Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание

Глобализация, начало которой положено в XIX веке, ныне приобрела международное звучание. Она представляет собой превращение мировой экономики из суммы национальных хозяйств, связанных в той или иной мере определенными отношениями, в единую производственную зону и единый рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ………………………………………4
2. СУЩНОСТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ…………………………………………………………………….9
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….14
4. РЕГИОНАЛИЗМ КАК БАЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….21
5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ……………………………………..25
5.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40

Работа состоит из  1 файл

Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

     После того как ЕС окончательно утвердил все параметры евро, в 1998 г. приступили к печатанию денежных знаков и выпуску монет. В 2002 г. они, как и было задумано, вошли в обращение и после параллельного хождения с национальными валютами обрели полную самостоятельность. В соответствии с намеченной программой перехода евро стал денежной единицей в рамках ЕС.

   По  мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую  действенность приобретают международные институты законодательной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европейский суд и др.).

   В возникновении и эволюции ЕС с  самого начала огромную роль играли национальные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм.

   В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 г. начало западно-европейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные импульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от американских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действовали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «своих» групп капитала.

   Тем не менее достигнутая степень  хозяйственного взаимодействия США  и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, интеграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире.

   Таким образом, выход государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, т.е. экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций.

   Последние могут иметь самые разные формы  и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых  своим «весом» выделяется ОПЕК - организация стран — экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных - ВТО, МВФ, МБРР.

   Есть  и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», т.е. группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегодно совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителями крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 г. в них принимает участие Россия.

     В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономических связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов.

    Вывод:

     Интернационализация — это процесс  преодоления межгосударственных пространственных барьеров и формирование на этой основе единого интернационального торгово-экономического пространства.

     Причиной современного процесса интернационализации являются революционные изменения в технико-технологическом базисе мировой экономики, которые порождают гигантское снижение издержек в сфере производства и коммуникаций. Это устраняет препятствия на пути движения товаров, услуг, капитала, делая национальные границы «прозрачными». Основным проявлением интернационализации выступает прежде всего экономическая интеграция, предполагающая объединение действий субъектов мировой экономики (государств, корпораций, банков, малых и средних предприятий, международных экономических организаций). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

   Экономической основой современного мирового хозяйства  служит интернационализация производства — развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других.

   В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных  формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:

                   -  мировая торговля товарами и услугами;

                   -  международное производственное сотрудничество;

                   -  международное научно-техническое сотрудничество;

                   -  формирование региональных интеграционных объединений.

   Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.

   Продавцами  и покупателями выступают как  государственные организации, так и акционерные и частные предприятия, а также отдельные лица. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным — при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.

   Международная торговля бывает двух- и многосторонней, а также приграничной. Последняя представляет собой товарообмен между предприятиями, организациями, фирмами, расположенными в приграничных районах, и их иностранными партнерами из сопредельных государств.

   Для успешной торговли на мировом рынке страна должна производить конкурентоспособную продукцию, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, обеспечивающую реализацию товара в других  странах. Она складывается из материально-технической базы внешней торговли — складов, оснащенных современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки транспортных средств, средств связи. Если страна не располагает внешнеторговой инфраструктурой, то она несет дополнительные расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.

   Основной  организационной формой международной  торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ею занимаются независимые специализированные фирмы. Крупные промышленные фирмы также создают собственный торговый аппарат для сбыта своей продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающую роль в мировой торговле играют ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.

   Мировой рынок представляет собой сферу  острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Поэтому все государства различным образом регулируют внешнюю торговлю, в законодательном порядке устанавливая определенные правила и условия внешнеторговой политики .

   Исторически сложились две противоположные  системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

   Протекционизм — это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

   Таможенный  тариф — это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые  через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок таможенных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зависимости от торгово-политических отношений с ними.

   Нетарифные  ограничения — это система  административных и экономических  мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.

   Существует  более 50 различных способов нетарифных ограничений, к числу которых относятся: государственная монополия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуществление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также требования экологической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.

   Широкое распространение получили импортные  квоты — максимальные объемы отдельных  видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Импортная квота привлекательнее для государства, чем таможенная пошлина, потому что повышение ставок пошлин регламентируется международными торговыми соглашениями, правительство не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще установить определенные импортные квоты, которые, как и тарифные пошлины, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенных товаров.

   Для удовлетворения потребностей внутреннего  рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты. Большей же частью государство стимулирует экспорт продукции отечественных товаропроизводителей. Для этого оно может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет предприятиям продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли бы это делать на внутреннем рынке.

   Продажа товаров или услуг за рубежом  по ценам ниже цен внутреннего  или мирового рынка с целью  устранения конкурентов и захвата внешних рынков является демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подобной меры соответствует международному законодательству.

   В последние годы возникли новые формы  внешнеторгового регулирования — добровольные экспортные ограничения — квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны. Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают добровольное согласие на свои экспортные ограничения для предупреждения более жестких торговых санкций.

   Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней  торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств.

   В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней торговли. В дальнейшем к этому соглашению присоединялись другие страны. В 1995 г. эта структура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария). Если правила ГАТТ распространились на торговлю товарами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути международных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барьеры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины.

   Исходной  посылкой, на которой строится договорная система ВТО, является стремление государств—членов этой организации развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие каждой из стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, создания режима свободной конкуренции товаров и услуг на их территории, предсказуемых условий деятельности субъектов хозяйствования на мировых рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономических связей.

   В 2004 г. полноправными членами ВТО  являлись 148 государств. Ряд стран, в том числе Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина, находится на стадии присоединения к этой организации. Необходимо отметить, что продолжительность этого процесса для разных государств неодинакова. Если Китай вел переговоры о присоединении 15 лет, то Кыргызстан и Грузия вступили в ВТО за 2—4 года после подачи заявки.

Информация о работе Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики