Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:24, курсовая работа
Регулирование предполагает упорядочение, обеспечение и перераспределение определенного воздействия; создание благоприятных условий для осуществления воздействия, причем оно само управляемо.
Денежно-кредитное регулирование основывается на следующих принципах:
1) учет значения денег и кредита как важных элементов рыночных отношений, которые осуществляются исходя из представлений о них как социально значимых объектах, охраняемых в качестве важнейшей составной части природы экономических отношений, своеобразном «природном» ресурсе, объекте права собственности и иных прав;
2) сочетание интересов общества и законных интересов участников денежного оборота, согласно которому использование и охрана денег и кредита осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого участника денежного оборота на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им деньгами и кредитом.
Введение
1. Основы системы денежно–кредитного регулирования
1.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования
1.2. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики
1.3. Денежно-кредитное регулирование как основа теории самоорганизации денежно-кредитных отношений
2. Система денежно-кредитного регулирования Центрального Банка
2.1. Инструменты регулирования
2.2. Дисконтная (учетная) и залоговая
политика центрального банка
2.3. Политика обязательных резервов
Заключение
Список литературы
Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.
Изменение учетной ставки центрального
банка влечет за собой изменения
условий не только на денежном рынке,
но и на рынке ценных бумаг, в чем
проявляется косвенное
Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость
Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный банк выполняет “сигнальную миссию”. Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам “подготовиться” к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его “сигнальной миссии” при проведении дисконтной и залоговой политики.
В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.
2.3. Политика обязательных резервов
Во всех развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используется различная структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.
Требования минимальных
Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент “жесткого” регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.
По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов.
В качестве компенсации за необходимость
держать в центральном банке
беспроцентные резервы для
• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;
• причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.
Кроме приведенных выше “компенсирующих мер”, дополнительно используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.
При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.
В механизме расчета ставок, а
также в критериях, по которым
они дифференцируются, в разных странах
наблюдаются существенные различия.
Резервные обязательства ориент
Практически во всех развитых странах
процесс подачи данных коммерческими
банками для расчета
Эффективность инструмента обязательных
резервов зависит от широты охвата
ими различных категорий
Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5 %. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45 % обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.
В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х гг. они остались после этого практически на том же уровне. В США резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.
Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по соблюдению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных от резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам США, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине: центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либо учету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам (в Германии).
С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резервам руководителям денежно-кредитной политики приходится все чаще изменять условия их взимания. В начале 80-х гг. США выступили с инициативой ввести единую систему минимальных резервов на еврорынке. Тогда данное предложение не нашло достаточной поддержки и поэтому не имело успеха.
Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в рамках политики гибкого регулирования. С развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС) использование политики мини-
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице Минфина и т. п.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название “валютных интервенций”. Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или путем соглашений “своп”) национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Заключение
Достаточно детально рассмотрев два важных понятия (представления) денежно-кредитного регулирования, следует подчеркнуть, что они в своей характеристике и по своему содержанию могут выступать в качестве основы системы денежно-кредитного регулирования. Конечно, представленные точки зрения известных ученых–экономистов не всегда и не всеми могут быть однозначно восприняты в контексте оценочных знаний. Но тем более интересно их восприятие — для более разностороннего подхода к такому сложному явлению, как денежно-кредитное регулирование.
Денежно-кредитное
Оно обозначает два различных понятия: Сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации.
Составляющими системы денежно-кредитного регулирования являются: элементы – объекты и субъекты, компоненты системы (ограниченное число); свойства – качества элементов, дающие возможность количественного описания системы; связи – соединение элементов и свойств в единое целое; структуры как наиболее существенные, устойчивые связи между элементами и как форма организации системы, где важная роль придается состоянию, поведению, равновесию, устойчивости, развитию системы и ее функций. Система выступает как совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих отдельное целое, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Система денежного регулирования должна обеспечивать выполнение потребностей участников денежного оборота: стимулировать к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг; способствовать привлечению инвестиций; обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов; учитывать формирование конкурентных отношений; иметь механизмы, позволяющие снизить негативные (проинфляционные) процессы в денежном обороте.
Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном и региональном уровнях. Это требование предусматривает достижение следующих результатов: создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков, что снижает риски инвестирования; проведение в течение регулируемого периода мероприятий по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств; достижение экономической определенности для потребителей услуг.
Список литературы:
Информация о работе Государственное регулирование денежно-кредитной системы