Глобализация образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Описание

Любая система образования главной своей функцией имеет создание всех условий для адекватной адаптации человека к тем социокультурным реалиям, которые господствуют в том или ином обществе. Содержание образования зависит от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве, и направлено на поддержание его устоев посредством создания определенного образа человека.

Работа состоит из  1 файл

Вступ.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Основные  проблемы и пути их решения

В настоящее  время стало совершенно очевидно, что в наш век информационных технологий задачи, стоящие перед  людьми, становятся все более сложными. Вследствие этого многие страны и  образовательные учреждения вынуждены пересматривать свои подходы в области предоставления высококачественного образования резко увеличившемуся количеству желающих. Вопрос об обеспечении высокого уровня образования приобрел глобальный характер. Иными словами, правительства большинства стран мира пришли к осознанию того, что образование играет такую же важную роль в вопросах обеспечения конкурентоспособности их национальных экономик, как и многие другие показатели, в результате чего вопрос о качестве образования стремительно превратился в один из самых важных вопросов мировой повестки дня. Мы также разделяем мнение, что, в силу мощного влияния на все остальные сферы жизни общества, эта проблема не может быть решена просто последовательным устранением существующих препятствий. Необходим новый подход, более всеобъемлющий, более системный, который бы предоставил возможность по-новому применить существующие и перспективные технологии.  
 
Предоставление высшего образования большему количеству желающих является в настоящее время вопросом чрезвычайной важности как для самих обучаемых, так и для правительств их стран. В целом следует отметить, что спрос на образовательные услуги постоянно растет, и все большее количество студентов по всему миру считают необходимым получение высшего образования. Естественно, что при всевозрастающем уровне спроса возникают трудности в обеспечении возможности предоставлять такому огромному количеству обучаемых высококачественные образовательные услуги и финансовое обеспечение на период обучения.

  • Вопрос о получении высшего образования в настоящее время имеет для правительств, корпораций и граждан большинства стран такую же важность, как и другие вопросы современности (например, вопросы здравоохранения и обороны).
  • Наблюдаемый рост количества обучаемых, который можно назвать «массовым», очевидно является показателем укрепления национальных экономик стран мира и повышения уровня жизни проживающих в них граждан. Однако «массовый» характер этого процесса требует привлечения всё большего финансирования и повышения качества образовательных услуг, предоставляемых возросшему количеству желающих.
  • Экономика и граждане отдельно взятой страны, несомненно, понесут убытки, если не будет обеспечено высококачественное образование большему количеству обучаемых и не будет повышен процент успеваемости.
  • Важность, таким образом, заключается в обеспечении успеха в предоставлении образования как можно большему количеству обучаемых из более широкого спектра демографических и культурных слоев общества.
  • Представленные в основном правительственными структурами финансовые ведомства, занимающиеся вопросами образования, начинают предъявлять требования к руководству образовательных учреждений в отношении качества предоставляемого образования.

В будущем системные  изменения, которые необходимо провести в сфере высшего образования, должны основываться на общеуниверситетских процессах, которые, при всестороннем внедрении новых системообразующих технологий, будут обеспечивать различным социальным группам и отдельным гражданам предоставление эффективных и ясно различимых образовательных услуг. Также стало совершенно очевидно, что высшее образование более не может предоставляться только лишь в пределах национальных границ государств – оно приобрело по-настоящему глобальный характер.  

Изменения в вопросах управления компаниями, организации рабочих мест и появление новых технологий требуют воспитания нового типа сотрудников. Эти сотрудники теперь должны выходить из стен образовательного учреждения уже знающими специалистами, которые способны выполнять поставленные задачи на основе творческого подхода к решению проблем, а также на основе полученных в ходе подготовки знаний и профессиональных навыков и умений. В связи с изменением структуры коммерческих рынков, появлением Интернета и открытием границ многие рабочие могут теперь перемещаться в поисках работы по всему земному шару, а инновационные технологии могут появляться в любом государстве, а не только в высокоразвитых индустриальных державах.  
 
Таким образом, важность вопроса о глобальном характере предоставления образования поставила проблему высшего образования в один ряд с самыми актуальными глобальными вызовами современности. Так как происходят значительные изменения, само понимание термина «высшее образование» различными категориями граждан и национальных экономик также изменяется, и само высшее образование в данной связи лишь реагирует на изменение внешней конъюнктуры, а не приводит к ее изменению. Давая характеристику этим вызовам в настоящем докладе и раскрывая в нем пути, которыми идут изменения, мы хотим дать основу для развития мысли и разработки мероприятий, которые бы способствовали дальнейшему раскрытию сущности происходящих явлений.  
 
ВУЗы, правительства стран и структуры, занимающиеся финансированием сферы образования, должны приступить к поиску ответов на вопросы, поднятые в связи с повышением важности глобальной проблемы предоставления образования. Кроме того, им необходимо существенно пересмотреть свои подходы для того, чтобы справляться с новыми вызовами в сфере образования в этот период быстрых перемен. А для этого потребуется провести внутриинститутские, культурные и технологические реформы и вовлечь в них студентов, не забывая, однако, о необходимости одновременно обеспечивать экономический прогресс и повышать уровень соответствия задач по обучению и подготовке студентов нуждам экономики и общества.  
 
Развитие технологий будет играть центральную роль в дальнейшей модернизации сферы высшего образования. Вопросы доступности, качества и взаимосвязи обучения гораздо более эффективно можно решать за счет применения новейших технических средств.

 

 

Заключение

Роль знаний и, соответственно этому, образования  в современном мире все более  возрастает. Современная экономика, основанная на новых технологиях  и технической революции, во многом будет определяться политикой в сфере образования. Образование продолжает оставаться важнейшим фактором экономического развития и конкуренции. Кроме того, изменились и общественные ожидания в области образования. Оно стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики. В новой ситуации образование (прежде всего, высшее) перестало восприниматься per se. Как это было ранее, но, напротив, становится реальным условием социальной и профессиональной мобильности.   
Все это делает образование ключевым фактором развития в глобализирующемся мире, открывая возможности людям активно воздействовать на процессы глобализации, формируя эти процессы в том или ином направлении. Однако и само образование также становится объектом глобализации. Это вызвано в первую очередь активным использованием в учебном процессе глобальной информационной сети, что позволяет вывести образование на качественно новый уровень.

В то же время  этот процесс имеет не только свои преимущества. Глобализация ставит новые  вызовы перед образованием. Прежде всего, они заключаются в возможном ограничении доступа к образованию в современном мире. Фактически, ключевым вопросом является то, чем станет глобализация образования: шансом или препятствием для преодоления разрыва между богатыми и бедными в сфере подготовки человеческих ресурсов.

Особое место  занимает нравственная и этическая  функция образования в современном  мире, проблемы подготовки творчески  мыслящей личности. При этом такая  задача должна решаться в глобальном контексте, с использованием имеющихся элементов глобального сотрудничества.

В результате перед  современными образовательными системами  стоят следующие основные задачи: обеспечить непрерывность процесса обучения, расширение возможностей для  получения образования, постоянная адаптация учебных курсов к потребностям меняющейся жизни.

Все эти насущные проблемы образования в условиях глобализации начинают находить свое отражение и на уровне высшей мировой  политики. В этой связи не случайно, что Группа Восьми, объединяющая наиболее влиятельные страны мира, по итогам встречи лидеров в Кельне в 1999 г., приняла специальное заявление о ключевой роли образования в современном мире. В нем говорится, что базовое образование, профессионально-техническая подготовка, академические квалификации, пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также поддержка развития творческого мышления имеют существенно важное значение для определения направления экономического и технического прогресса по мере нашего продвижения к созданию общества, основанного на знаниях. Они обеспечивают также развитие личности, способствуют формированию ответственной гражданской позиции и вовлечению людей в жизнь общества. Обеспечение приспособляемости, возможности устроиться на работу и рационального управления переменами станет главной задачей наших обществ в предстоящем веке. Существенно важное значение будет иметь способность к перемене профессий, культурной среды и общин. А паспортом мобильности станут образование и пожизненное обучение для каждого.  


Информация о работе Глобализация образования