Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание

Глобализация, начало которой положено в XIX веке, ныне приобрела международное звучание. Она представляет собой превращение мировой экономики из суммы национальных хозяйств, связанных в той или иной мере определенными отношениями, в единую производственную зону и единый рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ………………………………………4
2. СУЩНОСТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ…………………………………………………………………….9
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….14
4. РЕГИОНАЛИЗМ КАК БАЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….21
5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ……………………………………..25
5.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40

Работа состоит из  1 файл

Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Как показывают данные таблицы, Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ уменьшилась с 86,99 % в 2005 г. до 86,22 % в 2006 г. , тогда как доля Украины соответственно увеличилась с 9,90 % до 10,63 % (табл. 5.2, 5.3). 

Таблица 5.3

Удельный  вес стран СНГ  в экспорте и импорте  товаров Республики Беларусь, % 

 
Страна
Товарооборот Экспорт Импорт
  2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005г. 2006 г.
СНГ - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Страны  ЕЭП

В том числе:

Россия

Украина

Казахстан

98,06 

86,99

9,90

1,18

98,30 

86,22

10,63

1,45

96,41 

80,96

12,86

2,60

96,93 

79,56

14,33

3,03

99,11 

90,80

8,02

0,28

99,10 

90,16

8,44

0,50

Остальные страны СНГ

В том числе:

Молдова

Туркменистан

Узбекистан

Азербайджан

Армения

Кыргызстан

Таджикистан

Грузия

 
1,93 

0,96

0,25

0,31

0,16

0,08

0,06

0,06

0,05

 
1,70 

0,76

0,07

0,30

0,16

0,10

0,09

0,07

0,09

 
3,58 

1,45

0,62

0,60

0,40

0,18

0,12

0,12

0,09

 
3,07 

1,11

0,17

0,63

0,40

0,23

0,23

0,16

0,21

 
0,89 

0,65

0,00

0,12

0,01

0,02

0,02

0,03

0,02

 
0,89 

0,56

0,01

0,11

0,02

0,03

0,01

0,03

0,02

 

     Как видно из таблицы, товарооборот Республики Беларусь среди стран СНГ за 2005-2006 гг. увеличился только с Украиной (в 1,3 раза), Казахстаном (в 1,5 раза), а с другими государствами Содружества уменьшился, больше всего с Российской Федерацией (в 1,2 раза). Доля отдельных стран СНГ в общем внешнеторговом товарообороте Беларуси, кроме России (86,22 %) и Украины (10,63 %), крайне незначительна и составляет с Молдовой — 0,76 % с Узбекистаном – 0,30 %, с Азербайджаном – 0,16 % и с Арменией – 0,10 % , а с остальными четырьмя государствами вместе — менее 1 %.

     Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

     -  различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

     - разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

     -  неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

     -  несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

     -  применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

     -  большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

     Действие  последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Полыни и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Структура экспортно-импортных  операций стран СНГ , % 

  Удельный  вес в общем объеме экспорта Удельный  вес в общем объеме импорта
Страна Стран СНГ Других  стран мира Стран СНГ Других  стран мира
  2004г.  2007г.  2004г. 2007г. 2004г. 2007г. 2004г. 2007г.
Азербайджан 45 11 55 89 34 33 66 67
Армения 63 19 37 81 29 33 71 67
Беларусь 63 55 37 45 72 66 28 34
Грузия 62 49 38 51 36 36 64 64
Казахстан 55 23 45 77 48 45 52 55
Кыргызстан 66 35 34 65 62 63 38 37
Молдова 63 54,5 37 45,5 43 36 57 64
Россия 19 15 81 85 23 15 77 85
Таджикистан 34 25,5 66 74,5 65 62 35 38
Туркменистан 49 26 51 74 55 47 45 53
Узбекистан 39 25 61 75 41 28 59 72
Украина 53 29 47 71 52 42 48 58
 

     Как видно из данных таблицы, доля взаимной торговли отдельных стран СНГ остается достаточно высокой, но ее общий объем в рамках Содружества все больше уступает объему торговли со странами вне его. Для большинства стран СНГ их основным партнером по-прежнему остается Российская Федерация, что объясняется главным образом зависимостью от ее поставок энергоресурсов, отдельных видов сырьевых товаров и машинотехнической продукции.

     Развитие  интеграционных процессов в СНГ  связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.

     В октябре 2000 г. был подписан Договор  об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

     Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с  Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

     В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения — Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 — товарооборота, 78 — населения и 93 % территории всех государств—участников СНГ.

     Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

     В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:

     -   Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г. (г. Чолкон-Ата) между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 г, в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;

     -   ГУУАМ, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г. (г. Вашингтон).

     Заключая  двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.

     Перед государствами—участниками Содружества  стоит сложная взаимосвязанная задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ развития отдельных группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ. 
 

  • 5.1. Экономическая интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации 
  •      Среди стран СНГ наиболее последовательно  осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

         Беларусь  за последние два столетия была глубоко  интегрирована в экономику России и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.

         Российская  и белорусская экономики как  были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

       В развитии интеграционных процессов  и формировании единого экономического пространства создаваемого Союзного государства  важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности — научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Реализация совместных программ позволяет наиболее успешно с наименьшими затратами создавать конкурентоспособную продукцию, решать научно-технические и социальные

    проблемы, включая подготовку кадров к обеспечение  занятости населения.

       Программы Союзного государства, как и отдельные  совместные  региональные  программы,   являются  важнейшим   средством  интеграции  национальных  экономик,  способствуя  их объединению в  единый хозяйственно-территориальный  комплекс. Они позволяют рационально решать крупные социально-экономические проблемы как общего, так и национального значения в области проведения научно-исследовательских, производственных, технологических, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных, природоохранных и ряда других видов работ и мероприятий.

       Республика  Беларусь осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 98 регионов Российской Федерации. Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества на региональном уровне включает более 1 70 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительствами и администрациями республик, краев, областей, городов и автономных округов. Они заключены как на уровне Правительства Республики Беларусь, министерств и других органов республиканского управления, так и на уровне областей, Минска и других городов.

       Взаимодействие  регионов Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

       -  участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;

       -  налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;

    Информация о работе Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики