Государственное регулирование доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

- изучить понятие, формы и факторы доходов населения;

- проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;

- разработать политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

Введение

1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие

1.1 Доходы населения и их формы

1.2 Факторы, определяющие доходы населения

2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства

3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

готов.docx

— 111.46 Кб (Скачать документ)

     Важным  шагом по совершенствованию организации пенсионной системы стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранение полных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяет максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевое расходование средств социального страхования, является инструментом адаптации пенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формирования ее многоуровневой структуры. Кроме того, индивидуальный учет способствует легализации трудовой деятельности и заработка, а также помогает решать проблему сохранности документов, которые необходимо предоставлять для начисления пенсий. В перспективе его роль будет еще более значимой, поскольку исчисление размеров пенсий предусматривается производить в зависимости от объема уплаченных взносов на пенсионное страхование.

     Сегодняшнее развитие пенсионной системы происходит в условиях неблагоприятной демографической ситуации, при опережающих темпах роста численности пенсионеров над численностью занятого в экономике населения. Причем этот процесс будет усиливаться в последующие десятилетия, что связано с достижением пенсионного возраста лицами, рожденными в послевоенные годы.

     Важным  элементом комплекса мер по снижению нагрузки на пенсионную систему стал вступивший в действие с 1 января 2009 года Закон Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании". Им предусмотрено финансирование пенсий в рамках профессиональной системы за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.

     Один  из резервов пенсионной системы, используемый многими странами мира - стимулирование более позднего выхода на пенсию. К концу текущего года будет подготовлен законопроект, призванный сбалансировать интересы пенсионеров и возможности пенсионной системы.

     Дальнейший ход преобразований пенсионной системы в Беларуси видится как продолжение процесса поэтапного создания всех необходимых новых компонентов пенсионной системы на основе закрепления и развития имеющегося опыта и достижений.

     Одно  из важнейших направлений политики доходов - оказание государственной материальной поддержки семьям с детьми.

     В Республике Беларусь назначаются следующие виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18 лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

     Система социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка постоянно совершенствуется. Сегодня действующей в стране системой государственных пособий охвачено более 512 тыс. детей в возрасте до 18 лет. В 2008 году вступил в действие Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", в котором содержится норма об установлении пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в размере 80% БПМ вместо ранее действующей - 65% БПМ.

     Помимо  этого в Беларуси широкое распространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них - льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количество получателей которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.

     Существенным достижением социально-экономического развития страны последних лет является сравнительно низкий уровень регистрируемой безработицы. Даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса за 2008 год в Беларуси уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного населения [13]. Это один из самых низких показателей среди европейских стран.

     В республике создана действенная  система адресной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения. В 2008 году увеличение объема ресурсов, направляемых на эти цели, повышение критерия нуждаемости для предоставления такой помощи с 60% бюджета прожиточного минимума до 100% позволило расширить охват нуждающихся. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной помощи. Количество белорусов, которым государство помогло таким образом, в последнее время значительно возросло: в 2008 году поддержку получил каждый третий малообеспеченный житель Беларуси (в 2007 году - каждый тринадцатый). Социально уязвимым слоям населения предоставляется гарантированная адресная социальная поддержка в виде натуральной помощи, а также выделения безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.

     Рост  заработной платы и других доходов населения позволил существенно снизить в Беларуси уровень малообеспеченности (бедности), который в 2007 году равнялся 7,7% [13]. Необходимо иметь в виду, что бедность как социально-экономическое явление присуща всем государствам мира.

     Согласно определению бедных как "отдельных лиц или семьи, чьи средства настолько малы, что они оказываются исключенными из минимального приемлемого образа жизни населения стран, в которых они проживают" [13], определенный минимум здесь

     необходимо  увязывать с национальными и культурными особенностями страны, и он может существенно различаться по странам.

     В Беларуси в основе официально принятого метода измерения уровня бедности лежит концепция абсолютной бедности, базирующаяся на учете величины среднедушевого дохода (лица) и его соотнесения с бюджетом прожиточного минимума. В стране, как известно, рассчитываются два потребительских бюджета - минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).

