Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:40, реферат
Немного можно найти компаний, работающих в одиночестве. Достижения средств коммуникаций позволяют мгновенно связываться практически с любой точкой мира. Товары и услуги производятся и выводятся на рынки по всему миру. Большинство фирм продвигают свою продукцию на мировом рынке, сталкиваются с международной конкуренцией, заключают договора с иностранными партнерами и поставщиками, имеют интернациональный штат работников. Власть международного маркетинга можно оценить по росту объема мировой торговли за последние два десятилетия с $200 млрд. до $4блн.
Глобализация рынка и маркетинг
Современный рынок глобален. Немного
можно найти компаний, работающих
в одиночестве. Достижения средств
коммуникаций позволяют мгновенно
связываться практически с
Компании должны рассматривать мир как потенциальный рынок сбыта, чтобы успешно конкурировать с рынками из других стран.
Для того, чтобы оказаться вовлеченным в глобальный рынок, компания должна:
· оценить возможности роста;
· разработать маркетинговую
· отслеживать и оценивать
Итак, компании уже не могут позволить
себе уделять внимание только своему
домашнему рынку, насколько емким
он ни был. Многие отрасли промышленности
являются глобальными отраслями, и
фирмы, работающие на международном
рынке (в глобальном масштабе) добиваются
снижения затрат и повышения известности.
В то же время глобальный маркетинг
связан с большими рисками из-за
неустойчивости курсов валют, нестабильности
правительств, торговых барьеров, протекционистских
мер и других факторов. С учетом
потенциальных выгод и рисков,
многие фирмы нуждаются в
Специалисты выделяют восемь элементов планирования в международном маркетинга.
В качестве первого шага компания
должна проанализировать имеющиеся
возможности международного рынка.
Для этого менеджерам необходимо
понять среду глобального рынка,
особенно международную торговую систему.
Нужно суметь оценить экономические,
политико-правовые и культурные характеристики
каждого зарубежного рынка. Компания
должна решить, будет ли она выходить
на международный рынок и
Прежде чем выйти на зарубежный
рынок, компания должна попытаться определить
цели и стратегии своего международного
маркетинга. Во-вторых, она должна решить,
какой объем зарубежных продаж ей
требуется. Большинство компаний, выходя
на другие рынки, начинают с малого.
Некоторые планируют малые
Во-вторых, компания должна принять решение, в скольких странах она собирается действовать.
В-третьих, компания должна принять решение, на какие именно типы стран выходить. Привлекательность той или иной страны зависит от конкретного продукта, географических факторов, среднегодового дохода и численности населения, политического климата и прочих факторов. Продавец может отдавать предпочтение определенным группам стран или регионам мира.
Составив для себя перечень возможных международных рынков, компания должна проанализировать и оценить каждый из них по нескольким критериям, включая размер рынка, рост рынка, стоимость ведения бизнеса, конкурентные преимущества и уровень риска. Целью является определение потенциала каждого рынка с помощью индикаторов, подобных тем, которые приведены в таблице.
Таблица 1. Показатели потенциала рынка.
1. Демографические характеристики |
2. Географические характеристики |
3. Экономические факторы |
|
Численность населения Темп прироста населения Степень урбанизации Плотность населения Возраст и состав населения |
Размер страны Топографические характеристики Климатические условия |
ВНП на душу населения Распределение дохода Темп роста ВНП Соотношение инвестиций и ВНП |
|
Все решения при разработке товара следует рассматривать во взаимосвязи с этими показателями. Решающим фактором является принятие или непринятие товара на рынках намеченных стран, а также доходность инвестиций. Затем специалист по маркетингу должен решить, какие рынки обеспечивают наибольшую долгосрочную отдачу по инвестициям.
В-третьих, компания должна принять решение, как выходить на рынок (посредством экспорта, совместно предпринимательской деятельности или прямого инвестирования). Многие компании начинают свою деятельность как простые экспортеры, постепенно переходя к совместной предпринимательской деятельности и, наконец, приступая к прямым инвестициям на зарубежных рынках. Однако все больше фирм используют совместные предприятия для первого выхода на рынок новой страны.
В-четвертых, фирма должна распределить необходимы ресурсы для первоначального закрепления и дальнейшего занятия стабильной позиции на рынке.
В-пятых, фирма должна разработать свой стратегический маркетинговый план, обдумав уровень адаптации или стандартизации всех элементов маркетинговой структуры: товара, продвижения, цены и каналов распространения.
Далее компания должна организовать
свою функциональную команду для
успешного воплощения стратеги в
жизнь. Для проведения международных
операций фирма может создать
разные организационные структуры.
Большинство фирм начинают с экспортного
отдела и постепенно переходят к
международному отделу. Некоторые компании
со временем становятся глобальными
организациями, мировой маркетинг
которых планируется и
И наконец, менеджеры постоянно
должны оценивать свои международные
маркетинговые программы. За всеми
планами должны следить и, когда
необходимо, применять методы контроля
для получения желаемого
4. Глобализация и роль ТНК
Один из признаков наступления
эры экономического глобализма заключается
в беспрецедентной
Следует выделить несколько ключевых характеристик ТНК:
· Количество стран, в которых действует компания (свыше двух).
· Минимальное количество стран, в
которых размещены
· Минимум доли доходов от иностранных операций в доходах или от продаж фирмы (как правило, 25%)
· Владение определенным процентом
«голосовых акций» зарубежного предприятия
(минимум долевого участия в зарубежном
акционерном капитале), обеспечивающим
головной фирме контроль над экономической
деятельностью зарубежного
· Многонациональный состав персонала.
Выше уже было сказано, что в
структуре ТНК выделяются головное
предприятие и зарубежные филиалы.
Последние могут принимать
Дочерняя компания - головная компания владеет более 50% акций, что позволяет ей иметь решающий голос и возможность назначения руководства.
Ассоциированная компания - головная компания владеет более 10%, но менее 50% акций, что не позволяет головной компании осуществлять контроль над зарубежным филиалом, но дает возможность принимать участие в управлении ею.
Отделение - принадлежит полностью ТНК
Транснациональные корпорации (ТНК) превратились
в главную движущую силу процесса
экономической глобализации, а такие
ее субъекты, как национальные государства,
оказались во многих отношениях потесненными.
Их лавинообразный рост в последнее
время объясняется многими
Оперируя существенными
Авторитетный журнал «Fortune» ежегодно публикует список крупнейших корпораций, имеющих в целом значительное влияние на положение дел в глобальной экономике (Таблица 2). В этом году список возглавила нефтеперерабатывающая компания «Royal Dutch Shell». Мы видим, что в рейтинге 10 крупнейших компаний, только 3 не связаны с нефтяной промышленностью (Wal-Mart Stores, ING Group и Toyota Motor). Также ощущается воздействие международного экономического кризиса на финансовый баланс компаний - 3 из 10 крупнейших закончили 2008 г. с отрицательным сальдо внутреннего баланса. Если сравнить крупнейшие корпорации из данного списка с ВВП некоторых стран мира, то окажется, что доход компании «ВР» больше ВВП таких стран как Украина и Греция - 339 и 343 $ млрд. соответственно.
Таблица 2. Доход и прибыль крупных ТНК на 2008год.
№ |
Компания |
Доход ($ млрд.) |
Прибыль ($ млрд.) |
|
1 |
Royal Dutch Shell |
458,361 |
26,277 |
|
2 |
Exxon Mobil |
442,851 |
45,220 |
|
3 |
Wal-Mart Stores |
405,607 |
13,400 |
|
4 |
BP |
367,053 |
21,157 |
|
5 |
Chevron |
263,159 |
23,931 |
|
6 |
Total |
234,674 |
15,500 |
|
7 |
ConocoPhillips |
230,764 |
-16,998 |
|
8 |
ING Group |
226,577 |
-1,067 |
|
9 |
Sinopec |
207,814 |
1,961 |
|
10 |
Toyota Motor |
204,352 |
-4,349 |
|
О масштабах деятельности ТНК можно также судить по количеству экономик-реципиентов. В составленном UNCTAD всемирном инвестиционном отчете за 2008 г. представлен следующий рейтинг ТНК (Таблица 3).
Таблица 3. Рейтинг ТНК.
Компания |
Страна базирования |
Кол-во принимающих экономик |
|
Deutsche Post AG |
Germany |
111 |
|
Royal Dutch/Shell Group |
Netherlands, United Kingdom |
98 |
|
Nestle SA |
Switzerland |
96 |
|
Siemens AG |
Germany |
89 |
|
Procter & Gamble |
United States |
75 |
|
GlaxoSmithKline |
United Kingdom |
74 |
|
Linde |
Germany |
72 |
|
Bayer AG |
Germany |
71 |
|
Philips Electronics |
Netherlands |
68 |
|
Total |
France |
66 |
|
В современном мире ТНК являются одним из ключевых экономических агентов, оказывающих значительное влияние на развитие как экономики отдельно взятой страны, так и мировой экономики в целом.
Можно выделить основные факторы, воздействующие на него на современном этапе (схема 1). На данной стадии происходит своеобразное «стирание национальных границ», а мировая экономика постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой являются:
· система международной
· транснациональное
· формирующееся единое информационное пространство;
· глобальная финансовая система.
Схема 1. Основные факторы воздействия.
Темпы, которыми развиваются ТНК поражают своей стремительностью. Происходит усиление влияния ТНК на экономику. Приведем лишь некоторые данные.
Таблица 4. Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1991-2008 гг.
Годы |
Количество материнских компаний |
Дочерние компании/ филиалы |
|
1991 |
35 000 |
150 000 |
|
1995 |
39 000 |
270 000 |
|
1998 |
52 000 |
510 000 |
|
2000 |
63 000 |
630 000 |
|
2002 |
64 000 |
870 000 |
|
2005 |
77 175 |
773 019 |
|
2007 |
79 000 |
790 000 |
|
2008 |
82 000 |
810 000 |
|