Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.

Работа состоит из  1 файл

Государственная собственность в рыночной экономике России.docx

— 63.03 Кб (Скачать документ)

Региональную  государственную, переданную в ведение  и распоряжение региональных государственных  органов (собственность субъектов  федерации); 

Коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение внутренних органов; 

Коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, переданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с  системой правил и норм, установленных  законом, договором, уставом. Это по сути производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности; 

Общую - в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащих двум или нескольким лицам, членам ассоциированной  группы, используемых ими по собственному усмотрению, при соблюдении общих  установленных законом правил и  ограничений (к таким формам в  определенной степени относятся  акционерная, коллективно-долевая, кооперативная  собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности; 

Индивидуальную, представляющую имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму  и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников. 

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность. 

В структуре  форм и отношений собственности  следует различать натурально-вещественный и стоимостный аспекты. При неделимости  натурально-вещественного состава  объекта собственности делению  может подлежать только денежная стоимость. Поэтому вполне возможны ситуации (и они часто наблюдаются), когда собственник вправе претендовать на денежную стоимость объекта, но не на сам объект. 

Не существует и не может существовать абсолютного  разделения форм собственности, неизбежны  смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной  формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - общей, на землю - государственной  и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Следует признать взаимопроникновение и общее  существование разных форм собственности  в пределах одного объекта. Одни и  те же средства производства могут  быть одновременно в определенном ракурсе  объектами разных форм собственности. И заведомо могут различаться владелец, распорядитель, пользователь объекта. 

На территории страны, в составе ее национального  богатства может находиться собственность  иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в нашей стране проявляется крайне настороженное отношение как со стороны отдельных групп населения, так и в правительственных кругах, есть неизбежное следствие развития внешэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему. Так что в число форм собственности правомерно включить иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут прежде всего быть средства производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество. 

Следует указать  на появившееся в последние годы явное стремление подвести под нее  законодательную основу. На федеральном  и республиканском уровнях принимаются законодательные акты об аренде и арендных отношениях, о собственности, о земле и землепользовании, об иностранных инвестициях. В число таких актов уже вошел Гражданский кодекс Российской Федерации, со временем войдет и закон об интеллектуальной собственности. хотя принятые российские законы во многом несовершенны, они образуют первичный правовой фундамент собственнических структур и отношений, К упомянутому пакету законов тесно примыкают законодательные акты о разгосударствлении и приватизации собственности, которые призваны направить в нужное русло процессы изменения сложившихся форм отношений собственности. 

II.I Основные  черты разных форм собственности. 

Формы собственности  представляют собой различные комбинации признаков (правомочий). Рассмотрим их, начиная с самых простых и  заканчивая самыми сложными. 

1. Индивидуальная  собственность. Эта форма концентрирует  в одном субъекте все перечисленные  признаки: труд, управление, распоряжение  доходом и имуществом. В современной  экономике сюда могут быть  причислены те, кого принято называть  некорпорированными собственниками. В России к этой форме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. 

2. Частная собственность.  Частная собственность близка  по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую). 

3. Кооперативная  собственность. В основе этой  формы лежит объединение индивидуальных  собственников. Но это не арифметическая  сумма индивидуальных собственников,  а их функционирующее единство. Каждый в кооперативе участвует  своим трудом и имуществом, имеет  равные права в управлении  и распределении дохода. Кооперативная  собственность может быть долевой,  где определены доли каждого  участника в имуществе кооператива,  или бездолевой, т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника. 

В небольших  по размерам кооперативах не создаются  особые органы управления. В крупных  кооперативах создаются специальные  органы управления и выделяются специальные  люди для управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших прав собственности — управление и даже частично функции распоряжения. Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в результате выкупа работниками предприятий у частных собственников. 

4. Государственная  собственность. От предыдущих  форм она отличается тем, что  абсолютные права собственности  находятся не у отдельных частных  лиц и их объединений, а у  государственного института публичной,  политической и экономической  власти. Государство является верховным  распорядителем имущества (условиями  производства). Управляют производством  назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности  государственных предприятий состоит  в том, что их имущество не  делится на доли и не персонифицируется  в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна. 

Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают  федеральные государственные органы. 

Развитие процессов  обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности  собственности и в специальных  органах разного уровня. Параллельно  происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты  государственной собственности  как объективно необходимой формы  обретают свою актуальность в уже  обозримой перспективе. В области  экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный  механизм реализации экологических, социальных и иных программ. 

Государственная собственность реализуется еще  в одном направлении. Обладая  экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть  доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их. 

5. Муниципальная  собственность. Наряду с государственной  муниципальная собственность является  разновидностью публичной собственности.  Верховным распорядителем имущества  муниципальных предприятий являются  органы местной власти (городские,  районные и др.). Управление муниципальными  предприятиями осуществляется либо  непосредственно муниципальными  органами, либо через назначенных  руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться  муниципальными органами, руководителями  самостоятельно или с участием  трудовых коллективов. 

6. Смешанные  формы. Современная экономика  характеризуется динамизмом, многообразием  изменений экономических отношений,  форм и институтов. Применительно  к собственности происходит диффузия  разных форм и отношений собственности,  в результате чего усложняется  внутреннее содержание отдельных  форм. Внутри отдельных форм соединяются  черты разных форм собственности.  Например, внутри государственных  предприятий могут образоваться  структуры частнопредпринимательского  и кооперативного характера, и  в рамках государственных предприятий  образуются черты различных форм  собственности. В переходной экономике  России этот процесс затронул  все сферы. Например, различные  медицинские центры в государственных  медицинских учреждениях функционируют  на частных или кооперативных  началах. Аналогичные структуры  имеются и в государственных  высших учебных заведениях. Или,  например, колхозы и совхозы преобразованы  в акционерные общества, но продолжают  функционировать на кооперативных  началах, вновь объединив выделенные  работникам паи. 

Особым направлением образования смешанных форм собственности  является социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода; участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности. 

Не следует  отождествлять смешанные формы  собственности со смешанной экономикой. Форма собственности — это  характеристика сложной внутренней структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы  сочетаются различные типы главных  правомочий по труду, управлению, доходу. 

7. Комбинированные  формы. Выше был рассмотрен  процесс усложнения внутреннего  содержания отдельных форм собственности.  Современная экономика в поисках  эффективного функционирования  и реализации проектов приходит  к объединению различных форм  собственности при сохранении  каждой из них своего особого  содержания. В результате образуются  комбинированные формы. К ним  могут быть отнесены современные  предприятия, холдинги, финансово-промышленные  группы, концерны, тресты и другие  формы с равными правомочиями  по управлению, распределению доходов  и распоряжению имуществом. В  финансово-промышленных группах  и иных объединениях могут  участвовать частные, государственные  и иные формы без утраты  своего базового качества. 

Образуя комбинированные  формы, каждый участник, представляющий ту или иную форму собственности, делегирует такой объем своих  полномочий, который не ведет к  утрате базового качества каждой из форм собственности. Если же происходит утрата базового качества, то происходит преобразование форм собственности. 

Детальный анализ смешанных и комбинированных  форм предполагает определение того круга правомочий, который перераспределяется и дополнительно приобретается  в результате происходящих изменений  во внутреннем содержании каждой формы  или при образовании на их основе комбинированных объединений. Комбинированными могут быть не только формы собственности, но и отношения собственности, не обязательно предполагающие конкретные формы юридических лиц, предпринимательских  и институциональных структур. Государство, например, обладает верховными правомочиями собственности на природные ресурсы. Лишь его страны могут иметь право  на их разработки и определять условия  раздела продукции и дохода между  государством и предпринимательскими структурами. Субъекты федерации также  обладают некоторыми правами, причем весьма существенными. И, наконец, фирмы, ведущие  разработку недр, имеют свои правомочия. Сами фирмы могут быть представлены отечественными, зарубежными или  совместными предприятиями. Каждый из выделенных уровней наделен своим  кругом полномочий. В совокупности они образуют комбинированные отношения  собственности по разработке природных  ресурсов. 

III Государственная  собственность: понятие, виды, уровни 

Государственная собственность как экономическая  категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных  им представительных органов государственной  власти. С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению  соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также  устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.  

Информация о работе Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы