Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:24, курсовая работа
Регулирование предполагает упорядочение, обеспечение и перераспределение определенного воздействия; создание благоприятных условий для осуществления воздействия, причем оно само управляемо.
Денежно-кредитное регулирование основывается на следующих принципах:
1) учет значения денег и кредита как важных элементов рыночных отношений, которые осуществляются исходя из представлений о них как социально значимых объектах, охраняемых в качестве важнейшей составной части природы экономических отношений, своеобразном «природном» ресурсе, объекте права собственности и иных прав;
2) сочетание интересов общества и законных интересов участников денежного оборота, согласно которому использование и охрана денег и кредита осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого участника денежного оборота на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им деньгами и кредитом.
Введение
1. Основы системы денежно–кредитного регулирования
1.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования
1.2. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики
1.3. Денежно-кредитное регулирование как основа теории самоорганизации денежно-кредитных отношений
2. Система денежно-кредитного регулирования Центрального Банка
2.1. Инструменты регулирования
2.2. Дисконтная (учетная) и залоговая
политика центрального банка
2.3. Политика обязательных резервов
Заключение
Список литературы
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Государственное регулирование денежно-кредитной системы»
Работу выполнила:
студентка 1 курса
группы № 3122
заочной формы обучения
Гизатуллина А.Р.
Работу проверил:
Игнатьев В.Т.
Поступила на кафедру |
||
Возвращена на доработку |
||
Допущена к защите |
||
Оценка |
План
Введение
1.1. Понятие системы
денежно-кредитного
2.1. Инструменты регулирования
2.2. Дисконтная (учетная) и залоговая
политика центрального банка
2.3. Политика обязательных резервов
Заключение
Список литературы
Введение
Денежно-кредитная система основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Наиболее часто употребляемое определение регулирования как процесса — «упорядочивать, поддерживать порядок; приводить в систему». Поскольку это понятие восходит в своем значении к латинскому rēgula — «брусок», «линейка», а позже — «норма», «правило», постольку правомерно также использовать в плане смыслового сопряжения термин «регулярный», т.е. «повторяющийся через равные промежутки времени», «равномерно и правильно происходящий».
Понимание системы денежно-кредитного регулирования в определенной степени предполагает некую тавтологию, потому что система регулирования может трактоваться как «система приведения в систему».
В ряде научных работ отмечается, что «современная экономика превращается в экономику систем, а рыночная конкуренция превращается в конкуренцию систем, которые перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации и взаимоорганизации».
Регулирование предполагает
упорядочение, обеспечение и
Денежно-кредитное
1) учет значения денег
и кредита как важных
2) сочетание интересов общества и законных интересов участников денежного оборота, согласно которому использование и охрана денег и кредита осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого участника денежного оборота на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им деньгами и кредитом.
1. Основы системы денежно–
1.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования
Идея регулируемого
денежного обращения восходит к
теоретическим взглядам известного
шотландского финансового авантюриста XVIII
Вплоть до 20-х годов минувшего века это разделение представлялось столь очевидным и столь важным для текущих проблем денежного оборота и банковской деятельности, что теорию, способную затушевать это различие, объявляли не только бесполезной, но и противоречащей фактам. Смешение денег как законных платежных средств и бухгалтерских статей, которые отражают контрактные (договорные) отношения, связанные с этими законными платежными средствами, приводило к серьезным ошибкам в практике регулирования.
Данный подход укоренился
в большей степени и на длительный
срок в отечественных
Сущность денег проявляется в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный оборот, сущность денег подвергается достаточно легко и часто искажению. И это не сводится только к невыполнению ими той или иной функции.
В то же время денежный оборот, намеренно обслуживая кругооборот товаров, представляется как движение денег в наличной и безналичной форме. Но, применяя регулирование (осуществляя воздействие) со стороны государства или субъектов рынка, мы непосредственно модифицируем формы движения денег.
Постоянный переход друг в друга наличной и безналичной его частей обогащает содержание денежного оборота.
Однако в не меньшей степени постоянное регулирование способно не только «дополнительно» обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы.
Оборот кредита входит составной частью в денежный оборот. Выяснение вопроса содержания «кредита» может и усложнить и одновременно облегчить процесс регулирования.
Все эти положения верны, но, как представляется, все в меньшей степени отражают новые реалии современной экономической жизни и современного денежного оборота. Денежно-кредитное регулирование фактически означает способность денег и кредита как равновеликих элементов денежного оборота оказывать упорядоченное воздействие на экономические процессы.
Оно обозначает два различных понятия:
Сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации.
Составляющими системы денежно-кредитного регулирования являются:
Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном и региональном уровнях.
Это требование предусматривает достижение следующих результатов: создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков, что снижает риски инвестирования; проведение в течение регулируемого периода мероприятий по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств; достижение экономической определенности для потребителей услуг.
Активное и сознательное вмешательство со стороны государства (политика экономической стабилизации и расширение правовых регламентаций) и столь же активное и сознательное противодействие данному вмешательству субъектов рынка обусловили внедрение механизмов регулирования.
Широко распространенный термин «регулирование» применяется в основном для обозначения государственной экономической политики. Возможности и жизнеспособность любого института зависят от того, опирается ли он одновременно на всю систему правил и механизмов (в отличие от выделения одного из факторов – сокращения издержек обращения или несовершенства информации).
В историческом плане
исследователи проблем
Государственное регулирование осуществляется в целях:
а) защиты экономических интересов участников денежного оборота;
б) достижения баланса
интересов субъектов
в) развития конкурентной среды на денежном рынке;
г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение издержек обращения и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота, дальнейшего развития и модернизации средств и сетей электронной связи, расширения рынка банковских услуг и улучшения их качества;
д) создания условий для привлечения инвестиций.
Государственное регулирование денежного оборота осуществляется исходя из следующих принципов:
а) создание участникам денежного оборота условий для развития и модернизации средств и сетей связи (отношений), координация экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием предоставляемых регулируемых услуг;
б) установление участникам денежного оборота обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг;
в) удовлетворение платежеспособного спроса на банковские услуги, защита интересов пользователей услуг от необоснованного повышения цен.
Денежно-кредитное
1) определение целей деятельности субъектов регулирования;
2) решение вопросов формирования и утверждения прогнозного планирования;
3) проведение мониторинга субъектов регулирования.
Эти три компонента в совокупности обеспечивают возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению управления денежным оборотом.
Цели, инструменты и эффективность государственного вмешательства в денежно-кредитные отношения непосредственно зависят от конкретных особенностей способа экономического регулирования. Так, когда господствует конкурентный (рыночный) режим регулирования, государство ограничивается тем, что гарантирует устойчивость денежных отношений. Увеличивающийся «отрыв» кредита от денежной базы требует новых актов вмешательства со стороны государства.
Поэтому важной задачей государства становится контроль за кредитом с целью поддержания непрерывного характера накопления в рыночной экономике.
Одновременно в экономической практике сложилась некая дилемма, перед которой оказались представители известных экономических теорий (кейнсианцы и монетаристы), которую можно, несколько утрируя, обозначить как дилемму «кривого» и «слепого».
Кейнсианцы видели, какие
последствия для
Что до «слепого», то это не кто иной, как консерватор-неоклассик (монетарист), который верит, что, в конечном счете, возьмут верх добрые старые механизмы конкурентного регулирования. Не располагая полной и строго выверенной макроэкономической моделью, данная теория редко может дать ответы на проблемы регулирования оборота денег.
В то же время возникает и другая дилемма — «близорукого» и «дальнозоркого».
Порой неоправданно большое значение придается степени открытости экономики и возникающей в этой связи неопределенности при осуществлении регулирования. Так бывает, например, когда противопоставляют гибкость, проявляемую в защитных целях, гибкости наступательной; быструю либерализацию внешнеэкономических связей – умеренному протекционизму; сокращение государственного вмешательства – изменению его целей и инструментов. «Близорукость» происходит оттого, что в данном случае «за деревьями можно не увидеть леса» и что, по всей вероятности, не всегда оправданно преобладает детерминизм (наличие причинно-следственных связей). Однако возможно впасть в другую крайность, отстаивая идею механической смены одного способа развития регулирования другим. Представление денежных отношений как категорический императив (безусловный принцип поведения) скрывает опасность «дальнозоркости».
Информация о работе Государственное регулирование денежно-кредитной системы