Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 21:49, курсовая работа
Проблема собственности одна из самых дискуссионных в экономиче-ской теории и социально острых в жизни общества. Собственность – это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной литературе можно встретить самые разнообраз¬ные трактовки сущности собственности.
Введение 3
1 Роль собственности в социально-экономических отношениях 5
1.1. Теоретические аспекты существования категории собственность 7
1.2. Экономическое содержание категории собственность, ее правовое обеспечении 10
2 Особенности государственной собственности в рыночной экономике 15
2.1. Государственная собственность в развитых страна 16
2.2. Особенности функционирования государственной собственности в России 20
2.3. Эффективность управления государственной собственностью в России………………………………………………………………………….21
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Для формирования и функционирования развитой экономики недостаточно факторов самоорганизации, необходима также и государственная организация (управление). Последняя является ее внутренним моментом. В то же время это внешний элемент по отношению к ее самоорганизации. Вот почему рыночный механизм самоорганизации и государственное регулирование (управления) действуют одновременно, в чем-то противореча, в чем-то переплетаясь.
Государственное хозяйствование – феномен не менее экономический, чем рынок, конкуренция, товар, деньги, капитал и т.п. Его основой является государственная собственность, именно через нее реализуется государственный и публичный интерес. И в этом ее главное свойство и консолидирующая роль. Она выполняет ряд важнейших для экономики функции: [13]
Давно доказано, что собственность - основа любой социально-экономической системы. Государственная же собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.
В России основная проблема отражает отношения по поводу трансформации государственной собственности в частную, для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала. Приватизация – лишь один из инструментов, часть данной системы. Объективно она имеет две стадии – преимущественно формальной и реальной приватизации. На первой осуществляется преобразование государственной собственности в частную, юридически закрепляются правомочия новых собственников. На второй формируются реальные новые частные собственники, которые организуют процессы эффективного воспроизводства и использования собственности. [13]
Управление государственной собственностью в период глобальных преобразований – одна из наиболее сложных и мало разработанных проблем в экономической науке. В сегодняшних российских условиях трудности исследования в данной сфере усиливаются идеологическим и политическим “шумами”, которые мешают осмыслению практики трансформации собственности. Критический анализ нередко подменяется “идеологической войной” между противниками и сторонниками государственной и частной форм собственности.
Для рациональной организации социально-экономической системы необходимо четкое определение субъектов и объектов собственности. Только строго юридическое закрепление конкретных объектов собственности за их субъектами, уточнение статуса последних с установлением соответствующего “пучка прав” (причем, гарантированных), экономической и другой ответственности, не взирая на тип собственника (частное лицо или государство), создает мощные экономические и другие стимулы для рациональной организации ее использования и воспроизводства. [13]
В сегодняшней России (как и во времена жесткой централизации) никто не несет ощутимой ответственности за эффективность организации, использования, воспроизводства и преобразований государственной собственности. Это означает потерю мотивационного механизма (обратная сторона медали экономической ответственности) качественного управления ею. Современная экономическая практика свидетельствует о том, что изменение размеров государственного сектора в экономике, приватизация государственных предприятий, разрушение системы взаимосвязей между ними не сопровождалась формированием эффективного менеджмента, способного развить новую предпринимательскую деятельность. [17]
В этом одна из главных причин
негативных тенденций,
В
этой связи, повышение эффективности
функционирования государственного сектора
в рыночной экономике, специфика этого
процесса представляется актуальной.
Управление государственным предприятием в рыночных условиях – сложная и важная задача, которую нельзя успешно решать вне общей концепции управления экономикой, все более обретающей черты рыночного хозяйства независимо от формы собственности.
Во-первых, количество государственных фирм из года в год сокращается; во-вторых, они уже не похожи на предприятия, которые действовали в условиях плановой экономики: им приходится думать не только о производстве продукции, но и конкурировать на рынке сбыта готовых изделий. При этом стоящие над ними министерства, призванные опекать государственные компании, делают это, как правило, бессистемно и только связывают руки менеджерам фирм. Чтобы избавиться от этой головной боли, министерские чиновники не могут придумать ничего лучшего как приватизировать нерентабельные объекты. По их мысли, став частными, предприятия быстрее найдут эффективное решение своих проблем, разберутся между собой и на рынке.
Тем не менее, в реестре государственного имущества значатся десятки тысяч фирм, объектов недвижимого имущества, которыми надо эффективно управлять. И делать это следует с помощью законов и других правовых и экономических инструментов, причем, не сталкивая госпредприятия лбами с частными компаниями. А для этого топ-менеджерам надо научиться находить приемлемые пути согласования общих интересов, потому что речь идет о единой российской экономике, едином рынке, где имеют право работать предприятия всех форм собственности. [14]
Тезис о независимости эффективности производства от форм собственности развил в 2004 году член Совета Федерации РФ, профессор М. Коробейников, заметивший, что с политико-экономических позиций форма собственности не решает эту проблему. Как показывает мировая практика, успешными могут быть как государственные, так и частные или коллективные предприятия. [18]
Для
того чтобы государственные
Многие законы, которые создаются, чтобы улучшить те или иные условия работы предприятий, прежде чем вступить в силу проходят множество инстанций, задерживаются принятием большого количества иных подзаконных актов. Это создает огромный временной барьер в процессе применения и использования новых норм закона для повышения эффективности работы. Необходимо, чтобы оставшиеся в государственной собственности предприятия, работали эффективно и обеспечивали рост ВВП, который сейчас, к сожалению, обеспечивается лишь ужесточением мер налоговой политики и курсовой разницей цен на нефть и газ.
Выделим еще один способ управления, или даже лучше сказать использования государственной собственности в нашей стране – государственные корпорации. Они создаются на основе государственной или полугосударственной собственности (либо даже преимущественно частной, но дополненной масштабными вливаниями государственных бюджетных средств).
Государственные корпорации рассматриваются как одна из форм организации управления принадлежащими государству активами. Показано, что юридическая база государственных корпораций характеризуется дисбалансом между сложностью и разнообразием целей, поставленных государством при их создании, и высокой концентрацией ресурсов внутри корпораций, с одной стороны, и невысоким потенциалом контроля за их деятельностью в рамках формальных норм – с другой. В этих условиях критически важным для достижения целей государства становится непосредственный контроль за деятельностью таких корпораций со стороны верхнего эшелона государственной власти. Большая роль первого лица и относительно невысокий спрос на реальное использование инструментов корпоративного управления сближают государственную корпорацию с современной российской частной компанией. [12]
Данную тему затронул президент в его очередном Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года. В данном послании были так же заявлены необходимые меры по повышению эффективности управления государственной собственностью в России. В рамках реализации общей стратегии он заявил о необходимости предпринять несколько системных шагов: [2]
Что касается государственных корпораций, президент заявил, что эту форму в современных условиях в целом считает бесперспективной. Корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам.
Подводя итог, можно сказать, что активная и правильная работа, проводимая в рамках повышения эффективности управления государственной собственности еще только начата и пока не достаточна. Для решения данной проблемы не достаточно определить сферу задач, необходимо решать их в скорейшем времени.
Разразившийся в 2008 году финансовый кризис позволил, возможно, выявить основные барьеры и проблемы, мешающие решению данной проблемы. Но так же он показал, что государственная собственность является одним из тех элементов, который позволил экономики России устоять в условиях кризиса.
Заключение
Собственность это не только экономическая категория, но и юридическая. Она оказывается влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, посредством владения, пользования и распоряжения имуществом или финансовыми средствами.
Информация о работе Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике