Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:40, реферат
Немного можно найти компаний, работающих в одиночестве. Достижения средств коммуникаций позволяют мгновенно связываться практически с любой точкой мира. Товары и услуги производятся и выводятся на рынки по всему миру. Большинство фирм продвигают свою продукцию на мировом рынке, сталкиваются с международной конкуренцией, заключают договора с иностранными партнерами и поставщиками, имеют интернациональный штат работников. Власть международного маркетинга можно оценить по росту объема мировой торговли за последние два десятилетия с $200 млрд. до $4блн.
Таблица 5. Список крупнейших компаний мира по объему продаж (2009 г.)
Место в рейтинге |
Компания |
Страна |
Объем продаж, млрд. долларов |
|
1 |
Royal Dutch Shell |
Великобритания |
458,361 |
|
2 |
Exxon Mobil |
США |
442,851 |
|
3 |
Wal-Mart Stores |
США |
405,607 |
|
4 |
BP |
Великобритания |
367,053 |
|
5 |
Chevron |
США |
263,159 |
|
6 |
Total |
Франция |
234,674 |
|
7 |
ConocoPhillips |
США |
230,764 |
|
8 |
ING Group |
Нидерланды |
226,577 |
|
9 |
Sinopec |
Китай |
207,814 |
|
10 |
Toyota Motor |
Япония |
204,352 |
|
Источник: Список 2009 г. 500 глобальных компаний по версии журнала Fortune
Глобальные ТНК
Общемировую значимость имеют 100 глобальных корпораций. В 2008 г. активы этих компаний составляли 9% общего количества зарубежных активов, 16% объема продаж и 11% числа занятых всех ТНК. На зарубежную сеть 100 крупнейших фирм пришлось примерно 4% МВВП.
Итак, основной движущей силой процесса транснационализации и глобализации экономики являются ТНК. Начиная с 1990 г. ЮНКТАД в своих документах и публикациях использует такое понятие, как «индекс транснациональности» компаний. За период с 1991 по 2008 г. индекс транснациональности 100 крупнейших ТНК увеличился на 12% (с 51 до 63%), причем основное увеличение приходилось на показатель зарубежных активов. На рис. 1 представлен график увеличения индекса за 2004-2008 года.
Рисунок 1. Индекс транснациональности 100 крупнейших ТНК 2004-2008 гг.
Разные компании имеют различные показатели транснациональности. К наиболее транснациональным отраслям относятся фармацевтика, телекоммуникации, автомобилестроение и др. (табл. 6).
Таблица 6. Индекс транснациональности (ИТН) 100 крупнейших компаний по отраслям.
Отрасль |
100 крупнейших ТНК |
100 крупнейших ТНК из развивающихся стран |
|||
2007 г. |
ИТН |
2007 г. |
ИТН |
||
Автомобилестроение |
13 |
56 |
3 |
39,3 |
|
Добыча и переработка нефти |
10 |
56,2 |
9 |
24 |
|
Электроника и электротехническое оборудование |
9 |
57,7 |
19 |
59,9 |
|
Продукты питания, напитки и табачные изделия |
9 |
68,1 |
7 |
60,5 |
|
Фармацевтика |
9 |
63,6 |
1 |
50,4 |
|
Коммунальное хозяйство |
8 |
55,5 |
2 |
41,6 |
|
Телекоммуникации |
8 |
70,3 |
7 |
47,7 |
|
Все отрасли |
100 |
62,4 |
100 |
54,4 |
|
Источник: World Investment Report 2009, UN Transnational Corporations, Agricultural Production and Development UNCTAD, UN. - New York, Geneva, 2009. - Р. 19.
Итак, международные экономические связи охватили практически все страны, и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., явился этому ярким доказательством. Огромная и сложная глобальная экономическая сеть оказалась слишком уязвимой вследствие высокой степени интеграции ее составляющих. Глобализация сформировала условия, которые позволили финансовому кризису быстро распространиться и затронуть всех участников мировой экономической системы.
Мы можем не ощущать непосредственно
экономическое воздействие ТНК
на мир, но мы каждый день потребляем продукты,
произведенные ими. ТНК, используя
свои финансовые инструменты, являются
главными движителями НТР и инноваций.
Мы используем новые информационные
технологии и покупаем автомобили с
гибридным двигателем, благодаря
разработкам научно-
5. Взгляд на глобализацию Boston Consulting Group (BCG)
Исследование компании The Boston Consulting Group (BCG), проведенное в 2007 году, выделило 100 компаний из государств с динамично развивающейся экономикой. В общей сложности на долю 14 стран, где работают эти 100 крупнейших компаний (Аргентины, Бразилии, Чили, Китая, Египта, Венгрии, Индии, Индонезии, Малайзии, Мексики, Польши, России, Таиланда и Турции), в 2006 году приходилось 17,3% мирового ВВП по сравнению с 15,7% и 13,4% соответственно в 2005 и 2006 годах. Кроме того, все эти компании продолжают стремительно увеличивать свою долю на рынке. Так, в 2006 году Китай вышел на второе место среди государств-экспортеров продукции, подвинув США, отставая только от Германии. Ко всему прочему, большинство быстроразвивающихся экономик налаживают все более тесные связи друг с другом. При этом произошло смещение в сторону увеличения доли более дорогих продуктов и услуг, а также увеличился объем прямых иностранных инвестиций.
Начало этому ежегодному исследованию было положено компанией BCG в 2006 году. Неудивительно и вполне логично, что большинство компаний из того исследования перекочевали в исследование 2008 года. И все же 17 компаний-новичков 2008 года потеснили 17 претендентов на глобальное лидерство 2006 года. Из 17 новичков пять компаний -- представители Латинской Америки и восемь компаний -- Китая (при этом именно 11 из 17 фирм, исключенных из списка, также китайские). В лигу новичков входят Changhong Electric (Китай), Chery Automobile (Китай), COFCO (Китай), CSAV (Чили), ИНТЕР РАО «ЕЭС России» (Россия), JBS-Friboi (Бразилия) и др.
В рейтинге BCG наиболее масштабно представлена Азия (66 компаний), Латинская Америка (22 компании). Европа представлена 12 компаниями -- из России (шесть), Турции (три) и Египта (одна), Польши (одна) и Венгрии (одна). Необходимо отметить: несмотря на то что в исследовании участники рейтинга были отнесены к той или иной отрасли промышленности, на самом деле некоторые компании представляют собой большие диверсифицированные холдинги, занимающиеся деятельностью, которая выходит за рамки, обозначенные исследованием. Например, Koc Holding (Турция) не только производит бытовую технику, но и вовлечена в автомобилестроение, электроэнергетику, финансовые и розничные услуги. Также к крупным диверсифицированным холдингам можно отнести Sabanci Holding (Турция), Videocon Industries (Индия) и Votorantim Group (Бразилия).
Компании в рейтинге являются представителями многих отраслей: например, 34 из них -- представители тяжелой промышленности, 17 -- занимаются добычей полезных ископаемых, девять -- добывают энергоресурсы. Кроме того, в список входят 14 фирм, занимающихся производством потребительских товаров длительного пользования, а также 14 компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере производства продуктов питания, напитков и косметической продукции.
Все участники рейтинга -- не просто 100 наиболее динамично развивающихся и интересных компаний. Это экономически мощные и внушающие страх своим конкурентам предприятия, которые принесли своим инвесторам баснословные прибыли и в то же время продемонстрировали существенные показатели выручки и доходности. За счет растущей выручки эти компании продолжают покупать все больше продуктов и услуг, вкладывают значительные средства в научно-исследовательскую деятельность, а также занимаются поглощением более мелких конкурентов по всему миру. Деятельность таких компаний характеризуется:
· созданием максимальной ценности;
· стремительным ростом доходов;
· большой покупательной
· увеличением расходов на научно-исследовательскую деятельность;
· активным применением слияний и поглощений.
Несмотря на выдающиеся финансовые результаты, наиболее динамично развивающимся компаниям по данным BCG предстоит еще много работы. Хотя в большинстве своем все компании показывают феноменальные показатели роста и обладают рядом сильных преимуществ, лишь некоторые из них уже сейчас доказывают свою готовность к серьезной конкурентной борьбе в глобальном масштабе. Таким образом, можно выделить следующие основные задачи для 100 наиболее динамично развивающихся компаний по данным BCG.
1. Усилить дифференциацию. В настоящее
время инвестиции компаний в
научно-исследовательскую
2. Тщательно продумать и выбрать
место и средства конкуренции.
Уход от стратегий, основанных
на издержках, незамедлительно
приводит к главному и
3. Узнать больше о целевых
глобальных рынках. Уход от стратегий,
основанных на издержках,
4. Управлять репутацией компании и ее брендами в глобальном масштабе. По мере роста и становления все без исключения компании рейтинга попадут под пристальное внимание со стороны заинтересованных лиц, включая правительства и государственные органы различных стран, групп населения и средств массовой информации. Сегодня, когда мы живем в эпоху постоянной озабоченности в отношении безопасности продуктов, все продукты и бренды компаний-участников рейтинга подвергнутся серьезной проверке и анализу. Одобрение правительственными органами любых сделок по слиянию и поглощению также сказывается на имидже компании. Следовательно, компании должны подготовиться к подобным ситуациям. Наиболее успешные из них смогут создать успешные бренды и обеспечат себе отличную репутацию, в то время как остальные рискуют утратить полный контроль над своим имиджем и брендом в силу ряда геополитических факторов и конкуренции в глобальном масштабе.
5. Стать победителем
в борьбе за таланты. Все
без исключения компании
6. Управлять рисками
глобализации. Глобальное присутствие
компании незамедлительно
7. Стать истинными
знатоками глобальных
Таким образом, соревнование (как между 100 наиболее динамично развивающимися компаниями по данным BCG, так и между остальными компаниями) за глобальное лидерство можно считать открытым.