Государственное регулирование доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

- изучить понятие, формы и факторы доходов населения;

- проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;

- разработать политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

Введение

1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие

1.1 Доходы населения и их формы

1.2 Факторы, определяющие доходы населения

2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства

3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

готов.docx

— 111.46 Кб (Скачать документ)

     В 2008 году, согласно утвержденному правительством графику, дважды повышалась тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. С декабря минувшего года ее размер составляет 77 тыс. рублей. Однако в силу начавшихся кризисных явлений в экономике страны не удалось сохранить планируемую с ноября 2008 года величину тарифной ставки первого разряда на уровне 91 тыс. рублей.

     МЗП к концу 2008 года не достигла уровня бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, что повлекло необходимость ее повышения с начала 2009 года.

     Последствия мирового финансового кризиса не должны существенно повлиять на уровень заработной платы в нашей стране. Однако темпы ее роста в нынешнем 2009 году будут несколько ниже, чем в предыдущем: ожидается, что применительно к среднемесячной заработной плате они составят 113%, к реальной - 100,2-101,1%. В связи с этим в I полугодии 2009 года будут разрабатываться шаги по сдерживанию роста заработной платы и повышения тарифной ставки первого разряда. Тем не менее, вопросы регулирования заработной платы, в том числе график ее повышения в бюджетной сфере, намечено регулярно рассматривать правительством и увязывать с финансовыми возможностями, развитием производственных процессов, динамикой макроэкономических показателей [16].

     Политика  оплаты труда будет и дальше основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования. Приоритетами остаются создание равных прав на труд, условия труда и его оплату для всех субъектов хозяйствования, обеспечение формирования экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов.

     На  первый план выходят необходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников, снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должно привести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низким уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной экономики в условиях мирового кризиса.

     В связи с этим важнейшим направлением совершенствования государственной политики доходов населения призвано стать упрощение системы оплаты труда руководителям организаций, сокращение ограничений, влияющих на размеры их премий и надбавок. В частности, в соответствии с утвержденными в начале 2009 года нормативными правовыми актами устанавливается единый норматив отнесения стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом и 100% - для работников организаций, обеспечивших выполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованной продукции. Наниматель вправе самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Руководителям, обеспечивающим поступление валютной выручки, разрешено устанавливать персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

     Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.

     Главное в условиях либерализации экономики - предоставить больше самостоятельности коммерческим организациям в установлении форм и систем оплаты труда исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и собственных целей организаций. Но в то же время не следует забывать, что оплата труда в бюджетной сфере является приоритетом государственного регулирования. Ее дальнейшее совершенствование обязано базироваться на изменении тарифной ставки первого разряда и Единой тарифной сетки.

     Нужно отметить, что в условиях контролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и ее покупательная способность должны прирастать в меру роста производительности труда. Об обязательности их увязки свидетельствует практика стран с развитой рыночной экономикой.

     Что касается Беларуси, в период 1996-2000 годов наблюдался устойчивый рост коэффициента эластичности реальной заработной платы по производительности труда от 1,3 до 2,1%. В результате стабильного роста экономики реальная заработная плата вплотную приблизилась к уровню 1990 года уже в 2000 году, а в 2001 превысила его на 23,1%. Однако в ее динамике обозначилась явная тенденция падения эластичности относительно производительности труда (таблица 3.1) [14]. 

    Таблица 3.1 - Эластичность реальной зарплаты по производительности труда в экономике Беларуси в 1991-2007 годах

Годы Индекс производительности труда в% к предыдущему году** Индекс реальной заработной платы в% к предыдущему году Коэффициент эластичности реальной заработной платы по производительности труда
1996 103,8 105,1 1,3
1997 111,3 114,3 1,3
1998 107,2 118,0 2,5
1999 102,8 107,3 2,6
2000 105,8 112,0 2,1
1996-2000* 6,15 11,3 1,84
2001 105,2 129,6 5,7
2002 105,9 107,9 1,3
2003 108,0 103,2 0,4
2004 112,0 117,4 1,5
2005 108,5 120,9 2,5
2001-2005* 7,95 15,4 1,94
2006 108,6 117,3 2,0
2007 107,7 109,5 1,2
2008 109,3 109,9 1,06
 

