Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:25, реферат

Описание

На протяжении последних десяти лет Правительство  Республики Казахстан занималось укреплением  финансового сектора, накоплением  материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной  системы.


Стратегия Казахстан 2030


Сегодня перед  Правительством стоит очередная  задача - разработать грамотную индуст








Введение
На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.
Стратегия Казахстан 2030
Сегодня перед Правительством стоит очередная задача - разработать грамотную индустриальную политику, которая позволит республике развить промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном и конкурентном производстве.
В основные задачи Правительства при разработке индустриальной программы входит: определение перспективных перерабатывающих производств, повышение качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения

Содержание

Введение
1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
2 Формирование государственной инновационной политики
3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

государтвенная иновационная политика.docx

— 25.02 Кб (Скачать документ)

Введение

1 Сущность и  принципы государственной инновационной  политики

2 Формирование  государственной инновационной  политики

3 Этапы индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На протяжении последних десяти лет Правительство  Республики Казахстан занималось укреплением  финансового сектора, накоплением  материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной  системы.

Стратегия Казахстан 2030

Сегодня перед  Правительством стоит очередная  задача - разработать грамотную индустриальную политику, которая позволит республике развить промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном  и конкурентном производстве.

В основные задачи Правительства при разработке индустриальной программы входит: определение перспективных  перерабатывающих производств, повышение  качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения  отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, и немаловажной задачей является накопление научно-технического потенциала страны с целью создания базы для интеграции Республики в  мировое постиндустриальное общество.

Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения  работы строительных организаций. В  первую очередь, это касается коренного  изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а  также в таких городах как  Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки. Таким образом, огромная нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов. 

1 Сущность и принципы  государственной  инновационной политики

Государственная инновационная политика Государственная  инновационная политика - это составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РК в области науки, техники и  реализации достижений науки и техники  представляется в разрабатываемых  правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу  и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика РК формируется  и осуществляется исходя из следующих  основных принципов:

· признание  приоритетного значения инновационной  деятельности для повышения эффективности  уровня технологического развития общественного  производства, конкурентоспособности  наукоемкой продукции, качества жизни  населения и экономической безопасности;

· обеспечение  государственного регулирования инновационной  деятельности в сочетании с эффективным  функционированием конкурентного  механизма в инновационной сфере;

· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные  сдвиги в экономике;

· создание условий  для развития рыночных отношений  в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в  процессе инновационной деятельности;

· создание благоприятного инвестиционного климата при  осуществлении инновационной деятельности;

· активизация  международного сотрудничества РК в  инновационной сфере;

· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления  инновационной деятельности. 

Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

Политика в  области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

· четко определенные цели и приоритетные направления  инновационной деятельности;

· органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

· информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную  для реализации функций управления;

· инструменты  регулирования и поддержки, с  помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия  и среду в рамках выполнения своих  функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Формирование государственной  инновационной политики

«Переход РК к инновационному пути развития - это  единственная возможность сделать  нашу страну конкурентоспособной и  войти в мировое сообщество на равных»говорится в “Основах политики РК в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая  Министерством образования и  науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые  призвана решать федеральная целевая  научно - техническая программа: определение  приоритетов в сфере науки  и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических  приоритетов, механизмов создания и  построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной  деятельности ВУЗов, совершенствование  нормативно-правовой базы науки и  инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным  советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим  направлениям сформированы приоритеты:

· наноиндустрия и перспективные материалы;

· энергосберегающие  технологии и альтернативные источники  энергии;

· технологии живых  систем;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· экология и  рациональное природопользование;

· безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок - генерация знаний

В рамках этого  блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка  научно-организационного и методического  обеспечения интеграции научной  и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты  в этой сфере, создаются научно-образовательные  комплексы.

Второй блок - разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем  около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы - коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи  могут стать реализуемые, начиная  с 2003 года, важнейшие инновационные  проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством  промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства  науки и инноваций, фактически при  поддержке Министерства образования  и науки РК.

Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В  первую очередь, это бюджетные и  внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно - технической сфере; казахстанский  фонд технологического развития (КФТР).

КФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех  отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды  и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые  собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных  научно - технических, инновационных  проектов. 

3 Этапы индустриально-инновационного  развития Республики  Казахстан

В реализации Стратегии  Стратегия индустриально- инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан, № 1096 от 17.05.2003 г.) индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения  в законодательство, отраслевые программы  развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих  специалистов. Также будут созданы  институты развития, через которые  государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив  частного сектора, поиск инвесторов - участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и  реконструкцию основных и вспомогательных  объектов.

На третьем  этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен  весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции  обрабатывающей промышленности. Результатом  реализации Программы станет изменение  структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость  Программы на 2005-2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется  привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме  не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики  не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в  условиях интенсивного освоения месторождений  нефти и газа не приведут к коренному  изменению структуры экономики  и промышленного производства.

Заключение

Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную  торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько  лет и близки к завершению.

Во-первых, для  учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО.

Информация о работе Государственная инновационная политика