Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:03, реферат
Важная роль в организации инвестиционной деятельности принадлежит государству.
Государственная инвестиционная политика - комплекс правовых, административных и экономических доходов государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.
Законом Украины "О налогооблогаемой прибыли предприятий" от 22 мая 1997г. для всех субъектов предпринимательской деятельности установлен режим ускоренной амортизации, которая специализируется на внедрении повышенных, но постоянных на весь период, норм амортизационных начислений и расчет износа, исходя из остаточной стоимости групп основных фондов. В экономической литературе такой метод называется "методом остатка, который уменьшается". Больший объем сформированных средств амортизационного фонда могли бы быть направлены на новое инвестирование. К сожалению, общую положительную направленность ускоренной амортизации существенно ограничил Закон начисления амортизации и принятый в 1998 г. о порядке отчислений части амортизационных средств в бюджет. Так, вследствие обязательного отчисления 10% амортизации в бюджет, в Украине была фактически прекращена работа 200 тысяч предприятий, а бюджет недополучил 3,5 млрд. грн.
С целью активизации инвестиционных процессов целесообразно:
проводить индексацию основных фондов соответственно темпам роста цен с периодичностью не меньший чем один раз в год;
отказаться от
применения понизительных коэффициентов
по нормам амортизации; прекратить практику
изъятия амортизационных
разрешить предприятиям самостоятельно выбирать методы амортизации и свободно переходить из ускоренных методов на равномерные;
ввести систему
контроля целевого использования амортизационных
фондов на целевое инвестирование в
производство.
Регулирование фондового рынка
Правовую основу
регулирования фондового рынка
составляют законы Украины: "О ценных
бумагах и фондовой бирже" (1991
г.), "О хозяйственных обществах"
(1995 г.) "О банках и банковской деятельности"
(1991 г.), "О государственном
В рыночной экономике фондовый рынок - инструмент реализации регулятивной функции закона спроса и предложения. Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного переливания капиталов в наиболее эффективные области хозяйства. Фондовый рынок - сегмент как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую область, внутренне фирменное кредитование и т.п.. При условиях развитого рыночного отношения фондовый рынок функционирует в виде рынка ценных бумаг.
В процессе регулирования фондового рынка государство может применить прямые и косвенные методы влияния на инвестиционную активность.
К методам прямого влияния относится:
1. Эмиссия государственных
ценных бумаг (облигаций
2. Продажа пакетов
акций приватизированных
3. Создание системы
защиты инвесторов от потерь
привлечением к этой сфере
государственных страховых
4. Предотвращение
монополизации фондового рынка.
Рис. 1 Перераспределительный механизм фондового рынка
движение капиталов движние ценных бумаг и выплат
по ним
Государство может
осуществлять и косвенное регулирование
фондового рынка через
Экспертиза инвестиционных проектов
Важной стороной государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. В соответствии с украинским законодательством обязательной государственной экспертизе подлежат государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуются за счет бюджетного и внебюджетного средства. Инвестиции, которые осуществляются за счет других источников финансирования, подлежат государственной экспертизе по вопросам соблюдения экологических, санитарно-гигиенических требований, пожарной безопасности, прочности и необходимой долговечности домов и сооружений, а также архитектурных требований.
Особые требования относятся к экспертизе инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, если инвесторы претендуют на получение определенных налоговых, таможенных и других льгот. Такие инвестиционные проекты должны относиться к приоритетным сферам экономики, оказывать содействие созданию новых рабочих мест на предприятиях, предусматривать внедрение современных или перспективных и экологически безопасных видов технологий, оказывать содействие снижению энергозатрат на единицу продукции, ориентироваться на наиболее рациональное использование сырьевой базы Украины, быть конкурентоспособными на международных рынках.
Обеспечение защиты инвестиций
Повышение инвестиционной
активности в стране непосредственно
связанное с гарантиями, которые
предоставляет государство
Защита инвестиций осуществляется государственными органами в разных формах. Прежде всего государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности инвестора. Всем инвесторам, в том числе и иностранным, обеспечивается равноправный правовой режим инвестиционной деятельности, который включает применения мероприятий дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, вывоза иностранными инвесторами вложенных ценностей и прибылей, полученных от инвестиционной деятельности, ликвидации инвестиций.