     Порядок формирования МПБ, представляющего собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, определен Законом Республики Беларусь от 9 января 1992 года "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета". Правовой основой для определения БПМ, под которым понимается минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, является Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь".

     Первоначально к малоимущим (бедным) категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов ниже 60% минимального потребительского бюджета. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Однако негативные явления в экономике середины 90-х годов прошлого века вызвали необходимость введения нового, усеченного норматива для оказания государственной социальной помощи, которым стал БПМ. В натурально-вещественном выражении в состав БПМ, в отличие от МПБ, не включены расходы человека или семьи на культурно-просветительские мероприятия, отдых, услуги связи и некоторые другие услуги. Остальные же статьи расходов в обоих бюджетах совпадают и включают: продукты питания, одежду, обувь, предметы общесемейного пользования; лекарства; предметы санитарии и гигиены; жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги; услуги детских дошкольных учреждений.

     Таким образом, в соответствии с белорусским законодательством малообеспеченными гражданами (семьями) считаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Для международных сравнений ООН и Всемирным банком в качестве пороговых значений бедности в стране было предложено использовать показатели долей населения, имеющих различный доход на человека в день, - менее 1 доллара США, менее 2,15 доллара и менее 4 долларов в день по паритету покупательной способности (ППС).

     Перед международным сообществом (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 году сократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризовать как бедность. Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить более чем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальной черты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствии с методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задача успешно реализована уже сегодня.

     В Беларуси наблюдается позитивная тенденция сокращения малообеспеченности, что подтверждается в том числе и международной статистикой. По данным последнего Доклада о развитии человека, в Беларуси на 4 доллара США в день в 2005 году проживало 15,9% населения. Для сравнения: в России - 45,3%, Казахстане - 56,7%, Украине - 44,7% населения. Из восточноевропейских стран бывшего социалистического лагеря: в Польше - 20,6%, Болгарии - 39,9%, Румынии - 54,8% населения [13].

     Наибольшему риску бедности в Беларуси подвержены лица, проживающие в сельской местности, малых городах, а также семьи с высокой степенью иждивенчества. Однако следует отметить, что в сельской местности значительная доля населения занята в личных подсобных хозяйствах, что позволяет компенсировать расходы семей, связанные с приобретением продуктов питания. Поэтому для проживающего там населения наибольшую актуальность имеют "денежные" аспекты бедности, связанные с доступностью непродовольственных товаров и услуг.

     Вторым по значимости местом концентрации бедности в Беларуси выступают малые города, где проживает примерно 6% населения страны. Это явление в малых городах страны, как и в сельской местности, во многом определяется неразвитостью локальных рынков труда, а также неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующих предприятий.

     К наименее проблемным в данном отношении регионам Беларуси относится Минск, областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторые другие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим, социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.

     Для решения проблем малообеспеченности (бедности) в Беларуси разработаны и реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь, Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года и другие.

     Расходы на социальные программы в Беларуси являются одними из самых высоких среди стран СНГ. Широко задействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий, доступ к которым осуществляется по категориальному принципу. В последние годы была проведена рационализация льгот и выплат населению и их значительное сокращение. Высвобождаемые средства направляются на программы адресной социальной помощи, предоставляются наименее защищенным гражданам, а также ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.

     Не  менее значимый аспект предотвращения бедности - обеспечение доступности жилья для малообеспеченных граждан и снижение социальных издержек при повышении оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Для этого разработаны и реализуются программы жилищного строительства с учетом потребности в социальном жилье, использование по соответствующему назначению пустующих домов в сельской местности, сохранение системы безналичных жилищных субсидий для малообеспеченных граждан, снижение предельной нормы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для предоставления жилищных субсидий.

 

Заключение

 

     В результате проведенного анализа можно  сформулировать следующие выводы.

     Доходы  населения рассматриваются как  основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана на системной парадигме, позволяющая рассмотреть доходы населения:

     во-первых, как подсистему, входящую в систему  доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;

     во-вторых, доходы населения представлены как  сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;

Информация о работе Государственное регулирование доходов населения