Государственное регулирование экономики на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Экономика курсач.doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)

·   степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

         Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов  определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран  показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1.    Государственное  имущество, общегосударственные  ресурсы.   За пользование ими  могут взиматься плата, вноситься  определенные взносы.

2.    Обязательные  платежи физических и юридических  лиц, взимаемые в виде различных  налогов и сборов.

3.    Привлеченные  ресурсы в форме государственных  займов, доходов от реализации  других ценных бумаг, лотерей,  части вкладов в государственные  банки и др.

 В свою очередь,  доходы бюджета подразделяются  на такие виды как: налоговые,  неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

    • Налог на добавленную стоимость;
    • Акцизы;
    • Налог на прибыль и доходы;
    • Экологический налог;
    • Налог на недвижимость;
    • Таможенные экспортные и импортные пошлины;
    • Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

 К неналоговым доходам  относятся доходы:

    • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
    • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

2.3 Кредитно-денежное регулирование.

 

Под денежно-кредитной  политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно  кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и регулирует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Поскольку денежно-кредитная политика – важнейшее направление макроэкономического регулирования, их конечные цели совпадают. Таковыми являются:

- устойчивые темпы экономического  роста;

- высокий уровень занятости;

- стабильный уровень цен;

- равновесие платежного баланса.

Поскольку отсутствует прямой механизм воздействия денежно-кредитной политики на сферу производства, центральный банк страны устанавливает промежуточные цели денежно-кредитного регулирования: предложение денег (денежная масса), процентную ставку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способствуя реализации конечных целей. Для достижения промежуточных целей центральный банк в свою очередь определяет набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.

Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение денег. В его формировании участвуют три типа экономических субъектов: центральный банк, коммерческие банки, другие экономические субъекты (фирмы, население). Особая роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, поскольку они способны создавать новые деньги, используя избыточные резервы, источником которых служат депозиты. Увеличение (уменьшение) банковских резервов приводит к расширению (сужению) денежной массы, определяемому банковским мультипликатором. Он рассчитывается как величина, обратная норме обязательных резервов.

Эффективность монетарной политики в  значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации, однако прежде всего они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют так же косвенные и прямые методы регулирования.

 Основными инструментами являются: дисконтная политика, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Изменение учетной ставки – старейший метод денежно- кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью банков понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует на денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) являются оперативным инструментом влияния на денежную базу.

Еще одним инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно, во-первых, ведет к изменению величины денежной базы, а во-вторых, оказывает влияние на денежный мультипликатор, а значит — и на способность коммерческих банков создавать новые деньги.

В период инфляции центральный  банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки или оставляют сумму обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшают выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы, или увеличивают ее согласно требованиям центрального банка. Для этого им необходимы свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги либо потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд, Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в других банках и потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков создавать деньги. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Понижение резервной  нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и увеличивает тем самым возможности создания новых денег коммерческими банками, а значит, и предложение денег в стране.

Национальный банк Республики Беларусь в период с 1992 г. и по настоящее  время в зависимости от состояния  экономики и задач, стоящих перед ней, проводил различную денежно-кредитную политику. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал  проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. — 139,3 % . Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным уд ер-В последние годы ее основными целями были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В соответствии с данными целями Национальный банк, начиная с 2000 г., проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Ее реализация способствует финансовой стабилизации экономики, созданию условий для длительного экономического роста, снижению инфляции, укреплению банковской системы.

2.3 Антимонопольная политика государства и механизм антимонопольного регулирования

 

Антимонопольная политика - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Антимонопольное регулирование  обеспечивает соблюдение установленных  «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

  • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;
  • правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
  • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
  • порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
  • порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
  • порядок выявления монопольных цен;
  • порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
  • порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
  • порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Информация о работе Государственное регулирование экономики на макроуровне