Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:46, курсовая работа
На рубеже XX—XXI важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. По определению экспертов МВФ, этот феномен представляет собой «растущую экономичес¬кую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сде¬лок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий».
Платежные балансы могут быть активными, с положительным сальдо (если денежные поступления в страну больше ее зарубежных платежей), или пассивными, с отрицательным сальдо (если платежи больше поступлений).
Каждая страна стремится иметь активный баланс. Отрицательное сальдо неблагоприятно для экономики, поскольку предполагает покрытие разницы из валютных резервов Центрального банка, приводит к их уменьшению.
В области внешней торговли исторически сложились два противоположных типа государственной политики:
— протекционизм;
— свободная торговля.
Протекционизм — политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Ее суть состоит в: 1) сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции; 2) покровительстве экспорту товаров национального производства.
Протекционистские меры можно объединить в три основные группы:
• таможенные пошлины;
• нетарифные барьеры,
• поддержка экспорта.
Таможенные пошлины, или тарифные барьеры, — налоги на импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Вполне очевидно, что таможенные пошлины выполняют не только защитную, но и фискальную функцию, так как пополняют доходы казны.
Нетарифные барьеры — всякого рода ограничительные или запретительные меры на товарный импорт. К их числу относятся:
а) импортные квоты — ограничивают объем импорта определенных товаров, устанавливая количественные пределы их ввоза;
б) лицензирование — предполагает, что импорт тех или иных товаров осуществляется только по специальным разрешениям, лицензиям госорганов;
в) запреты (как правило, правовые) — попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определенных товаров, для обоснования запретов могут вводиться чрезмерно жесткие стандарты качества товаров и т. д.
Поддержка экспорта — предполагает содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. При этом используется ряд факторов, стимулирующих отечественных производителей-экспортеров:
— субсидии,
— налоговые льготы,
— дешевые кредиты и др.
Потребностям современного этапа в наибольшей мере соответствует политика свободной торговли.
Свободная торговля, или фритредерство,— это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров.
Фритредерство:
— стимулирует конкуренцию и тем самым ограничивает монополизм национальных фирм;
— вынуждает производителей вводить новшества, повышать качество продукции, снижать себестоимость и цены, повышать эффективность производства;
— является основой расширения предложения товаров, обеспечивая больший выбор товаров для потребителей;
— обеспечивает эффективное размещение ресурсов в мировой экономике.
Недостатки фритредерства могут проистекать из-за отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного капитала (наводнение отечественного рынка иностранными товарами, демпинг и т.д.).
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. Такая деятельность объединяется понятием «либерализации мировой торговли». При этом страны освобождаются от торговых барьеров, устанавливают режим наибольшего взаимного благоприятствования в торговле, что способствует расширению торговых связей.
Для регулирования торговых отношений между странами заключаются двухсторонние и многосторонние договоры и соглашения, организуются таможенные и другие союзы, международные организации. Крупнейшая — Всемирная торговая организация (ВТО) — бывшее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), организованное в 1947 г., включало 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединила 128 стран, взаимодействующих по определенным правилам, соответствующим правовым нормам, по мере необходимости решает текущие и спорные вопросы. Россия осуществляет подготовку к вступлению в ВТО. При этом одной из наиболее трудных проблем является согласование национальной торговой политики с международными стандартами этой организации.
Особенностью современного периода является значительное расширение объема «товарного обмена» за счет системы услуг производственного и потребительского назначения, которые начинают преобладать на рынке. Это услуги научно-технологического, строительного характера, купля-продажа лицензий, патентов и ноу-хау, инженерно-консультационные, транспортные услуги и т. д.
Международная торговля услугами развивается очень быстрыми темпами, более высокими, чем мировая торговля в целом.
Международная миграция капитала
Под международной миграцией капитала понимают перемещение капитала из одной страны в другую.
Международная миграция капитала выступает в двух формах:
— вывоза, или экспорта, капитала, при этом он размещается за пределами данной страны;
— ввоза, или импорта, капитала, при этом в экономику данной страны вкладываются инвестиции из-за рубежа.
В зависимости от форм собственности различают три вида мигрирующего капитала:
• частный,
• государственный,
• международный.
По характеру использования выделяют две основные формы мигрирующего капитала:
• предпринимательский капитал
• ссудный капитал.
Миграция предпринимательского капитала
Предпринимательский капитал — это инвестиции в предприятия - как новые, так и уже действующие.
Различают два вида инвестиций:
1) прямые инвестиции — капиталовложения непосредственно в машины, оборудование и другие факторы производства;
2) портфельные — вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги зарубежных предприятий.
Основой формой портфельных инвестиций является участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций остается у национальных государственных или частных фирм. Взамен иностранный капитал получает причитающуюся ему долю прибыли, которую он вывозит из страны или использует для инвестиций на месте.
Сегодняшняя миграция инвестиционного капитала весьма разнообразна, отличается от прежней. Если в конце XIX—начале XX века преобладал вывоз капитала в колониальные и зависимые страны, в настоящее время большая часть прямых частных инвестиций приходится на промышленно развитые страны. При этом имеет место «перекрестное» (встречное) перемещение капиталов, при котором каждая страна выступает в двух ролях: 1) экспортера-инвестора и 2) импортера капитала.
Причинами вывоза капитала являются:
• относительно низкая доходность капитала в какой-либо сфере национальной экономики;
• более благоприятные условия приложения капитала в другой стране — дешевле ресурсы, ниже налоги и т. д.;
• объединение фирм разных стран для увеличения финансовых возможностей с целью осуществления сложных, дорогостоящих проектов, разделения хозяйственного риска;
• расширение рынка сбыта собственной продукции.
Ввоз капитала оправдан, когда страны, испытывающие потребность в дополнительном капитале, создают благоприятные условия для инвестиций, получения дополнительных прибылей за счет дешевых факторов производства и др.
Причины ввоза капитала:
• возможность получения дополнительных средств для развития бизнеса;
• внедрение передовой зарубежной техники, технологии и организации производства в национальную экономику;
• расширение и диверсификация своего производства, повышение его эффективности;
• создание дополнительных рабочих мест на новых или расширяющихся предприятиях.
Активные процессы ввоза и вывоза капитала привели к возникновению и развитию взаимовыгодных совместных предприятий (предприятий с использованием иностранного капитала), ведущих свою деятельность в мировом масштабе. Прежде всего это ТНК — транснациональные корпорации, которые национальны по капиталу, но интернациональны по сфере деятельности. С одной стороны, они являются стержнем эффективной интернациональной деятельности. С другой — могут монополизировать рынки тех или иных товаров, перераспределять доходы в свою пользу, допускать экологические и другие злоупотребления. В таблице 1 рассмотрено 25 крупнейших ТНК в мире.
Миграция ссудного капитала
Чрезвычайно важная роль в современных экономических отношениях принадлежит ссудному капиталу. Важнейшие формы заимствования: вклады в иностранные банки (при вывозе капитала), внешние займы (при ввозе капитала).
Развитой современной формой ссудного капитала является международный кредит.
В его основе лежит предоставление странами друг другу денежных или товарных ресурсов в долг на условиях возвратности, платности, срочности. При этом участниками сделок могут выступать отдельные частные фирмы, государственные учреждения, правительства стран, а также международные
организации. Наиболее известными мировыми финансово-кредитными центрами являются Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) или Всемирный банк. Сегодня они объединяют более 150 государств.
Неэффективное использование кредитов может превратить страну в несостоятельного должника. Поэтому МВФ и другие солидные финансовые организации, прежде чем предоставить кредит, тщательно изучают финансовые возможности страны и целевую направленность заимствований.
Следует отметить, что чрезмерные внешние долги при высоких процентных ставках истощают страну, подрывают перспективы ее дальнейшего самостоятельного социально-экономического развития.
Новые формы заимствования
В условиях глобализации экономики наряду с увеличением
кредитных потоков через традиционные каналы Западной Европы и Северной Америки набирают силу новые финансовые центры в развивающихся странах (Сингапур, Гонконг, Кувейт и др.), появляются новые формы кредитных отношений. В частности, возрастает число так называемых кредитных линий — то есть долгосрочных соглашений между кредиторами и заемщиками, благодаря которым осуществляется гарантированное кредитование хозяйственных проектов на длительную перспективу.
Новая форма заимствований — кредитование стран крупными международными союзами — Парижским, Лондонским клубами и т.д.
Международная миграция трудовых ресурсов
Под международной миграцией трудовых ресурсов понимают перемещение трудоспособного населения из одних стран в другие в поисках работы и лучших условий жизни. Главными факторами, способствующими миграции населения, выступают:
• неравномерность хозяйственного развития стран, в результате в одних странах образуется избыток трудовых ресурсов и безработица, в других — их нехватка;
• различия в условиях и оплате труда в различных странах.
Как и другие факторы, международная миграция трудовых ресурсов имеет свои плюсы и минусы. Исследователи выделяют ряд противоречивых проявлений, характеризующих их по агрегированным группам:
Для самих мигрантов:
+ возможные выгоды от получения работы, лучших условий труда и его оплаты;
- потери, связанные с переездом и устройством на новом месте;
- проблемы адаптации (приспособления) к новой культуре,
языку, климату и т.д.
Для выпускающих стран:
+ пополнение доходной части бюджета,
+ смягчение проблем занятости и социальной напряженности в обществе, утрата части трудовых ресурсов общества («утечка
умов»),
потеря части национального дохода и налоговых поступлений в бюджет.
Для принимающих стран:
+ экономия расходов на образование и обучение работников;
+ эмигранты берутся за более тяжелую, опасную и грязную работу, трудятся дольше, получают меньшую заработную
плату;
+ увеличение доходов работодателей в связи с использованием более дешевой иностранной рабочей силы; возможные социальные конфликты между местным населением и иммигрантами.
Для мира в целом:
+ сокращение безработицы, увеличение мирового выпуска
продукции;
+ укрепление взаимодействия между государствами в глобальном масштабе;
+ сближение культур и народов;
+ укрепление мира и согласия в мировом сообществе;
не всегда рациональное размещение трудовых ресурсов, способствующее усилению антагонизмов и противоречивости между странами, мирового развития и др.
Поскольку проблема миграции трудовых ресурсов затрагивает интересы не только работников, но и государств, их выпускающих и принимающих, формируется законодательная база, регламентирующая процессы миграции рабочей силы. В нашей стране этими проблемами занимается Федеральная миграционная служба. Правовыми нормами регламентируется использование иностранной рабочей силы, а также приоритеты для россиян. В частности, законодательная база предусматривает:
Информация о работе Глобализация в мировой экономике: понятие и история