Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Фондовый рынок, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночных отношений.

Работа состоит из  1 файл

1 вариант.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

 

     

       
 
 
 
 
 
 
 

       

 

       

       
 

     Рисунок 2 - Состав эмитентов 

     Следует отметить, что рынок любой ценной бумаги существует и развивается, если в его основе лежит интерес инвестора к ее приобретению. Поэтому понять интересы инвестора, предложить ему именно те ценные бумаги, которые соответствуют его запросам, — ключ к успеху на фондовом рынке.

     Закон «О рынке ценных бумаг» определяет инвестора как лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец)[14].

     Кроме того, введено понятие «добросовестного приобретателя», которым считается  «лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное».

     Инвесторов  можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым считается их статус. Тогда инвесторов можно разделить на индивидуальных (физических лиц), институциональных (коллективных) и профессионалов рынка, что представлено на рисунке 3.

     Необходимо  заметить, что финансовый посредник - посредник между инвесторами и эмитентами: инвестиционная компания, коммерческий банк и т.д. Финансовые посредники выполняют функцию подбора заемщиков и кредиторов.

     Любой фондовый рынок делится на первичный  и вторичный.

     Первичный рынок объединяет фазу конструирования  нового выпуска ценных бумаг и  их первичное размещение. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3- Состав инвесторов 

     Существует  две формы первичного рынка ценных бумаг:

     - частное размещение;

     - публичное предложение.

     Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному  количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

     Публичное предложение - это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии  путем публичных объявления и  продажи неограниченному числу  инвесторов.

     Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки. Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям:

     - по территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки);

     - по видам ценных бумаг (рынок  акций и т.п.);

     - по видам сделок (кассовый рынок,  форвардный рынок и т.д.);

     - по эмитентам (рынок ценных  бумаг предприятий, рынок государственных  ценных бумаг и т.п.);

     - по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг);

     - по отраслевому и другим критериям.

      Таким образом, общее функционирование фондового рынка можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 4. 
 

     Рисунок 4 – Функционирование фондового рынка

     Таким образом, функционирование фондового  рынка представляет собой достаточно сложную структуру, которую необходимо регулировать со стороны государства.

 

     1.2 Регулирование фондового рынка. 

     Регулирования фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

     Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

       Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это  подчиненность деятельности данной  организации ее собственным нормативным  документам: уставу, правилам и другим  внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

     Процесс регулирования на фондовом рынке  включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

     Государство на фондовом рынке выступает в качестве (2, с.262) :

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

     Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны  общественных органов государственной  власти.

     Система государственного регулирования включает:

     - государственные и иные нормативные  акты;

  • государственные органы регулирования и контроля.

     Формы государственного управления рынка  можно разделить на :

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление.

     Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
  • регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирование профессиональной деятельности;
  • обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержка правопорядка на рынке.

     Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через  находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

     Существуют  две концепции регулирования  государством фондового рынка :

     Первая  концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.

     Вторая  концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

     В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и  жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

     Структура органов государственного регулирования  российского фондового рынка  в настоящее время еще не сложилась. Высшими органами государственной  власти являются: Государственная дума, президент, Правительство. Государственными органами регулирования фондового рынка являются: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Госстрахнадзор.

     Саморегулируемые  организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

     По  российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать  форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

       Надзор за деятельностью саморегулирующихся  организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

     Ярким примером подобных организаций в  нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации