Государственная система управления деятельностью в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 05:32, доклад

Описание

11 ноября 1994 года был принят Государственной Думой, а 21 декабря 1994 года (в редакции от 22.08.2004 г.) подписан Президентом РФ Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного, водного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Работа состоит из  1 файл

Доклад Батракова.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

технический университет» 
 
 
 

   Факультет экологии и химической технологии

   Кафедра безопасности жизнедеятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ДОКЛАД 

   Государственная система управления деятельностью в  чрезвычайных ситуациях 
 
 
 
 
 
 
 

   Студент группы 3БЖ-1 И.А. Батракова  

   Руководитель Г.Е. Никифорова 
 
 
 
 
 
 
 
 

2007

 

     11 ноября 1994 года был принят Государственной Думой, а 21 декабря 1994 года (в редакции от 22.08.2004 г.) подписан Президентом РФ Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного, водного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

     Целями  этого Федерального закона являются:

  1. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  2. снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  4. разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

     3 марта 2005 года Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций №125 была утверждена Инструкция по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Инструкция определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Основными задачами единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Принципы  построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

     РСЧС  состоит из территориальных и  функциональных подсистем и имеет  пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

     Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах  РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят  из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

     Функциональные  подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для  организации работы по защите населения  и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

     Функциональная  схема РСЧС представлена на рис 1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Правительство Российской Федерации

      |

Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

      |

Рабочий орган:

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях

      |

ПОДСИСТЕМЫ

     

Ведомственная (комиссии по ЧС) Территориальная по уровням: федеральный, региональный, местный (комиссии по ЧС) Функциональная (комиссии по ЧС)
 

     Рис. 1 Функциональная схема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

 

     Каждый  уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области  защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и  ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, материального обеспечения.

     Координирующими органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ: региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ: комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • на местном уровне, охватывающем территорию района, города: комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта: объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).

     Органами  управления по делам ГО и ЧС являются:

  • на федеральном уровне: Министерство РФ по делам ГО,ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • на региональном уровне: региональные центры;
  • на территориальном и местном уровнях: органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления
  • на объектовом уровне: отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

     Органами  повседневного управления РСЧС являются:

  • пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
  • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

     В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток, и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

     Решениями руководителей организаций и  объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

     Организационная структура и задачи территориальных  комиссий по чрезвычайным ситуациям

 

     Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации  и состоят из звеньев, соответствующих  административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

    • руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
    • постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
    • собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

     Председателем территориальной комиссии назначается  первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

     С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные  исполнительные органы власти могут  образовывать и вспомогательные  структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

     Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

    • о стихийных бедствиях;
    • о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
    • о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Информация о работе Государственная система управления деятельностью в чрезвычайных ситуациях