Государственное регулирование инвестиций в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:03, реферат

Описание

Важная роль в организации инвестиционной деятельности принадлежит государству.
Государственная инвестиционная политика - комплекс правовых, административных и экономических доходов государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.

Работа состоит из  1 файл

Гос регулирование инвестиций в Украине.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Гос регулирование  инвестиций в Украине 
 

Роль государства  в инвестиционной деятельности  

Важная роль в организации инвестиционной деятельности принадлежит государству.

Государственная инвестиционная политика - комплекс правовых, административных и экономических доходов государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.

Анализ мировой  практики инвестиционных процессов  дает возможность выделить два типа государственной инвестиционной политики: пассивную и активную. Пассивная  государственная инвестиционная политика состоит в том, что государство применяет методы преимущественно правового и экономического характера, ограничивая непосредственное административное вмешательство в инвестиционные процессы к минимуму. В случае активной государственной инвестиционной политики государство широко применяет все виды методов и часто само становится инвестором.

В Украине инвестиционный процесс регулируют свыше 100 законов  и других нормативных актов, в  частности законы Украины "Об инвестиционной деятельности" (1991 г.), "Об иностранных инвестициях" (1992 г.), "О ценных бумагах и фондовой бирже" (1991 г.) Декрет Кабинета Министров Украины "О режиме иностранного инвестирования" (1993 г.) и др.

Целью государственной  инвестиционной политики является создание конкурентной среды, реализация программ структурной перестройки экономики Украины, направление инвестиций в приоритетные области и программы.  

Комплексный подход к государственному регулированию  инвестиционной деятельности

Инвестиции служат основой перестройки сектора материального производства, а потому государство должно применять весь комплекс экономических, правовых и административных средств для преодоления отрицательной тенденции сокращения объемов инвестиции и повышение инвестиционной активности. Все методы государственного регулирования инвестиционной деятельности взаимосвязаны, а потому применение их не может быть произвольным. Каждая модель государственной инвестиционной политики является определенным объединением мероприятий и соответствующих государственных институтов, которые разрабатывают, реализуют эти мероприятия. Соответствие организационных форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности зависит от состояния развития рыночных отношений, структуры экономики и конкретной экономической ситуации. Недостаточный учет взаимовлияния разных мероприятий инвестиционной политики может существенно ограничить их эффективность.

Определение приоритетных сфер и объектов инвестирования

Главным вопросом государственной инвестиционной политики есть определение приоритетных сфер и объектов инвестирования, которые должны отвечать как долгодействующим национальным интересам государства, так и тим неотложной задачей, которые вытекают из современного состояния и структуры экономики Украины.

В государственной  программе привлечения иностранного капитала определены основные приоритетные сферы инвестиционной деятельности: агропромышленный комплекс (высокопроизводительные агротехнологии, модернизация предприятий  перерабатывающей и пищевой промышленности, производство тары, сельскохозяйственное машиностроение, мини-цеха фермерских хозяйств, химические средства защиты растений); медицинская и микробиологическая промышленность; легкая промышленность; лесопромышленный комплекс; машиностроение (телерадиоаппаратура, электробытовые приборы, пассажирский транспорт, трудные грузовые самолеты, медтехника, верстать с программным управлением); металлургический комплекс (порошковая металлургия, производство белой жести, алюминиевого письма и труб); развитие топливно-энергетического комплекса и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; транспортная инфраструктура; связь; химическая и нефтехимическая промышленность; социальная инфраструктура; преодоление следствий Чернобыльской катастрофы.

По мнению многих украинских экономистов приведенный  перечень есть необоснованным, слишком  детализированной, разветвленным, сложным  для практической реализации. Именно поэтому инвестиционная политика, которая  проводилась в государстве, до сих  пор не дала положительных результатов относительно трансформации структуры экономики Украины.

Налоговое регулирование  инвестиционной деятельности обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением  соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот.