Для защиты инвестиций
Законом предусмотрено, что они
могут, а иногда и обязательно
страховаться. Страховые компании играют
значительную роль в инвестиционном
процессе, обеспечивая предпринимателям
защиту от инвестиционных рисков. Страховые
соглашения являются также необходимым
условием для получения кредитов для инвестирования.
С целью страхования инвестиционных рисков
в Украине создана система страховых и
перестраховых компаний, которая обслуживает
отечественных и иностранных инвесторов.
Привлечение иностранных инвестиций и регулирования условий осуществления инвестиций заграницу государства
Привлечение иностранного капитала для инвестирования экономики страны осуществляется по трем основными формами:
-прямое инвестирование через создание как предприятий с иностранным капиталом, так и общих предприятий;
-продажа иностранным инвесторам ценных бумаг;
-получение кредитов,
займов и гарантий
Деятельность иностранных инвесторов в Украине регулируется почти 70 законодательными и нормативными актами. Главными среди них - Законы Украины "О защите иностранных инвестиций" (1991 г.), "Об иностранных инвестициях" (1992 г.), "О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине" (1994 г.), "О режиме иностранного инвестирования" (1996 г.), "О концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине" (1994 г.), рядом положений других законов. Иностранному инвестору довольно тяжело разобраться во множестве этих законодательных актов и нормативных положений, которые часто противоречат друг другу и испытают постоянные изменения и дополнений, которые ухудшают условия деятельности иностранных инвесторов. Так, через многочисленные "приостановлении" и прямой отмене отдельных положений законодательная деятельность государства относительно иностранного инвестирования только дискредитировала себя в глазах потенциальных инвесторов.
Иностранные инвесторы проявляют к Украине большой интерес, о чем свидетельствует стойкая тенденция к увеличению иностранных инвестиций. Положительные изменения происходят и в их структуре. Так, до 1997 г. большинство иностранных инвестиций приходилось на нематериальную сферу, и прежде всего на торговлю и коммерческую деятельность (до 34% прямых инвестиций). В 1997 г. часть иностранных инвестиций в материальную сферу выросла с 40,1% до 53,9%, а на первое место по объему вышла пищевая промышленность (19,2%), что можно положительной тенденцией (табл. 1).
Тем не менее, объемы иностранного инвестирования далеко не отвечают потребностям Украины, так к примеру в Польшу за одни и те же года было вложено 20,7 млрд долларов США.
Таблица 1. УДЕЛЬНЫЙ
ВЕС ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1995
1996
1997
1998
Валовые инвестиции,
млн. грн
14640
18453
20073
21 501
Прямые иностранные
инвестиции, млн доларов США
413,5
541,2
759,2
992,4
Средний официальный
курс гривни к долара США, грн.
1,473
1,830
1.862
2,756
Удельный вес
иностранных инвестиций, %
4,2
-5,4
7,0
12,7
Кроме того, прямые иностранные инвестиции в Украине имеют некоторые отрицательные особенности. Они не создают национального капитала, прибыль, полученную от иностранного инвестирования, преимущественно вывозится. Так, в 1997 г. с полученного иностранными инвесторами прибыли в сумме 58,7 млн долларов США было реинвестировано лишь 5 млн. долларов США.
Активизация привлечения иностранных инвестиций в производственную сферу требует определенного льготного режима налогообложения. Например, налог на прибыль производственных предприятий с иностранными инвестициями в странах Восточной Европы колеблется от 6 до 12%, тогда как в США он составляет близко 40%. Исходя из условий конкуренции на мировом рынке капиталов, Украина не может устанавливать более высокие ставки налогообложения прибыли от иностранных инвестиций, чем те, что существуют в других странах Восточной Европы. Эффективными средствами также является внедрение инвестиционного налогового кредита или налоговых каникул, быстрое списание капитала через ускоренную амортизацию, временное создание льготных условий для реализации продукции, выработанной на предприятиях с иностранными инвестициями.
Важной сферой государственного регулирования инвестиционной деятельности является определение условий осуществления инвестиций за границу страны. Соответственно действующим нормативным актам установлены такие условия предоставления индивидуальных лицензий на осуществление резидентами инвестиций за границу страны:
-резиденты могут
осуществлять инвестиции за
Информация о работе Государственное регулирование инвестиций в Украине