Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие, формы и факторы доходов населения;
- проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;
- разработать политику государства по регулированию распределения доходов населения.
Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В 2008 году, согласно утвержденному правительством графику, дважды повышалась тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. С декабря минувшего года ее размер составляет 77 тыс. рублей. Однако в силу начавшихся кризисных явлений в экономике страны не удалось сохранить планируемую с ноября 2008 года величину тарифной ставки первого разряда на уровне 91 тыс. рублей.
МЗП к концу 2008 года не достигла уровня бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, что повлекло необходимость ее повышения с начала 2009 года.
Последствия мирового финансового кризиса не должны существенно повлиять на уровень заработной платы в нашей стране. Однако темпы ее роста в нынешнем 2009 году будут несколько ниже, чем в предыдущем: ожидается, что применительно к среднемесячной заработной плате они составят 113%, к реальной - 100,2-101,1%. В связи с этим в I полугодии 2009 года будут разрабатываться шаги по сдерживанию роста заработной платы и повышения тарифной ставки первого разряда. Тем не менее, вопросы регулирования заработной платы, в том числе график ее повышения в бюджетной сфере, намечено регулярно рассматривать правительством и увязывать с финансовыми возможностями, развитием производственных процессов, динамикой макроэкономических показателей [16].
Политика оплаты труда будет и дальше основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования. Приоритетами остаются создание равных прав на труд, условия труда и его оплату для всех субъектов хозяйствования, обеспечение формирования экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов.
На первый план выходят необходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников, снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должно привести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низким уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной экономики в условиях мирового кризиса.
В связи с этим важнейшим направлением совершенствования государственной политики доходов населения призвано стать упрощение системы оплаты труда руководителям организаций, сокращение ограничений, влияющих на размеры их премий и надбавок. В частности, в соответствии с утвержденными в начале 2009 года нормативными правовыми актами устанавливается единый норматив отнесения стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом и 100% - для работников организаций, обеспечивших выполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованной продукции. Наниматель вправе самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Руководителям, обеспечивающим поступление валютной выручки, разрешено устанавливать персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).
Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.
Главное в условиях либерализации экономики - предоставить больше самостоятельности коммерческим организациям в установлении форм и систем оплаты труда исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и собственных целей организаций. Но в то же время не следует забывать, что оплата труда в бюджетной сфере является приоритетом государственного регулирования. Ее дальнейшее совершенствование обязано базироваться на изменении тарифной ставки первого разряда и Единой тарифной сетки.
Нужно отметить, что в условиях контролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и ее покупательная способность должны прирастать в меру роста производительности труда. Об обязательности их увязки свидетельствует практика стран с развитой рыночной экономикой.
Что
касается Беларуси, в период 1996-2000 годов
наблюдался устойчивый рост коэффициента
эластичности реальной заработной платы
по производительности труда от 1,3 до 2,1%.
В результате стабильного роста экономики
реальная заработная плата вплотную приблизилась
к уровню 1990 года уже в 2000 году, а в 2001 превысила
его на 23,1%. Однако в ее динамике обозначилась
явная тенденция падения эластичности
относительно производительности труда
(таблица 3.1) [14].
Таблица 3.1 - Эластичность реальной зарплаты по производительности труда в экономике Беларуси в 1991-2007 годах
Годы | Индекс производительности труда в% к предыдущему году** | Индекс реальной заработной платы в% к предыдущему году | Коэффициент эластичности реальной заработной платы по производительности труда |
1996 | 103,8 | 105,1 | 1,3 |
1997 | 111,3 | 114,3 | 1,3 |
1998 | 107,2 | 118,0 | 2,5 |
1999 | 102,8 | 107,3 | 2,6 |
2000 | 105,8 | 112,0 | 2,1 |
1996-2000* | 6,15 | 11,3 | 1,84 |
2001 | 105,2 | 129,6 | 5,7 |
2002 | 105,9 | 107,9 | 1,3 |
2003 | 108,0 | 103,2 | 0,4 |
2004 | 112,0 | 117,4 | 1,5 |
2005 | 108,5 | 120,9 | 2,5 |
2001-2005* | 7,95 | 15,4 | 1,94 |
2006 | 108,6 | 117,3 | 2,0 |
2007 | 107,7 | 109,5 | 1,2 |
2008 | 109,3 | 109,9 | 1,06 |
* Среднегодовые темпы прироста (снижения)
** Расчет на основе данных, представленных в Статистическом ежегоднике Республики Беларусь. Минск, 2008 год. С.36,37.
Соотношение между темпами прироста этих двух показателей зависит от конкретных условий развития той или иной страны. В переходных экономиках ускоренный прирост заработной платы инициирует перераспределительные процессы, направленные на снижение социально-экономического неравенства населения и сокращение уровня его малообеспеченности. Необходимость существенного повышения заработной платы связана с ростом цен на жилье, жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские и образовательные услуги, отменой многих льгот населению, ликвидацией такого института, как общественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственного бюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.
Размер заработной платы должен устанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для развития человеческого потенциала.
Кроме того, макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения покупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения реальной заработной платы.
К тому же следствием перехода к рынку стала необоснованная дифференциация заработной платы в различных отраслях экономики. Поэтому до ее устранения более быстрый рост заработной платы по сравнению с производительностью труда в отдельных отраслях является правомерным.
Вместе с тем, несмотря на допустимость и даже известную желательность, в качестве фактора увеличения стоимости живого труда в структуре цены конечной продукции и повышения уровня жизни населения опережение темпов роста заработной платы по сравнению с производительностью труда должно носить кратковременный характер, а именно, до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда в ВВП, за которое может быть принят, например, средний уровень в развитых странах (55-60%).
Значимая статья доходов населения - пенсии. Сегодня получателями их различных видов являются 2,6 млн. человек, из них 74,6% начисляются пенсии по возрасту, 11,3% - по инвалидности, 5,3% - по случаю потери кормильца. Доля расходов на эти цели достаточно высока и равняется в настоящее время около 11% ВВП.
За период с 1996 по 2007 год среднемесячный размер назначенной пенсии реально увеличился в 4,4 раза. Минимальный размер пенсии по возрасту был доведен до бюджета прожиточного минимума пенсионера, что явилось важным социальным достижением. Выплата социальных пенсий стала производиться в размере не ниже 50% БПМ в среднем на душу населения.
С 1997 года у нас в стране осуществляется пенсионная реформа - многоаспектная программа, реализуемая в интересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно "мягкий" вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательное использование результатов экономического роста.
Привязка повышения пенсий в республике к росту средней заработной платы позволяет реально увеличивать их размеры и соответствующие надбавки.
В рамках последовательных преобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсию от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.
Усилена дифференциация в отношении тех, кто в свое время был занят на высокооплачиваемых работах и, соответственно, внес наибольший финансовый вклад в пенсионную систему.
В 2000 году изменен порядок определения и механизм корректировки минимальных пенсий. Теперь минимальная пенсия по возрасту состоит из двух частей, одна из которых автоматически перерассчитывается в связи с изменением БПМ, а вторая (доплата) - в связи с ростом заработной платы, одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. В таком же порядке производится перерасчет минимальных пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальные пенсии, надбавки и повышения также регулярно автоматически пересматриваются.
Была введена еще одна рациональная норма - расширен временной период, из которого определяется заработок для исчисления пенсии. Пятилетний период, за который он учитывался, а также 15-летний период, из которого избирался обратившимся за пенсией, стал ежегодно увеличиваться на один год (но не более чем до числа полных лет фактического стажа работы, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию).
Наступившее с 2002 года ухудшение финансового состояния Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), связанное как с ростом числа лиц пенсионного возраста, так и с образовавшейся значительной просроченной задолженностью субъектов хозяйствования по уплате взносов на пенсионное страхование, потребовало принятия дополнительных мер. В частности, было введено обязательное социальное страхование индивидуальных предпринимателей, что в целом позволило расширить доходную часть ФСЗН.
Информация о работе Государственное регулирование доходов населения