Глобализация образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Описание

Любая система образования главной своей функцией имеет создание всех условий для адекватной адаптации человека к тем социокультурным реалиям, которые господствуют в том или ином обществе. Содержание образования зависит от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве, и направлено на поддержание его устоев посредством создания определенного образа человека.

Работа состоит из  1 файл

Вступ.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Вступ

 

Любая система  образования главной своей функцией имеет создание всех условий для  адекватной адаптации человека к  тем социокультурным реалиям, которые  господствуют в том или ином обществе. Содержание образования зависит  от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве, и направлено на поддержание его устоев посредством создания определенного образа человека. Образование отражает уровень развития общества, его интересы и потребности, воплощающиеся в конкретном индивиде, являющемся типичным представителем данного социума.

На первый план в такой  ситуации выходит принцип отбора и подбора информации, определения  бесконечного пространства накопившегося  культурного материала в соответствии с социальной потребностью. Особенная необходимость в этом возникает сегодня, когда, с одной стороны, новые условия информационно-технического общества требуют специальной и весьма широкой образовательной подготовки, а с другой – накопился огромный пласт традиционной культуры, который, в свою очередь, нуждается в трансляции, в воспроизведении своего содержания в сознании современного человека. Именно в этой точке зарождается конфликт между современным и традиционным, между тем, что направлено на злобу дня (в широком смысле), на сиюминутные жизненные потребности, и тем, что связано с метафизическим постижением вечно сущих принципов бытия, с приобщением человека к философским, эстетическим и религиозным представлениям минувших эпох.

Сфера жизнедеятельности  людей, которая на сегодняшний день находится под доминионом процесса глобализации, – это современные информационные технологии и средства сообщения. Экономические отношения под давлением транснациональных компаний уже перестроились на потребности глобализации. Заметим, что данный процесс был заведомо необратим, в связи с тенденциями стран на формирование определенных конгломератных образований (союзов, международных организаций). Нет необходимости также искать в данном процессе лишь отрицательные стороны. Важно понимать и качественно оценивать ту меру проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс. Человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни всех людей без исключения. Но чтобы это произошло необходимо, чтобы принципы нравственности, равенства и справедливости стали главными в отношениях между людьми и государствами.

Наряду с процессом  глобализации происходит постоянная интернационализация  общества. Следует различать эти  два явления как взаимодополняющие составные части современного интегрированного развития мирового сообщества, где глобализация – это возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций, а интернационализация – это становление национальных государств-сообществ и их взаимодействие между собой.

Существенную роль при  становлении процессов глобализации и интернационализации играет кросскультурный (кросскоммуникационный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества.

Центральную роль здесь до сих пор играло образование, которое  и подготавливало фундаментальный  потенциал развития глобализации. Феноменальной  остается невовлеченность самого образования  в рассматриваемый процесс, его закрытость. Лишь в последнее десятилетие выстроена система направлений глобализации на государственные системы образования (в основном это высшая ступень образования, то есть университеты, институты, академии и т. п., где ведется подготовка экономически значимого ресурса – специализированных кадров), заключающаяся в подходе к образованию в аспекте «большого предприятия» (Австралия, Англия, Германия, США). До сих пор модель «образование как предприятие» направлена на достижение экономической выгоды на рынке международных образовательных услуг, однако вызовы социально-экологической и этнокультурной реальности заставляют подходить к проблеме глобализации образования с качественно иных, социально-ответственных позиций. Глобализация сегодня является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе – уровень квалификации трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

  1. Общие сведения

Образование является одним из важнейших национальных приоритетов и в полной мере отображает направление развития государства. Учитывая мировую тенденцию к  глобализации и интернационализации, образование постепенно переходит  из разряда национальных приоритетов развития, в приоритеты мирового масштаба. О выборе курса на глобализацию образования говорится и в стратегии устойчивого развития ООН. Вопросами модернизации современного образования и приведения его форм, методов и целей в соответствие с потребностями современного мира активно занимается ЮНЕСКО.

Теория глобализма не является чем-то чуждым и искусственно привнесенным на российскую почву. Ее истоки лежат  в трудах выдающихся отечественных  и зарубежных философов и педагогов XVII-XIX вв. Первые шаги по разработке и организационному оформлению теории глобализма относятся к началу 60-х гг. прошлого столетия. Теория глобального образования оформилась в США и некоторых странах Западной Европы только в 70-е годы. Она стала своеобразным ответом на запросы общества, столкнувшегося с угрозой общепланетарной трагедии. К настоящему времени наибольшую известность приобрели две модели глобального образования, авторами которых являются американские философы Р.Хенви и Боткин.

Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования состоит в совокупности следующих основных измерений:

  • формирование непредвзятого взгляда на мир, т.е. осознание неоднородности восприятия мира;
  • осознание состояния планеты;
  • кросс-культурная грамотность (понимание культуры других народов);
  • знание глобальной динамики;
  • осознанный выбор.

По мнению этого автора, образование  является одной из важнейших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться  в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни.

С моделью Хенви перекликается  модель Боткина, главный тезис которой - необходимость перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и осмысленной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности. При этом понятие «предвосхищение» выступает у Боткина в качестве своеобразного широкого требования успешного разрешения новых, ранее не встречавшихся в жизни индивидуума ситуаций, предвидения и прогнозирования событий и их последствий, соотнесения прошлого с настоящим и будущим, личной инициативы в определении альтернатив и принятии ответственности за те или иные решения. Сопричастность означает способность к активному сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию.

Таким образом, названные выше модели глобального  образования не только не противоречат, но и значительно дополняют друг друга. Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты, философский  подход и способность к конкретным действиям, они выдвигают приоритетной задачей формирование взгляда на мир как на единое целое, как на огромную общину, в которой благополучие каждого находится в прямой зависимости от благополучия остальных.

В сущности, сейчас вырисовываются два понимания глобализации: глобализация как объективный процесс, идущий рука об руку с регионализацией и диалогом культур (две стороны единого внешне противоречивого явления), и глобализация как унификация - процесс, навязываемый миру как якобы объективный субъективным групповым интересом транснациональных корпораций. Во всех высокоразвитых странах сейчас школьные эксперты заняты тем, что составляют учебные программы для «индустриализации» школы. Эти планы ориентированы на школы с числом учеников не менее 2000, иначе они будут нерентабельными.

Современная цивилизация оказывает  весьма глубокое влияние именно на маленьких детей - если только родители сознательно не творят иных форм жизнедеятельности - она дает слишком много односторонних  внешних впечатлений и информации, но совершенно мало импульсов для «моторики», воли и жизненных чувств. Индустриализованная школа с ее потоком информации и недостатком общения весьма способствует распространению этой опасной тенденции. Чувство отчужденности и изолированности в таких школах ощущается все острее. Учителю все чаще отводится роль «наблюдателя», «контролера», а не «творца человеческих душ».

Стремительное развитие экономической глобализации отражает основные тенденции и реалии экономики и социальной жизни, такие  как существенное уплотнение рынка, обострение конкуренции производителей и вынужденная борьба за доступ к ограниченным видам ресурсов. Исследователи выделяют две неразрывно связанные стороны глобализационного процесса: экономическую глобализацию, включающую развитие процессов экономической систематизации транснациональных связей и отношений, и культурную глобализацию, под которой понимается формирование унифицированной глобальной культуры со-знания, лишенной или почти лишенной локального – национального, этнического, конфессионального – своеобразия. Вызовы и угрозы глобализации естественным образом затрагивают национальные системы образования, стимулируя их соответствующую трансформацию.

Стратегически образование все больше выступает  как фактор роста конкурентоспособности  национальной экономики и устойчивого развития последней. В современном мире, в котором все более доминирует логика постиндустриализма, состояние системы образования является решающим, что общепризнано мировым сообществом и становится все яснее лидерам и элитам национальных государств.

Модернизационное  развитие образования является основой  и необходимым условием модернизации Украины, определяющим фактором преодоления  ею затянувшейся стадии «дого-няющего  развития». Образование в современном  мире – это ключевое условие экономического роста, краеугольный камень социального и экономического благосостояния страны, стратегиче-ский ресурс устойчивого и динамичного развития нации. Однако в конкретно-историческом кон-тексте дело обстоит значительно сложнее. Украинской системе образования, прежде чем стать субъектом модернизации страны, неизбежно предстоит самой стать объектом глубокой и все-сторонней модернизации, которая в принципе неосуществима только его, образования, внут-ренними усилиями, без активного участия общества и государства

 

 

Возможности, открываемые глобализацией в  сфере образования  
  
Глобализация открывает широкие возможности доступа к образованию. Прежде всего, это связано с развитием информационных технологий. Интернет стал одним из важнейших ресурсов в получении информации как для студентов, преподавателей, а также для широкого круга лиц, желающих сменить профессию или получить дополнительное образование в той или иной сфере. Ссылки на Интернет-страницы можно все чаще увидеть в списке рекомендованной литературы в различных учебниках. В глобальной компьютерной сети с каждым днем возникает все больше и больше образовательных сайтов и порталов. Многие вузы выставляют свои учебные планы и программы отдельных курсов в Интернете.  
  
Кроме того, Интернет дает возможность абитуриентам оперативно получать информацию об интересующих учебных курсах по всему миру, что сделало выбор вуза более осознанным и независимым от национальных ограничений. Интернет же предоставил новые перспективы для студенческих обменов, для межвузовского общения и т.п. Фактически благодаря Интернету стало возможным говорить об утрате монополии государств на знания и развитие образования.  
  
Но влияние Интернета на образование не исчерпывается только открытым и неподвластным национальным ограничениям доступом учащихся к мировым информационным ресурсам. Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Возникло и начинает стремительно развиваться дистанционное образование. Проводятся Интернет-семинары, общение студентов и преподавателей, а также студентов между собой все чаще осуществляется посредством компьютерной сети. Сегодня студент может выбрать себе в научные руководители профессора из другого города, и даже страны. Активно разрабатываются различные методики обучения с помощью Интернета. В последнее время уже ставится вопрос о создании полноценных Интернет-университетов, об аккредитации их дипломов. Активно работает в этом отношении Программа развития ООН (ПРООН).  
  
Интернет позволяет получать образование на дому, что жизненно важно для определенных групп инвалидов. Сам ход обучения также интенсифицируется, а доступность порталов и сайтов различных факультетов предоставляет обучающимся новую междисциплинарную перспективу, позволяя с гораздо большей гибкостью отбирать курсы для обучения и осваивать их содержание. В результате, можно вести речь об универсализации образования.  
  
Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, схемы, динамика развития того или иного процесса, рисунки и т.п., позволяющие лучше усвоить учебный материал, стали неотъемлемой частью не только Интернета, но учебных программ, представленных на CD. Для иллюстрации тех или иных положений сегодня широко в учебном процессе используется и компьютерный проектор.  
  
С помощью новых технологий обучающиеся имеют и иные возможности. Так, видеоаппаратура позволяет наблюдать уникальные операции или эксперименты, видеотренинг позволяет овладеть навыками общения и т.п.  
  
Другой важный момент развития глобализации и ее влияние на образование связан с тем, что глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, сделав доступным получение образования в другой стране. В настоящее время крупнейшие вузы мира имеют большой процент иностранных студентов. Развивая международное сотрудничество, высшие и средние учебные заведения предусматривают обмен учащимися и преподавателями.  
  
Наконец, Интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни.  
  
Новым элементом современной системы образования в эпоху глобализации, является все большее расширение ориентации на прикладные сферы, рыночные отношения. Это заставляет образовательные структуры динамично развиваться, реагировать на потребности и запросы практики. Создаются специализированные центры, которые занимаются подготовкой специалистов по тому или иному профилю, например, по компьютерным технологиям, менеджменту и т.п.  
  
Помимо более адаптированного к практическим нуждам образования обучение в подобного рода центрах позволяет эффективно формировать у будущих сотрудников компании чувство корпоративной общности, ощущение лояльности своей фирме и сопричастности ее успехам. В результате корпоративное образование превращается в важный инструмент формирования трансграничной социальной общности в рамках данной ТНК.  
  
Новые вызовы образованию в условиях глобализации  
  
В предыдущем разделе указывалось о преимуществах, которые предоставляют для образования глобальные компьютерные сети. Однако их активное внедрение в образовательный процесс связано и с серьезными проблемами. Одна из них состоит в том, что и учащийся, и преподаватель должны владеть на высоком уровне компьютерной грамотностью. Человек, не умеющий работать с компьютером, становится фактически отрезанным от новых глобальных возможностей образования и тем самым вытесняется на обочину жизни.  
  
Другая проблема — языковая. Большая часть компьютерных сайтов являются англоязычными, поэтому недостаточное знание английского языка также отгораживает человека от новых возможностей.  
  
Появляется и еще одна проблема, о которой все чаще говорят физиологи и врачи. Интенсификация образования, использование компьютера влекут за собой проблемы, связанные со здоровьем. Особенно значимым данный фактор является для школьников.  
  