     * Среднегодовые темпы прироста (снижения)

     ** Расчет на основе данных, представленных в Статистическом ежегоднике Республики Беларусь. Минск, 2008 год. С.36,37.

     Соотношение между темпами прироста этих двух показателей зависит от конкретных условий развития той или иной страны. В переходных экономиках ускоренный прирост заработной платы инициирует перераспределительные процессы, направленные на снижение социально-экономического неравенства населения и сокращение уровня его малообеспеченности. Необходимость существенного повышения заработной платы связана с ростом цен на жилье, жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские и образовательные услуги, отменой многих льгот населению, ликвидацией такого института, как общественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственного бюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.

     Размер  заработной платы должен устанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для развития человеческого потенциала.

     Кроме того, макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения реальной заработной платы.

     К тому же следствием перехода к рынку стала необоснованная дифференциация заработной платы в различных отраслях экономики. Поэтому до ее устранения более быстрый рост заработной платы по сравнению с производительностью труда в отдельных отраслях является правомерным.

     Вместе  с тем, несмотря на допустимость и даже известную желательность, в качестве фактора увеличения стоимости живого труда в структуре цены конечной продукции и повышения уровня жизни населения опережение темпов роста заработной платы по сравнению с производительностью труда должно носить кратковременный характер, а именно, до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда в ВВП, за которое может быть принят, например, средний уровень в развитых странах (55-60%).

     Значимая  статья доходов населения - пенсии. Сегодня получателями их различных видов являются 2,6 млн. человек, из них 74,6% начисляются пенсии по возрасту, 11,3% - по инвалидности, 5,3% - по случаю потери кормильца. Доля расходов на эти цели достаточно высока и равняется в настоящее время около 11% ВВП.

     За  период с 1996 по 2007 год среднемесячный размер назначенной пенсии реально увеличился в 4,4 раза. Минимальный размер пенсии по возрасту был доведен до бюджета прожиточного минимума пенсионера, что явилось важным социальным достижением. Выплата социальных пенсий стала производиться в размере не ниже 50% БПМ в среднем на душу населения.

     С 1997 года у нас в стране осуществляется пенсионная реформа - многоаспектная программа, реализуемая в интересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно "мягкий" вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательное использование результатов экономического роста.

     Привязка  повышения пенсий в республике к росту средней заработной платы позволяет реально увеличивать их размеры и соответствующие надбавки.

     В рамках последовательных преобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.

     Усилена дифференциация в отношении тех, кто в свое время был занят на высокооплачиваемых работах и, соответственно, внес наибольший финансовый вклад в пенсионную систему.

     В 2000 году изменен порядок определения  и механизм корректировки минимальных пенсий. Теперь минимальная пенсия по возрасту состоит из двух частей, одна из которых автоматически перерассчитывается в связи с изменением БПМ, а вторая (доплата) - в связи с ростом заработной платы, одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. В таком же порядке производится перерасчет минимальных пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальные пенсии, надбавки и повышения также регулярно автоматически пересматриваются.

     Была  введена еще одна рациональная норма - расширен временной период, из которого определяется заработок для исчисления пенсии. Пятилетний период, за который он учитывался, а также 15-летний период, из которого избирался обратившимся за пенсией, стал ежегодно увеличиваться на один год (но не более чем до числа полных лет фактического стажа работы, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию).

     Наступившее с 2002 года ухудшение финансового состояния Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), связанное как с ростом числа лиц пенсионного возраста, так и с образовавшейся значительной просроченной задолженностью субъектов хозяйствования по уплате взносов на пенсионное страхование, потребовало принятия дополнительных мер. В частности, было введено обязательное социальное страхование индивидуальных предпринимателей, что в целом позволило расширить доходную часть ФСЗН.

Информация о работе Государственное регулирование доходов населения