Глобализация мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

В середине прошлого столетия мировое сообщество остро ощутило взаимосвязанный характер общественного развития, главным содержанием которого стала интернационализация международных экономических отношений (МЭО). На рубеже веков процесс интернационализации перешел в качественно новое состояние. Мировая экономика (МЭ) вступила в новый этап своего развития - в период глобализации. Понятие глобализации вызывает самые различные и до сих пор противоречивые толкования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты глобализации мировой экономики…...5
1.1. Этапы интеграции мировой экономики……………………….………..…...6
1.2. Сущность, факторы и основные черты глобализации мировой
экономики………………………………………………………………………….13
1.3. Противоречия и негативные последствия глобализации………..…..…...12
1.4. Положительные последствия глобализации……………………............…16
Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ.....................................19
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику…………………….……..19
2.2 Виды угроз экономической безопасности России……………....………....22
2.3. Пути повышения экономической безопасности РФ………………………29
Заключе …………………………………………………………………………...32
Список используемых источников литературы……………………………34

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 72.85 Кб (Скачать документ)

     Российское  законодательство не соответствует  правилам ВТО в области разрешенных государством форм поддержки экономики. В случае вступления в ВТО и перехода к международным правилам (поскольку Конституцией установлен приоритет международных норм), обрабатывающая промышленность, сфера услуг и сельское хозяйство в России практически исчезнут.

     Кроме того, вступление в эту организацию  само по себе еще не гарантирует экономического роста. Например, хотя Кыргызстан, Молдова и Грузия вступили в ВТО, но показатели ВВП на душу населения у них остались самыми низкими среди 14 стран, принятых в последние 5 лет.

     Особую  сферу представляет деятельность крупных  субъектов международного бизнеса в России, прежде всего – транснациональных корпораций (ТНК).

     Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность  для российской экономики, т.к.:

  • отличается активностью и агрессивностью;
  • его деятельность скрыта в отличие от государственных институтов или международных организаций;
  • руководствуется исключительно соображениями прибыли;
  • осуществляет промышленный шпионаж, от которого наши фирмы не научились защищаться.

     ТНК стремятся подчинить своим интересам  отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными преимуществами.

     ТНК стремятся закрепить сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных  отраслях – обеспечить свое лидерство. Им выгоден экономический кризис в стране – они дешевле скупают  убыточные предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную информацию всех международных рейтинговых агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет.

     Проникновение субъектов международного бизнеса  в Россию идет через инвестиции в  капитал российских хозяйствующих  субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр.

     Ряд крупных ТНК уже действуют  в реальном секторе российской экономики  – «Дженерал моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Кока Кола», «Сименс», «Эриксон» и др.

     Особый  вид угроз связан с деятельностью  олигархов в России и возможной  олигархической модернизацией России.

     Следует учитывать, что олигархические группировки  внесли значительный вклад в интеграцию нашей страны в мировую экономику; они обеспечивают сегодня основную часть отечественных инвестиций. Нефтяные компании обеспечили значительное снижение себестоимости добываемой нефти, снизив тем самым зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры. Олигархические группировки сегодня во многом выступают инициаторами дальнейшей либерализации отечественной экономики.

     Серьезную опасность представляет высокая  степень криминализации экономики. «Теневая» составляющая российской экономики достигла критических величин – если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то России – почти в 25%.

     Среди общих тенденций российской организованной преступности можно выделить следующие7:

  • постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры;
  • по всей территории России возрастает активность и влияние «этнических» преступных формирований, имеющих связи с диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье (сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем и дефицитными товарами повседневного спроса, фальшивомонетничество, преступления в российском золото-бриллиантовом комплексе. Используя «челночный» способ совершения преступлений, прикрываясь языковым барьером, различиями в культуре, они являются трудно уязвимыми для правоохранительных сил любой страны);
  • последовательно усиливаются позиции преступных формирований в сфере наркобизнеса, растет их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом;
  • угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов (одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России); происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, рост профессионализма их участников за счет расширения международных связей.
 

2.3. Пути повышения экономической безопасности РФ 

     В экономической программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной  поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

     С позиции обеспечения национальной экономической безопасности важная проблема – рентный доход России. Перераспределение рентного дохода позволит, с одной стороны, устранить (или, по крайней мере, сократить) разрыв в имущественном положении граждан России – между бедными и очень богатыми. С другой стороны, указанное перераспределение позволит несколько уменьшить количество отечественных миллиардеров, присваивающих значительную часть рентного дохода.

     В целях обеспечения национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.

     Борисова  В.Д. отмечает, что для любой страны невозможно достичь состояния национальной и в т.ч. экономической безопасности, если не удовлетворены потребности населения в продовольствии как одной из основ жизнедеятельности общества8.

     Необходимо  методологически четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность – способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.

     В качестве критерия продовольственной  безопасности страны используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране. В РФ пороговое значение не должно превышать 25%. Превышение указанного уровня порождает стратегическую зависимость от стран-импортеров продовольствия.

     Приоритетными задачами в области обеспечения  продовольственной безопасности России должны быть признаны:

  • Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.
  • Разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта (тропических и субтропических культур).
  • Определение потребностей населения страны в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения, генофонд нации.
  • Обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения и ликвидацию голода и недоедания. Необходима государственная политика перераспределения доходов, расширения занятости и увеличения потребления качественных продуктов питания, регулирование цен на сельхозпродукцию и продовольствие.
  • Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.
  • Своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений.
  • Усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием.
  • Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.
  • Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри - и межрегиональный обмен.

 

Заключение

     В процессе нашего исследования сделаны  следующие выводы:

     Главной задачей, стоящей перед властными  структурами сегодня, является обеспечение  того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно и неравномерно распределяются ее издержки. Мы осознаем, что развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями  в плане принятия мер в связи  с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может  обрести полностью всеохватывающий  и справедливый характер лишь через  посредство широкомасштабных и настойчивых  усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его  многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся  стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались  бы и осуществлялись при их эффективном  участии.

     По  итогам проведенного анализа можно  выделить следующие плюсы и минусы глобализации:

     Положительные стороны глобализации:

    • бурный технологический рост;
    • рост количества и качества потребляемой продукции;
    • появление новых рабочих мест;
    • свободный доступ к информации;
    • улучшение и повышение уровня жизни;
    • улучшение взаимопонимания между различными культурами.

     Отрицательные стороны глобализации:

    • нестабильность развития экономик многих стран;
    • увеличение разрыва в социально-экономическом развитии между странами;
    • расслоение общества;
    • рост влияния ТНК;
    • возросшие масштабы миграции;
    • обострение глобальных проблем;
    • внедрение массовой культуры, потеря самобытности стран.

     В заключении хотелось бы отметить, что целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

     Угрозы  в сфере экономики носят комплексный  характер. Это означает, что экономическая  безопасность подвержена воздействию  со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. В числе основных угроз экономической  безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения  и повышение уровня бедности, деформированность  структуры российской экономики, возрастание  неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и  олигархизация общества и хозяйственной  деятельности.

     Для борьбы с угрозой экономической  безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать  как внутренние, так и внешние  угрозы, способные оказывать дестабилизирующее  влияние на экономику.

     Национальная  идея России должна заключаться в  попытках России вернуть статус мировой  державы. Раньше мы строили развитой социализм, затем коммунизм. Сейчас, для возрождения нации, пробуждения  ее духовных, нравственных начал нужен  новый идеал: Россия – это сильное  и процветающее государство.

Информация о работе Глобализация мировой экономики