Бюджетное и  денежно-кредитное регулирование  инвестиционной деятельности.

Теоретической подпочвой налогового регулирования  постоянная известная в экономической  литературе бюджетная концепция  американского ученого А. Леффера, который еще в середине 1970-х г. доказал, что налоговые поступления являются одновременно продуктом и налоговой ставки, и налоговой базы (суммы прибыли). С увеличением налоговой ставки соответственно сокращается ее база. Если предприниматели заинтересованы в чистом (после уплаты налогов) доходе, то введение налога будет препятствовать производству налогоблагающих товаров. Вызванное, таким образом уменьшение производства может свести на нет любой предвиденный прирост бюджетных поступлений. На этом основании был сделан общий вывод: оживление деловой, прежде всего инвестиционной активности, можно достичь радикальным облегчением налогового бремени, - точнее оптимальным налогообложением.

Опыт развитых стран относительно стимулирования инвестиционной деятельности свидетельствует, что на нее положительно влияет дифференцированный подход к предоставлению целевых налоговых скидок или определенных льгот.

К методам налогового стимулирования инвестиционных процессов  прежде всего относится льготное налогообложение прибыли. Методы налогового регулирования инвестиционных процессов можно поделить на четырех группы:

1) внедрение  дифференцированных ставок налогообложения; 

2) увольнение  от уплаты налога на определенный  срок;

3) уменьшение  базы налогообложение; 

4) устранение  двойного налогообложения.

Система налогообложения  должна иметь инвестиционную направленность, которая достигается применением  в налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в  зависимости от размера полученной прибыли (дохода) и уровень использования  прибыли на инвестиционно-производственные цели. Это дает возможность активизировать инвестиционную деятельность в приоритетных направлениях. Кроме этого, возможное применение снижающихся коэффициентов в зависимости от прироста (сравнительно с предшествующим налоговым периодом) части прибыли, которая используется на производственное развитие.

Эффективным методом  налогового регулирования инвестиционной деятельности есть внедрение механизма  избежание двойного налогообложения  прибыли и дивидендов акционерных  обществ. Налогообложение дивидендов на уровне акционеров целесообразно осуществлять по более низкой ставке, чем налогообложение других доходов, которые увеличивают активность инвесторов относительно вкладывания средств в акции предприятий.

Уменьшение базы налогообложение предусматривает исключение из состава прибыли и дохода, который подлежит налогообложению, тех ее частей, которые направляются при инвестировании. Такое уменьшение целесообразно проводить после осуществления операций вкладывания средств в сферы и объекты инвестирования, которые признанные приоритетными.

Инвестиционные  льготы можно предоставлять лишь на непродолжительный срок, связанный  с выходом предприятия на проектную  мощность, поскольку постоянные льготы приводят к значительным структурным  деформациям в экономике, снижают конкуренцию.

Бюджетное и  денежно-кредитное регулирование  инвестиционной деятельности

Бюджетные методы регулирования для Украины имеют  особое значение, поскольку рынок  инвестиционных ресурсов недостаточно сформирован, существует гипертрофированная структура экономики, чрезмерная дифференциация технического уровня производств, высокий уровень монополизации, не замкнутость на внутреннем рынок производственных циклов, банки почти не осуществляют долгосрочного кредитования, а собственных инвестиционных средств предприятиям недостает.

Для увеличения бюджетного инвестирования необходимо реформировать структуру бюджетных  расходов, уменьшая при этом затраты  дотационного характера и соответственно увеличивая финансирования инвестиционно-инновационных программ. С этой целью в текущий бюджет страны целесообразно ввести отдельной статьей бюджет развития, основной задачей которого является финансирование государственных инвестиционных проектов. Источником пополнения бюджета развития могут быть кредиты международных организаций, кредиты Нацбанка, выплати по ранее предоставленным займам, поступление от выпуска в обращение долгосрочных инвестиционных облигаций с доходом, который гарантируется залогом конкретного имущества, которое находится в государственной собственности.

