Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа
Глобализация, начало которой положено в XIX веке, ныне приобрела международное звучание. Она представляет собой превращение мировой экономики из суммы национальных хозяйств, связанных в той или иной мере определенными отношениями, в единую производственную зону и единый рынок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ………………………………………4
2. СУЩНОСТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ…………………………………………………………………….9
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….14
4. РЕГИОНАЛИЗМ КАК БАЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….21
5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ……………………………………..25
5.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40
Как
показывают данные таблицы, Республика
Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные
связи с Российской Федерацией, доля которой
в суммарном внешнеторговом обороте нашей
страны со странами СНГ уменьшилась с
86,99 % в 2005 г. до 86,22 % в 2006 г. , тогда как доля
Украины соответственно увеличилась с
9,90 % до 10,63 % (табл. 5.2, 5.3).
Таблица 5.3
Удельный
вес стран СНГ
в экспорте и импорте
товаров Республики
Беларусь, %
|
Как видно из таблицы, товарооборот Республики Беларусь среди стран СНГ за 2005-2006 гг. увеличился только с Украиной (в 1,3 раза), Казахстаном (в 1,5 раза), а с другими государствами Содружества уменьшился, больше всего с Российской Федерацией (в 1,2 раза). Доля отдельных стран СНГ в общем внешнеторговом товарообороте Беларуси, кроме России (86,22 %) и Украины (10,63 %), крайне незначительна и составляет с Молдовой — 0,76 % с Узбекистаном – 0,30 %, с Азербайджаном – 0,16 % и с Арменией – 0,10 % , а с остальными четырьмя государствами вместе — менее 1 %.
Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:
- различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
- разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
- неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
- несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
- применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
- большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.
Действие последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Полыни и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ (табл. 5.4).
Таблица 5.4
Структура
экспортно-импортных
операций стран СНГ , %
|
Как видно из данных таблицы, доля взаимной торговли отдельных стран СНГ остается достаточно высокой, но ее общий объем в рамках Содружества все больше уступает объему торговли со странами вне его. Для большинства стран СНГ их основным партнером по-прежнему остается Российская Федерация, что объясняется главным образом зависимостью от ее поставок энергоресурсов, отдельных видов сырьевых товаров и машинотехнической продукции.
Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.
В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.
Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.
В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения — Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 — товарооборота, 78 — населения и 93 % территории всех государств—участников СНГ.
Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.
В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:
- Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г. (г. Чолкон-Ата) между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 г, в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;
- ГУУАМ, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г. (г. Вашингтон).
Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.
Перед
государствами—участниками
Среди стран СНГ наиболее последовательно осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.
Беларусь за последние два столетия была глубоко интегрирована в экономику России и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.
Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.
В развитии интеграционных процессов и формировании единого экономического пространства создаваемого Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности — научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Реализация совместных программ позволяет наиболее успешно с наименьшими затратами создавать конкурентоспособную продукцию, решать научно-технические и социальные
проблемы, включая подготовку кадров к обеспечение занятости населения.
Программы Союзного государства, как и отдельные совместные региональные программы, являются важнейшим средством интеграции национальных экономик, способствуя их объединению в единый хозяйственно-территориальный комплекс. Они позволяют рационально решать крупные социально-экономические проблемы как общего, так и национального значения в области проведения научно-исследовательских, производственных, технологических, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных, природоохранных и ряда других видов работ и мероприятий.
Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 98 регионов Российской Федерации. Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества на региональном уровне включает более 1 70 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительствами и администрациями республик, краев, областей, городов и автономных округов. Они заключены как на уровне Правительства Республики Беларусь, министерств и других органов республиканского управления, так и на уровне областей, Минска и других городов.
Взаимодействие регионов Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:
- участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;
- налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;