен 1997 года), стабильно улучшается и ряд других показателей в области новаторской деятельности. Необходимо искать нетрадиционные формы финансирования этой работы в масштабах отрасли.
Пути реформирования РАО «Газпрома».
Согласно «Основным положениям структурной реформы в сферах естественных монополий» реформирование «Газпрома» направлено на отделение монопольных видов деятельности (транспортировка и распределение газа) от потенциально конкурентных (добыча).
Декларируется достижение следующих целей: первая - усиление государственного регулирования транспортировки газа и создание условий для свободного доступа добывающих предприятий к распределительной сети; вторая - стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности путем привлечения иностранных и отечественных инвесторов для освоения новых месторождений; третья - развитие прямых договорных отношений между поставщиками и потребителями газа. Этому должно содействовать создание торговых компаний, которые стали бы развивать российский рынок природного газа.
По мнению авторов «Основных положений», механизм «конкуренция газовиков – низкие тарифы – снижение издержек предприятий – подъем экономики» обеспечит подъем промышленности. Подобная схема заложена также в реформирование РАО «ЕЭС России» и МПС. Однако у нее есть уязвимые стороны.
Поскольку в «Газпроме» не разделены монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности, нет ясности в формировании затрат концерна по ним, невозможно должным образом их контролировать.
С 1 июля 1967 года оптовые цены промышленности на газ стали устанавливать на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районе потребления. Вместе с тем они были дифференцированы внутри каждого топливопотребляющего района для перепродавцов (горгазов) и двух групп потребителей: первая - коммунально-бытовые, общественного питания и сельскохозяйственные предприятия, вторая - промышленные предприятия.
В газовой промышленности СССР оптовые цены ориентировались на худшие условия производства, т.е. на условия производства в угольной промышленности, где сохраняются наиболее высокие затраты на добычу и транспортировку угля по сравнению с затратами на добычу и транспортировку газа, мазута и нефти. Эти особенности позволяли изымать «газовую» ренту в госбюджет через включение рентных платежей в оптовые цены газодобывающих предприятий и налога с оборота, входившего в оптовые цены промышленности на газ.
Сегодня внутренние расчеты на базе единых отпускных цен в «Газпроме» построены во многом на тех же принципах. Концерн просто заменил собой органы государственного директивного планирования и управления. Единая отпускная цена газа устанавливается всем категориям потребителей по-прежнему на основе принципа рентабельного функционирования худшего производителя (в системе «Газпрома») и компенсации издержек транспортной системы. Изъятие и перераспределение «газовой» ренты происходит через транспортные тарифы, а не рентные платежи. Сверхприбыль поступает на счета концерна, минуя госбюджет.
При
определении себестоимости
Программа реформирования «Газпрома» предусматривает новый механизм ценообразования, согласованный с начислением и взиманием налогов, инвестиционной политикой концерна и величиной дивидендов. Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а отпускные формироваться так, чтобы:
Условия, приводящие к «естественному» монополизму, должны регулироваться государством, а прочие - рынком. Развитие конкурентной среды в добыче газа возможно лишь при условии, что есть месторождения, перспективные для освоения. Государство как собственник природных ресурсов могло бы целенаправленно формировать эту среду на основе фонда нераспределенных участков недр. Однако в России эти возможности во многом утрачены.