Расширение бюджетного инвестирования может сопровождаться реформированием системы оплаты работы, увеличением части заработной платы в затраты на производство продукции. Это возможно только при  реализации инновационных проектов, внедрение которых повысит производительность работы и станет основанием для возрастания оплаты работы. Увеличение заработной платы дает возможность отказаться от многих социальных программ и субсидий, сократив расходы бюджета с одновременным высвобождением дополнительных средств на потребности структурной перестройки.

Важным фактором активизации инвестиционных процессов  является денежно-кредитная государственная  политика. Такая политика влияет на инвестиционные условия, регулируя  денежное обращение и работу банковской системы, которая создает свободные денежные средства. Национальный банк в зависимости от состояния экономики осуществляет кредитную экспансию или кредитную рестрикцию. Кредитная экспансия проводится в период экономического спада для стимулирования экономического развития. Подорожание кредитных ресурсов принуждает инвесторов вкладывать средства в наиболее эффективные, прибыльные проекты.

На протяжении последних лет Национальный банк Украины проводил очень непоследовательную политику изменения учетной ставки. Так, на протяжении 1997-1998 гг. она изменялась восемь раз и колебалась от 15% в конце 1997 г. до 82% в конце 1998 г. Слишком широкий диапазон колебаний учетной ставки НБУ привел к резкому уменьшению удельного веса долгосрочных кредитов и свертыванию инвестиций в сферу материального производства. В 1998 г. реальные инвестиции снизились по сравнению с предшествующим годом на 6,9%, причем снизились инвестиции в объекты производственного назначения.

Государство через  Национальный банк проводит операции на фондовом рынке, то есть осуществляет эмиссию, продажу, куплю государственных ценных бумаг. Устанавливая выгодные для покупателя условия (цена или дивиденды) относительно своих ценных бумаг, государство стимулирует куплю их юридическими и физическими лицами, уменьшая количество свободных денег, которые могут быть использованы для кредитования инвестиций через банковскую систему.

В сравнении  с рынком ценных бумаг банковская система в финансовом и организационном  плане более готова к активному  включению в инвестиционные процессы. Однако и до сих пор преобладает мотивация к краткосрочному кредитованию и расчетно-кассового обслуживанию клиентов. Сеть специализированных инвестиционных банков, как это имеет место в промышленно развитых странах, так и не создана. Необходимо стимулировать процесс создания таких банков, предлагая выгодные экономические нормативы их деятельности, ориентируясь на долгосрочных инвестиционных кредитах. Банковская система имеет уже незаурядный капитал, пригодный для инвестиций. Необходимо разработать механизм стимулирования перераспределения банковских активов в сторону долгосрочного инвестирования. Активизировать участие коммерческих банков в инвестиционном процессе можно переходом на сменные процентные ставки, созданием промышленно-финансовых групп, льготным налогообложением доходов банков от долгосрочных кредитов.  
 
 
 
 
 
 

Регулирование инвестиционной деятельности проведением  гибкой амортизационной политики

Амортизационная политика является одним из главных  рычагов, которые дают возможность государству на макроуровне влиять на инвестиционную сферу. В промышленно развитых странах среди источников инвестиционных ресурсов средства амортизационного фонда, которые являются частью собственных средств предприятий, наиболее весомые.

Анализируя процессы воспроизводства основных фондов в Украине большинство экономистов соглашается с тем, что существующая амортизационная политика не оказывает содействие, а наоборот, противодействует накоплению инвестиционных ресурсов. Многоразовые задержки индексации основных фондов, применение заниженных индексов и коэффициентов привели к тому, что размеры амортизационных отчислений предприятий в несколько десятков раз меньше сумм, реально необходимых для воспроизведения основных фондов. За последние десять лет амортизационные фонды украинских предприятий практически полностью утратили свое значение как источник собственных средств для финансирования инвестиций.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций в Украине