Следующая проблема, может быть, самая важная, — это вопрос доступа к компьютеру и Интернету. Уже практически полностью решенная в развитых странах и в крупных образовательных центрах, эта проблема является одной из наиболее актуальных для бедных стран, периферийных регионов и переходных обществ, в которых нет не только достаточного количества пунктов выхода в Интернет, но и просто компьютеров. Диспропорция доступа к информации вносит дополнительный элемент неравенства между «богатым» и «бедным» миром, закрепляя социальные перегородки.  
  
Это особенно важно, если учесть, что на традиционном (докомпьютерном) уровне образования разрыв между богатыми и бедными весьма значителен. По оценкам, в настоящий момент около миллиарда человек (т.е. каждый шестой житель планеты) остаются функционально неграмотными. В условиях глобализации общества их маргинальность значительно усиливается.  
  
Внутри отдельных стран проблема доступа к информации, а, следовательно, и доступа к важнейшим факторам развития человеческого потенциала также стоит крайне остро. Особо это ощутимо в переходных государствах. Очевидно, что семьи с высокими доходами из среднего и высшего классов имеют больше возможностей дать своим детям престижное образование, чем семьи с низкими доходами. Это впоследствии ведет к тому, что обучение в университетах означает репродукцию этих классов.  
  
Другой аспект проблемы доступа к информации, особо значимый для государств с большой территорией и региональными различиями, — это географический аспект в равенстве доступа к качественному образованию.  
  
Большую проблему в глобальных масштабах представляет и фактическое неравенство уровня подготовки между сельскими и городскими поселениями.  
  
Актуальность проблемы неравенства доступа к образованию усугубляется еще и тем обстоятельством, что в условиях глобальной взаимозависимости та социальная страта, к которой принадлежат высокообразованные люди, становится все более замкнутой. Это вызвано, во-первых, все возрастающими расходами на образование — к примеру, в США стоимость обучения в частных университетах выросла в период с 1970 по 1990 гг. почти в 5 раз, в то время как средний потребительский рост цен за это время увеличился в 2,5 раза. Во-вторых, замкнутость социальной страты образованных обусловлена тем обстоятельством, что нацеленность на предоставление своим детям хорошего образования должна стать четкой социальной установкой в семье, на достижение которой, соответственно, должны резервироваться немалые средства. А на практике во многих семьях нет ни этой цели, ни средств для ее достижения.  
  
Другой вызывающий опасения аспект связи образования и новейших технологий связан с тем, что в развивающихся странах или в отдельных регионах высокообразованный человек зачастую не может найти должного применения своим знаниям и умениям. Это приводит к тому, что человек пытается найти работу не у себя дома, а в другом городе, регионе или государстве. В результате наблюдается феномен, известный как «утечка мозгов». Он проявляется как в миграции сформировавшихся ученых и высококвалифицированной рабочей силы, так и (что особенно опасно) в массовом невозвращении студентов в свои родные страны и города после учебы в лучших университетских центрах мира. Последствием этого является как долгосрочное закрепление неравенства между развитыми и неразвитыми странами, так и поляризация внутри самих развитых стран. В результате образование в эпоху глобализации оказывается напрямую связанным с другими важнейшими проблемами мирового развития — миграцией, расширением пропасти между бедными и богатыми и т.п.  
  
Ориентация образования на запросы рынка, которые, прежде всего, связаны с прикладными специальностями, также порождает проблемы, особенно в сфере школьного образования, поскольку в данном случае происходит смещение приоритетов от концентрации всей образовательной системы на ребенке как формируемой уникальной личности, обладающей основами фундаментальных знаний к концентрации на тех вопросах, которые позволят ему найти работу в дальнейшем, т.е. прикладных экономических аспектах. К примеру, образовательная реформа США ориентирована именно на эти прикладные аспекты. Помимо США с особенной очевидностью подобная трансформация прослеживается в таких странах как Япония, Великобритания, Германия, и все отчетливее она наблюдается в России и Китае.  
  
Что касается высшего образования, то подобная коммерческая ориентация ведет к снижению уровня фундаментального образования, а также к тому, что университеты меньше внимания обращают на этические проблемы, социальную справедливость, критический анализ и т.п.  
  
Включение структур бизнеса в образовательный процесс через спонсирование им тех или программ, а также образовательных учреждений приводит к тому, что государства все в меньшей степени контролируют образовательную сферу, часто просто лишь гарантируя образовательный минимум. Реальные же рычаги управления методическими программами преподавания находятся в руках администрации самих школ и основных спонсоров — частных компаний, в т.ч. сетевых. Последние начинают во все большей степени приспосабливать образование в зависимых школах и высших учебных заведениях к собственным корпоративным нуждам.

Информация о работе Глобализация образования